Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»5 / 2009

Дифференциация понятия бюджетной услуги

Зырянова Елена Владимировна, Соискатель аспирантуры Пермского Государственного Университета, Россия

Differentiation of the concept of fiscal services - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 21

Аннотация:
Понятие «бюджетная услуга» является производным от понятия «государственная услуга» и рассматривается как его конкретизация в социальной сфере. Бюджетная услуга характеризует социальную услугу с количественной стороны, показывая истоки и характер финансирования. Процесс дифференциации понятия бюджетной услуги приобрел чёткое направление вследствие формирования регионами реестра бюджетных услуг.
Цитировать публикацию:
Зырянова Е.В. Дифференциация понятия бюджетной услуги // Российское предпринимательство. – 2009. – Том 10. – № 5. – С. 25-30.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Современное функционирование системы оказания бюджетных услуг со всей очевидностью показывает необходимость четкой дифференциации понятия бюджетной услуги. Этому предшествовал длительный процесс идентификации понятия «бюджетная услуга» путем трансформации термина «государственная услуга» на уровне субъектов Федерации в период 2004—2008 гг. [1-3]. При этом признается, что в настоящее время даже на федеральном уровне продолжает отсутствовать однозначное понимание термина «бюджетная услуга», хотя этот термин является центральным понятием в комплексе категорий, используемых при разработке стандартов бюджетных услуг

«Государственная услуга» и «бюджетная услуга» — сближение понятий

Понятие «бюджетная услуг» является производным от понятия «государственная услуга» и может рассматриваться как конкретизация понятия «государственная услуга» в части реализации функции государства на федеральном уровне в социально-культурной сфере.

Государственная услуга, предоставляемая в соответствии с Бюджетным кодексом РФ [4], рассматривается как реальный, поддающийся стандартизации и контролируемый по качеству конечный продукт органов исполнительной власти. Результатом предоставления государственной услуги является перечисление денежных средств территориальным органом исполнительной власти или его подразделением, например, департаментом социального развития, на соответствующий счет в кредитно-финансовой организации. Впервые термин «государственная услуга» упоминается в 2002 г. связи с административной реформой [5]. Возникновение понятия «государственная услуга» и дальнейшая его трансформация в понятие «бюджетная услуга» рассматривается научной общественностью как позитивный процесс как с правовой, так и экономической точек зрения [6], поскольку создает основу для методичного исследования и слежения за реальными потребностями различных слоев населения.

Государственная услуга рассматривается как деятельность органа исполнительной власти, выражающаяся в совершении действий и принятии решений, влекущих возникновение, изменение или прекращение правоотношений или возникновение документированной информации в связи с обращением гражданина или организации в целях реализации их прав, законных интересов либо исполнения обязанностей, возложенных на них нормативными правовыми актами.

После большого числа редакций и уточнений, вводимых в результате постоянно возникающей необходимости приводить данный документ в соответствие с реалиями экономического пространства, Бюджетный кодекс РФ только в редакции от 09.02.2009 [4] конкретизирует понятие государственной услуги как бюджетной услуги, то есть ключевой единицы бюджетной ответственности органов государственной власти и муниципальных образований. Однако это определение фактически уравнивает зону действия государственной и бюджетной услуги, фактически отождествляя их. Между тем, это далеко не так.

Социальная услуга

Предоставление государственных услуг рассматривается как функция и выделяется в отдельную группу в общем перечне государственных функций. При этом с точки зрения классификации функций государственные услуги подразделяются на внешние, или собственно государственные услуги, и внутренние, то есть обеспечивающие услуги.

К числу внешних услуг относят защиту прав и законных интересов граждан и организаций, распределение материальных ресурсов, предоставление информации, консультации и методическую помощь.

К внутренним услугам относится внутренний учет и отчетность, информационные технологии, экспертно-аналитические услуги, управление человеческими ресурсами, социально бытовые услуги, хозяйственные услуги.

Учитывая специфику формирования и распределения региональных бюджетов и принимая во внимание функции региональных исполнительных органов и следует признать, что те услуги, которые оказываются в сети бюджетных учреждений (в том числе здравоохранение, культура, образование) и в отношении которых по своей сути и применим термин «бюджетные услуги», относятся к числу внутренних государственных услуг, а именно в части социальных услуг. Зачастую понятие социальной услуги трактуется несколько ограниченно, относя к ее получателям физических лиц из определенных социальных групп, относимых к числу малозащищенных: инвалиды, пожилые люди, дети, малоимущие граждане. Однако понятие «бюджетная услуга» в части предоставляемых социальных благ следует трактовать гораздо более широко. Сюда следует относить и образование, и здравоохранение, и деятельность библиотек, музеев, театров.

Реестр государственных услуг

Понятие «бюджетная услуга» смыкается с понятием «социальная услуга». Можно утверждать, что оба эти понятия относятся к одному и тому же объекту, но характеризуют его с разных сторон. Социальные услуги — это услуги, оказываемые населению в социальной сфере (наука, образование, здравоохранение, культура, физическая культура и спорт, общественный транспорт, коммунальные услуги), а также в сфере жилищно-коммунального хозяйства и общественного транспорта. Они предоставляются физическими лицами и организациями различных организационно-правовых форм. Социальные услуги оказываются населению на платной, частично платной и бесплатной основе. Социальная услуга характеризует процесс с качественной стороны, а бюджетная услуга – с количественной, показывая истоки и характер финансирования социальной услуги. Бюджетные социальные услуги – это услуги, оказываемые отдельно взятому человеку, группе лиц или организациям различных организационно-правовых форм и оплачиваемые полностью или частично за счет бюджетных средств. Конкретное содержание бюджетной услуги определяется перечнем направлений деятельности и механизмов предоставления услуги, установленных законом или иным нормативно-правовым актом в соответствии с существующим комплексом полномочий и функций органов исполнительной власти.

Процесс дифференциации понятия бюджетной услуги приобрел более чёткое направление вследствие формирования регионами реестра государственных услуг, представляющего собой сводный перечень всех услуг, финансируемых из федерального бюджета, и включающего описание содержания услуг, их получателей и источников финансирования.

Критерии и качество бюджетной услуги

Итак, появилась конкретная увязка смысла понятия «государственная услуга» и экономических и финансовых источников ее возникновения, а также способов реализации. Сравнение разных определений бюджетной услуги показывает, что наиболее значимыми критериями ее выделения являются нормативная закрепленность услуги, производитель услуги (орган исполнительной власти) и источник финансирования – бюджет соответствующего уровня.

Таким образом, понятие бюджетной услуги может быть дифференцировано как условное обозначение результатов (включая работы, товары и услуги) деятельности бюджетных организаций, осуществляемой в рамках их компетенции и ответственности, финансируемой за счет федерального бюджета, и направленной на удовлетворение потребностей отдельных граждан, групп граждан, населения в целом и организаций. Критериями выделения бюджетной услуги являются:

— наличие целевой группы, то есть граждан и организаций, на удовлетворение потребностей которых направлена деятельность органов власти;

— взаимодействие государства с гражданами или организациями, являющимися конечными потребителями услуги;

— нормативно-правовое закрепление гарантии права на получение услуги; нахождение предоставления услуги в компетенции органов власти федерального образования;

— финансирование услуги из бюджета федерального образования;

— значимый социально-экономический эффект, то есть непосредственное влияние на изменение состояния целевой группы потребителей услуги.

Одновременно с дифференцированным понятием бюджетной услуги вводится понятие ее качества, определяемого как совокупность характеристик услуги, определяющих ее способность удовлетворять потребности получателя в отношении содержания и результата услуги. При этом рассматривается и качество предоставления бюджетной услуги, определяемого как совокупность характеристик процесса и условий оказания услуги, обеспечивающих удовлетворение потребности получателя в отношении процесса оказания услуги.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241