Развитие инновационных подходов к управлению финансовыми потоками ТНК

Прокопенко Д.О.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 5-2 (135), Май 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Прокопенко Д.О. Развитие инновационных подходов к управлению финансовыми потоками ТНК // Российское предпринимательство. – 2009. – Том 10. – № 5. – С. 61-66.

Аннотация:
В современных кризисных условиях необходимо пересматривать подходы к организации и принципам международного финансового менеджмента. Основной акцент должен быть сделан на централизацию, основанную на инновационных подходах к управлению финансовыми потоками ТНК. В статье рассмотрены основные инновационные подходы к управлению финансовыми потоками ТНК.

Ключевые слова: ERP-системы, финансовый менеджмент, финансовые потоки, транснациональные компании, неттинг, tms-система

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



В условиях кризиса глобального финансового рынка управление финансами транснациональных компаний (ТНК) становится ключевой задачей. Сегодня крупнейшие мировые ТНК столкнулись с кризисом ликвидности, что привело многие из них на грань банкротства. В этой ситуации дальнейшее существование и развитие ведущих корпораций определяется суммой непогашенной задолженности и возможностью оперативно изыскать необходимые финансовые ресурсы. Очевидно, что организация и принципы управления финансами ТНК должны быть несколько пересмотрены.

По мнению автора, в условиях нестабильности основной акцент в международном финансовом менеджменте должен быть сделан на централизацию управления финансовыми потоками. Это позволит обеспечить бесперебойные поступления денежных средств, минимизировать потребности в краткосрочных заемных средствах, поддерживать способность корпорации своевременно погашать свои обязательства.

Многосторонний неттинг

Основой централизации управления финансовыми потоками ТНК должно стать применение инновационных подходов к управлению и автоматизация. Сегодня к ним можно отнести:

– совместные сервисные центры;

– внутрифирменные банки;

– платежные центры.

Эволюция данных подразделений происходила следующим образом. Вначале один из отделов головной компании холдинга оказывал поддержку дочерним предприятиям ТНК в отдельных областях валютно-финансовых отношений. Основными были вопросы организации финансирования и хеджирования. По мере роста объёма операций возникает вопрос снижения издержек внутрифирменных платежей. Для этого центральное казначейство начинает действовать как центр многостороннего неттинга [1] между подразделениями ТНК, и зарождаются совместные сервисные центры.

Совместный сервисный центр – это структурная единица ТНК, обычно выделенная в качестве отдельного юридического лица, которая предоставляет услуги различным ее подразделениям. В 2006 г. в Европе насчитывалось 200 компаний, использовавших подобные центры [4]. Главными целями их создания являются:

– сокращение средств, хранящихся у подразделений ТНК для покрытия непредвиденных расходов;

– консолидация отношений с банками-партнерами.

Для достижения этих целей совместный сервисный центр выполняет следующие функции:

– многосторонний неттинг между дочерними компаниями;

– концентрация ликвидных средств;

– организация финансирования;

– инвестирование свободных средств;

– хеджирование валютных и других рисков.

Внутрифирменный банк

На следующем этапе казначейство принимает на себя ответственность за платежи третьим фирмам и концентрацию ликвидных средств. Совокупность этих задач делает необходимым развитие новой модели – внутрифирменного банка. Его деятельность заключается в предоставлении структурным единицам ТНК платежно-расчетных услуг на той же основе, на которой это делают коммерческие банки.

При данной системе все подразделения вступают в отношения с единственным контрагентом – внутренним банком. В его деятельности ярко выражена оперативная составляющая. В 2004 г. уже функционировало не менее 15 подобных структур ТНК, в том числе у таких корпораций, как BP, Shell, Philips [3]. Для ТНК создание внутрифирменного банка приносит ряд преимуществ:

– сокращение издержек (отсутствует плата за услуги внешних организаций);

– возможность использования более выгодных инструментов финансирования;

– повышение прозрачности и прогнозируемости финансовых потоков;

– осуществление контроля над финансовыми ресурсами и расходованием средств.

Что касается платежного центра, то он изначально ориентируется не только на внутрифирменные трансакции, но и на осуществление платежей сторонним фирмам по поручению дочерних компаний. При реализации подобной модели происходит полная централизация управления финансами и ликвидностью ТНК.

Необходимо также отметить, что в процессе организации подобных форм управления финансами корпорации сталкиваются с рядом проблем:

– локальное законодательство, запрещающее проведение некоторых операций;

– необходимость реорганизации корпоративной структуры и культуры;

– значительные усилия в области правового оформления методики деятельности.

Но многие ТНК смогли организовать свои финансовые подразделения и предоставлять услуги не только внутренним, но и внешним пользователям.

ERP-системы на службе у ТНК

В основе всех представленных форм управления финансами ТНК лежит автоматизация, базирующаяся на применении информационных систем.

Сегодня применение современных информационных технологий является одним из важнейших инструментов повышения эффективности международного финансового менеджмента. С его помощью значительно сокращаются издержки, нивелируется риск «человеческого фактора» при осуществлении транзакций. Кроме того, появляется возможность установить эффективные механизмы финансового контроля и подтвердить их с точки зрения аудита, а сотрудники казначейства освобождаются от рутинных обязанностей.

Выделяют три основных направления автоматизации, каждый из которых представлен особым типом информационной системы:

1) система планирования ресурсов предприятия (Enterprise Resource Planning System, ERP);

2) система управления казначейскими операциями (Treasury Management System, TMS);

3) системы взаимодействия с банками.

ERP представляет собой интегрированную информационную систему, охватывающую все области деятельности предприятия: планирование, управление продажами, запасами, производством, закупками, финансами и т.д. Построение подобных систем осуществляется по модульному принципу, что позволяет корпорации выбирать и внедрять именно те модули, которые она считает ключевыми. ERP-системы основаны на выделении и поддержке бизнес-процессов ТНК.

Производственные процессы описывают материальные потоки (технологические операции, логистические и т.д.), а бизнес процессы – информационные (например, ведение управленческого планирования и учета, документооборот и т.д.) [2].

TMS-система

Большинство современных ERP-систем имеют недостатки в сфере управления финансовыми потоками и рисками. В настоящее время происходит активное развитие программных продуктов, связанных с автоматизацией финансовых потоков ТНК, то есть TMS. Внедрение подобной системы подразумевает выполнение ряда задач:

1) поддержка финансового учёта и отчётности в масштабах ТНК в целом;

2) обеспечение планирования и прогнозирования ликвидности;

3) осуществление процессинга казначейских операций.

TMS-система обычно включает в себя такие компоненты, как база данных, интерфейс для генерирования отчётности, программу для осуществления казначейских операций и проводок, систему контроля и составления прогнозов. Она базируются на Интернет-технологиях, что дает возможность устанавливать программу на сервере в основном месторасположении казначейства и предоставлять удаленный доступ к ней сотрудникам в регионах.

С точки зрения автора, применение приведенных инновационных подходов к управлению финансовыми потоками является ключевым моментом повышения конкурентоспособности российских ТНК.

На российских предприятиях, как правило, в первую очередь компьютеризируют­ся самые критические участки или отдельные подразделения, после чего очередь доходит до других участков. В результате оказывается, что информационные системы, обслуживающие различные функцио­нальные сферы и уровни управления в организации, относятся к разным поколени­ям информационных технологий.

Данные, поступающие из разных информационных систем, оказываются несогласованными. Причем одни и те же данные могут повторно вручную вводиться в различные системы [1, с. 697]. Но именно комплексные системы управления финансами позволят вывести финансовый менеджмент российских ТНК на новый уровень.

[1] Неттинг в данном контексте обозначает, с одной стороны, сокращение числа валютных сделок путем их укрупнения и согласования действий всех участников ТНК, с другой стороны, речь может идти о взаимной компенсации обязательств и активов между филиалами и подразделениями ТНК. Такая операция позволяет достичь экономии на комиссионных и уменьшает валютные риски — прим. ред.


Страница обновлена: 19.04.2024 в 14:28:28