Экологический аспект устойчивого развития предприятий газовой отрасли

Кокуева А.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 5-2 (135), Май 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Кокуева А.А. Экологический аспект устойчивого развития предприятий газовой отрасли // Российское предпринимательство. – 2009. – Том 10. – № 5. – С. 82-87.

Аннотация:
В настоящее время очень много внимания уделяется вопросам управления устойчивостью развития отдельных предприятий и отраслей промышленности. Нет недостатка в доступе к информации о финансовом или инвестиционном развитии той или иной компании. Но мало внимания, по мнению автора, уделено таким аспектам устойчивого развития, как максимально рациональное использование природных ресурсов и сохранение благоприятной окружающей среды. В данной статье показана важность экологического аспекта устойчивого развития предприятия газовой отрасли на примере крупнейших газовых компаний и предложены пути выхода из сложившейся ситуации.

Ключевые слова: устойчивое развитие системы, показатели экологического развития, факторы экологического развития, транспортные газовые коридоры, экологическая политика газовых компаний

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



В настоящее время нет недостатка в информации о финансовом или инвестиционном развитии той или иной компании. Современные фирмы придерживаются политики прозрачности и открытости. О результатах деятельности компаний красноречиво говорит ее финансовая отчетность, стоимость акций и различные другие индикаторы. Но мало внимания, по мнению автора, уделено таким аспектам устойчивого развития, как максимально рациональное использование природных ресурсов и сохранение благоприятной окружающей среды. Можно выделить группу экологических показателей устойчивого развития газовых компаний – производителей газа. Наиболее важными, на взгляд автора данной статьи, являются:

‑ объемы безотходного производства или более тщательная обработка и повторное перепроизводство;

‑ соблюдение всех экологических норм;

‑ следование экологическим программам;

‑ повышение экологической безопасности производства с помощью новейших технологий.

Национальное богатство сжигается на факеле

Россия добилась сомнительного лидерства по объемам сжигаемого попутного нефтяного газа. [1] Сколько попутного газа сгорает сейчас в факелах на газовых и нефтяных вышках сказать сложно, поскольку доподлинно неизвестно, сколько его вообще добывается. По данным Минпромэнерго России, на факельных установках сгорает 14,9 млрд куб. м попутного газа (добывается 44 млрд, перерабатывается 20 млрд). По мнению Российского газового общества, в стране сжигается более 20 млрд. куб. м попутного газа (эти цифры звучали и в послании Президента РФ в 2007 году).

При таком способе утилизации попутного газа, объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферу оценивается от 322 тыс. до 400 тыс. тонн в год, что составляет около 15% всего годового объема выбросов в России [4]. По сути, это упущенная выгода. Одна тысяча кубометров попутного газа по теплотворно способности соответствует 1,07 тонны нефтяного эквивалента. Если бы сожженные на факеле 20 млрд. куб. м газа были использованы как топливо, они сэкономили бы 21 млн. т нефти, продав которую на экспорт по низкой цене 70 долларов за баррель, Россия могла бы получить 10,5 млрд. долл., что оказало бы существенное влияние на финансовые показатели развития отрасли.

Увеличение автопарка на природном газе

Природный газ в России остается наиболее коммерчески подготовленным энергоносителем, способным заменить нефтепродукты, к тому же он имеет целый ряд преимуществ, по сравнению с нефтью и продуктами ее переработки, главные из которых – высокая экологичность и дешевизна. Мировой рынок транспортных средств, работающих на природном газе, непрерывно развивается. Количество машин, использующих в качестве топлива метан, достигло восьми миллионов единиц. В России парк транспортных средств с газовыми двигателями, использующими компримированный (сжатый) природный газ, за последние 10 лет вырос в пять раз и продолжает расти. В 2008 году объем реализации компримированного газа в России увеличился на 11,5% (в 2007-м этот показатель составил 21,1%), достигнув 320 млн. куб. м., парк автомобилей на КПГ вырос на 11,8% (до 95 тыс.), число автомобильных газонаполнительных станций выросло на 3,2% (до 225 единиц). В стране появилось семь новых станций, три из которых ввел в эксплуатацию «Газпром», доведя количество собственных станций до 194. В марте 2007 года в «Газпроме» была утверждена «Целевая комплексная программа развития газозаправочной сети и парка техники, работающей на природном газе, на 2007 – 2015 годы», которая предусматривает: только за счет «Газпрома» строительство в России еще 200 станций; увеличение автопарка на природном газе на 50 тыс. единиц; ликвидацию негазифицированных участков автотрасс федерального и регионального значения. Ежегодная продажа КПГ в России должна увеличиться до 700 млн. куб. м. Это позволит заменить газом порядка 500 тыс. т жидкого моторного топлива и на 320 тыс. т в год сократит вредные выбросы в атмосферу [8]. Придавая большое значение вопросам охраны окружающей среды и ресурсосбережения, «Газпром» уделяет пристальное внимание вопросу перевода на природный газ собственной автотранспортной техники

«Голубые коридоры» и экологическая политика ОАО «Газпром»

Новый проект «Голубой коридор» представляет собой масштабную, долгосрочную программу организации в Европе транспортных коридоров с использованием природного газа в качестве моторного топлива и сети заправочных станций для грузовых и пассажирских перевозок. За прошедшие годы проект неоднократно представлялся на различных российских и международных форумах.

Определено три первоочередных коридора:

1) Москва – Минск – Варшава – Берлин (1800 км);

2) Берлин – Прага – Рим (1800 км);

3) Хельсинки – Санкт-Петербург – Москва (1100 км).

В целом на российских участках маршрутов снижение выбросов может составить 68,6 тыс. т. Энергетической стратегией России предусмотрено, что к 2010 г. газовые виды топлива должны заменить до 5 млн т, а к 2020 г. – до 10-12 млн т нефтепродуктов ежегодно [1].

Хозяйственная деятельность ОАО «Газпром», имеющая стратегическое значение для экономики России и других стран, затрагивает интересы миллионов людей. Воздействие на окружающую среду, оказываемое компанией при осуществлении деятельности, определяет ее ответственность перед обществом. По мере становления ОАО «Газпром» глобальной энергетической компанией возрастает его ответственность за сохранение окружающей природной среды, безопасность и надежность поставок продукции, исполнение экологических и социальных обязательств, закрепленных Экологической политикой. Экологическая политика ОАО «Газпром» основана на Конституции РФ, федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. В соответствии с принципами Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, утвержденной указом Президента РФ от 01.04.96 № 440, и Экологической политикой необходимо обеспечить сбалансированное решение социально-экономических задач и сохранить благоприятную окружающую среду и природно-ресурсный потенциал.

Штрафы на сжигание попутного газа остаются практически нулевыми

В России существуют свои исторические, экономические и политические факторы, влияющие на ситуацию со сжиганием попутного газа. В 1990-е годы вопрос утилизации перешел в экономическое русло. Из-за падения добычи на крупных, но истощенных месторождениях и отсутствия сети для сбора попутного газа с удаленных промыслов, мощности сибирских газоперерабатывающих заводов оказались избыточными. Часть из них была законсервирована. Решать проблемы газопереработки, вместо «Газпрома», который занимался этим в советское время, должен был специально созданный на базе сибирских заводов «Сибур». Однако его деятельность оказалась глубоко убыточной, поскольку регулируемые газовыми и нефтяными компаниями (вслед за инфляцией) цены на попутный газ (основное сырье газоперерабатывающих заводов), были предельно высоки. Лишь относительно недавно, глава «Сибура», Яков Голдовской добился решения о госрегулировании цен на попутный газ и фиксирования их на весьма низком уровне. Чаще всего в прессе можно найти одно основное объяснение причины, по которой до сих пор попутный газ просто продолжает сгорать на факельных вышках – отсутствие законодательной базы, стимулирующей его переработку. На самом деле, законодательная база есть, однако, из-за несогласованной деятельности различных ведомств и большой размытости объекта действия, она не является стимулирующей. Штрафы на сжигание попутного газа остаются практически нулевыми, а цены на продажу газа низки. В 2007 году Федеральная служба по тарифам предлагала поднять цены на попутный газ до 1017 руб. за тысячу кубометров [4] (это почти в три раза больше существующей цены, однако решение принято не было. На сегодняшний момент, в условиях рыночной экономики, эти расценки выглядят нелепо: тысяча кубометров попутного нефтяного газа по госрегулируемым ценам стоит не более 17 долл., при этом стоимость двух ключевых продуктов его начальной переработки (природный газ и пропан-бутан) составляет более 85 долл.

Перспективы

Сейчас «Сибур» является основным владельцем газоперерабатывающих мощностей, чистая прибыль компании за год уже превышает 800 млн долл. [4]. Получая сырье по бросовым ценам, нефтегазохимический холдинг лишен каких-либо стимулов к агрессивному поведению на внешних рынках, к активному инвестиционному развитию, реорганизации собственной структуры, отказа от нефтепрофильных и малорентабельных производств.

В проекте строительство завода по переработке газа в Ханты-Мансийском автономном округе. Завод по переработке попутного нефтяного газа (ПНГ) в Ханты-Мансийском автономном округе, совместный проект «Газпром нефти» и «Сибур Холдинга», будет построен к 2012 году. Об этом сообщил начальник департамента газа и газопереработки «Газпром нефти» Николай Елисеев. Инвестиции в завод, который разместится на Южно-Приобском месторождении, составят 11 млрд руб. По словам экспертов, дополнительно в рамках проекта нужно будет построить электростанцию, стоимость которой может достигнуть порядка 400 млн долл.

Теперь за сверхлимитное сжигание попутного газа компаниям придется дополнительно платить. «Газпром нефть» уже заявила о намерении к указанному сроку сжигать не более 5% ПНГ. И одно из наиболее перспективных месторождений компании, Южно-Приобское, к 2012 году должно обзавестись своим заводом по переработке попутного газа. Построить этот завод «Газпром нефть» и «Сибур Холдинг» договорились еще в августе 2007 года. Для этой цели компании на паритетной основе создали совместное предприятие (СП). Размер инвестиций в проект оценивается в 11 млрд руб. [7]. Вопрос о переработке попутного нефтяного газа стал особенно актуальным в конце января этого года, когда премьер-министр Владимир Путин подписал постановление, предписывающее к 2012 году довести уровень использования ПНГ в стране до 95%.

[1] Попутный нефтяной газ представляет собой смесь летучих углеводородов, растворенную в нефти. Этот газ состоит из метана, разбавленного так называемыми жирными фракциями (пропан, бутан и т.д.), поэтому его можно сжигать как обычный природный газ, тем более, что теплотворная способность с повышением «жирности» газа только растет. Однако тот же пропан-бутан является ценным нефтехимическим сырьем, поэтому вместо сжигания попутного газа, куда эффективнее было бы его перерабатывать.


Страница обновлена: 09.04.2024 в 09:24:06