Конкуренция на мировом рынке и тенденции ее развития на современном этапе

Салжанов И.Т.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 7-2 (139), Июль 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Салжанов И.Т. Конкуренция на мировом рынке и тенденции ее развития на современном этапе // Российское предпринимательство. – 2009. – Том 10. – № 7. – С. 9-15.

Аннотация:
Что такое международная конкуренция сегодня? Как она связана с внешнеторговыми отношениями и монополизмом на мировых рынках? Что собой представляет так называемая «абсолютная» конкуренция, затрагивающая даже монополистов? С какими проблемами, связано ведение конкурентной борьбы на современном этапе? Об этом рассказывается в статье.

Ключевые слова: конкурентные преимущества, международная конкуренция, монополизм, м портер, внешнеторговые отношения, абсолютная конкуренция

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Конкуренция — это система особых взаимоотношений между предприятиями, отраслями, странами. Выделяют внутриотраслевую, межотраслевую и международную конкуренцию. Каждая из них имеет свои специфические особенности.

Внутриотраслевая конкуренция возникает между производителями определенной группы, ее объектами выступают условия производства, рынки сбыта, портфели заказов, затраты производства, качество продукции и услуг. Она обусловливает рост эффективности производства в конкретной отрасли.

Межотраслевая конкуренция осуществляется между производителями разных отраслей, а ее объектами выступает более высокая норма прибыли (рентабельности) в той или иной отрасли, а следовательно и борьба за более выгодное вложение капитала, она способствует межотраслевому переливу капиталов и перемещению ресурсов в более эффективной отрасли и сферы производства.

Международная конкуренция представляет собой конкуренцию производителей на мировом рынке и включает в себя как внутриотраслевую, так и межотраслевую формы конкуренции, а объектами конкурентных отношений являются уже сами государства, интересы которых реализуются через различные представительства и крупные компании.

Международная конкуренция по М. Портеру

Американский ученый М. Портер [1] определил международную конкуренцию как соперничество за конкурентные преимущества. Взяв в основу идею Д. Рикардо [2] «нор­мирования сравнительных абсолютных преимуществ субъектов рынка» и проанализировав всю совокупность факторов, влияющих на достижение этих преимуществ на мировом рынке, он предлагает рассматривать международную конкуренцию как триединый процесс, характеризующий:

— инновационную сторону, в основе которой лежит применение высоких технологий, что на современном этапе может обеспечить надлежащее использование всех видов сырья;

— способность овладеть конкурентными факторами, от которых зависит производство и сбыт товаров; именно в этих сферах вырабатывается стратегии по овладению конкурентными преимуществами;

— способность соединить все детерминанты в единую систему на основе рациональной системы взаимосвязей между субъектами рынка.

В первых двух случаях речь идет о том, что рассматриваемые детерминанты могут каждый в отдельности способствовать национальному успеху или тормозить его, а использование детерминантов третьей группы предполагает создание комплексной динамичной системы.

Если исследовать предлагаемую М. Портером схему формирования конкуренции, то не трудно заметить, что речь идет о создании единого воспроизводственного механизма экономики, где динамика национального преимущества определяется продуктивностью отношений во всем многообразии как единого экономического организма, a не от­дельными сторонами, например, ввозом или вывозом тех или иных товаров. Поэтому успех внешней политики любой страны зависит от общего состояния экономики ее внутреннего рынка и эффективности внешнеэкономических отношений.

М. Портер исходил из того, что конкурентные преимущества реализуются не обособленно, а связаны в то, что можно назвать «кластерами» (пучками) состоящими из отраслей, зависящих друг от друга. Далее М. Портер показывает, что у каждой национальной экономики могут быть свои пучки «кластеров». Например, в Италии около 40% экспорта приходится на долю кластера отраслей, связанных с пищей, модой или благоустройством жилья. В Швеции свыше 50% всего экспорта составляет экспорт продукции кластера отраслей, связанных с перевозками, металлургией [3]. Это означает, что процесс формирования международной конкуренции можно трактовать как процесс комплексной системы отношений в обществе, направленный на повышение его зрелости и освоение достижений мировой цивилизации.

Расширение экспортно-импортных отношений

Вполне понятно, что каждая страна имеет свои предпосылки и возможности для овладения конкурентными преимуществами. Это предопределено множеством факторов: природно-климатическими условиями, наличием минеральных ресурсов и соответствующей материально-технической базой для их освоения, историческими традициями общества и уровнем его зрелости и т.д. В то же время существуют общие закономерности развития конкуренции, которые влияют на развитие национальных экономик. В числе главнейших таких особенностей современного этапа мирохозяйственных связей находятся возросшие объемы межгосударственной торговли. Она проявляется как в возросших объемах торговли гак и структуре экспортно-импортных отношений.

Анализ динамики внешнеторговых отношений показывает, что на мировом рынке в последние десятилетия, особенно после 80-х годов, все больше и больше набирает темпы экспортоориентированная политика. Это относится как к промышленно развитым, так и развивающимся странам. При этом в развивающихся странах этот процесс происходит даже интенсивнее, хотя приоритет по-прежнему относится к промышленно развитым странам как в долларовом исчислении, так и по физическим объемам, на долю которых приходится более чем 2/3 мирового экспорта.

Увеличение экспортных сделок способствует тому, что каждая страна может специализироваться на тех отраслях и сегментах рынка, где она располагает определенными конкурентными преимуществами. Одновременно устраняется необходимость самостоятельно производить все товары и услуги и удовлетворять потребительский спрос за счет импорта товаров из тех стран, которые такими преимуществами располагают. Поэтому расширение экспортно-импортных отношений должно повышать продуктивность своего производства.

Монополизм на мировых рынках и «абсолютная» конкуренция

Чтобы решать проблемы повышения конкурентоспособности экономики страны в современных условиях, нужно также правильно понять природу монополизма. Его нельзя отождествлять с процессом концентрации производства, а следует рассматривать, прежде всего, как следствие общей системы отношений, господствующих в обществе. Отечественный монополизм в экономике сложился как деятельность тотального (всеохватывающего) государства и долгое время он сохраняет признаки государственного монополизма, где управление много лет обусловливаюсь централизмом и соединялось с силой властных структур. Эта зависимость от правил игры власть имущих сохраняется и сейчас.

Усиление же монопольной власти на мировых рынках, как и внутри стран, которая в постсоциалистических странах развивается на фоне действующей еще совсем недавно тотальной государственной власти, превратило конкуренцию в качественно новую форму, которую вполне правомерно, на наш взгляд, некоторые экономисты называют как «абсолютную» конкуренцию. В отличие от обычной или относительной конкуренции, абсолютная конкуренция означает усиление борьбы за выгодное приложение капитала и получение высоких прибылей. «Абсолютная конкуренция существует для всех, даже для монополистов. Ибо она идет за денежную массу вообще — не за те деньги, которые предъявляют спрос, например, только за мясо или только за автомобили, шоколад и т.д., а за деньги вообще. Прибыль одних — это убытки других, поэтому все абсолютно, как капиталисты конкурентны друг другу» [4]. Абсолютная конкуренция охватывает не только отдельные общественные структуры, но и физических лиц, которые сумели создать себе солидный капитал и желают его увеличить за счет участия в перераспределительных процессах.

Методы конкурентной борьбы

В условиях усиливающейся как относительной, так и абсолютной конкуренции выход на мировые рынки сбыта как для отдельных субъектов, так и государств является неоднозначным. Он может осуществляться двумя способами: прямым входом или поглощением. Это зависит от многих факторов, экономической и технологической самодостаточности, превосходства или отставания от своего конкурента, насыщенности рынка соответствующими товарами и т.п. Прямой вход предпочтительнее, поскольку при поглощении одна из сторон превращается в аутсайдера и весь выигрыш может оказаться у другой стороны.

Используемые методы конкурентной борьбы между монополиями и внутри стран также весьма разнообразны. В современных условиях широкое распространение получили силовые методы. В числе их могут использоваться такие экономические методы как лишение конкурента рынков сырья и сбыта, кредита, сбивание цен, скупка патентов и захват рынков рабочей силы, выпуск на рынок новых марок и видов изделий и т.п. Используются методы и прямого насилия: взрывы, поджоги, убийства опасных конкурентов, шпионаж, государственные переговоры и т.д. Следовательно, реальность такова, что последствия конкуренции имеют не только положительные, но и отрицательные стороны. Поэтому во многих странах, особенно с развитой экономикой, действует система механизмов и специальные антитрестовские законодательства [3], созданные при участии государства, не позволяющие субъектам рынка выходить за рамки цивилизованных отношений.

[1] Майкл Портер (англ. Michael E. Porter) — профессор кафедры делового администрирования Гарвардской бизнес-школы, признанный специалист в области изучения экономической конкуренции, в том числе на международных рынках, между странами и регионами. Разработал теорию конкурентных преимуществ стран — прим. ред.

[2] Дави́д Рика́рдо (англ. David Ricardo, 1772—1823) — английский экономист, классик политической экономии, последователь и одновременно оппонент Адама Смита, выявил, что в условиях свободной конкуренции нормы прибыли имеет закономерную тенденцию к понижению — прим. ред.

[3] Антитрестовское законодательство — разновидность антимонопольного законодательства. Направлено на ограничение монополистической мощи, особенно развито в США. Наиболее известны законы Шермана (1890 г.), Клейтона (1914 г.), Кейлера—Кефовера (1950 г.), а также постановления министерства юстиции США и судов — прим. ред.


Страница обновлена: 29.03.2024 в 03:50:10