Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»7 / 2009

Проблемы укрепления конкурентоспособности потребительской кооперации на основе интеграции с субъектами АПК

Денисова Ирина Николаевна, Кандидат экономических наук, доцент кафедры коммерции и технологии торговли Российского университета кооперации, Россия

The problems of strengthening the competitiveness of the consumer cooperation on the basis of integration with the subjects of AIC - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 31

Аннотация:
Возрождение и развитие экономики потребительской кооперации предполагает консолидацию ее работников и поиск современных форм взаимоотношений с рыночными структурами агропромышленного комплекса. Статья посвящена актуальным проблемам укрепления кооперативно–интеграционных связей потребительской кооперации с субъектами агропромышленной сферыс целью развития АПК и решение социально-экономических проблем сельского населения России.
Цитировать публикацию:
Денисова И.Н. Проблемы укрепления конкурентоспособности потребительской кооперации на основе интеграции с субъектами АПК // Российское предпринимательство. – 2009. – Том 10. – № 7. – С. 52-56.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Потребительская кооперация Российской Федерации переживает сложный процесс адаптации к новым механизмам хозяйствования в условиях освобождения от жесткого государственного регулирования, предоставления полной экономической самостоятельности, демократизации внутрикооперативных отношений. Современный период сопровождается структурной перестройкой, ликвидацией национальных кооперативных центров и разделом кооперативного имущества, преобразованием кооперативных организаций и союзов в акционерные общества, ассоциации, концерны, малые предприятия, сокращением числа членов-пайщиков кооперативов. Сегодня в России, когда на государственном уровне не выработано четкого представления о потенциальных возможностях кооперативного предпринимательства, не развивается кооперативное законодательство, а в государственных программах кооперативный сектор практически не учитывается, происходит медленное номенклатурное реформирование потребительской кооперации, заметно сдавшей свои позиции по всем направлениям деятельности. Появились многочисленные конкуренты — свободные предприниматели, торговые посредники, сельскохозяйственные и коммерческие кооперативы.

Поиск новых форм взаимодействия с рыночными структурами АПК

В современных условиях особую значимость приобретают вопросы, связанные с обеспечением потребительской кооперацией функций социальной защищенности, равенства и справедливости. Действуя в целях защиты материальных интересов своих пайщиков, потребительская кооперация как социально ориентированная система реализует политику адресной социальной защиты сельского населения, направленную на развитие национальной аграрной сферы, обеспечение единого уровня жизни для всех граждан Российской Федерации, сглаживание экстерналий глобализационного процесса. Поскольку по своей природе потребительская кооперация максимально приближена к населению, эффективность деятельности по реализации социальных задач напрямую зависит от того, на сколько полно учитываются региональные и местные особенности хозяйствования: уровень доходов населения и покупательского спроса, структура сырьевой базы и трудовых ресурсов, производственный потенциал региона и прочие [1].

Между тем, с началом экономических реформ и формированием конкурентной среды в виде частного предпринимательства потребительская кооперация не смогла оптимально адаптироваться к новым условиям хозяйствования, в результате ее экономическое положение существенно ухудшилось, а возможности по выполнению тех или иных социальных задач существенно сократились.

Современное состояние потребительской кооперации, которое нельзя признать достаточно устойчивым, характеризуется снижением оборотов оптовой и розничной торговли, сокращением торговой сети, уменьшением числа пайщиков. В этой связи актуальным является решение проблемы поиска направлений обеспечения конкурентоспособности организаций потребительской кооперации, одним из которых является поиск современных форм взаимоотношений с рыночными структурами агропромышленного комплекса [2].

Структуру современного АПК России формируют: крупные товаропроизводители, сельскохозяйственные организации (колхозы и совхозы), так называемый индивидуально-семейный сектор и личные подворья граждан. Так, например, по состоянию на 2006 г., в России в составе индивидуально-семейного сектора АПК функционировали 261,4 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств (К(Ф)Х и 16,0 млн. личных подсобных хозяйств (ЛПХ), 14,5 млн. семей занимались садоводством и 4,3 млн. семей — огородничеством; в 19,3 тыс. малых сельскохозяйственных организациях, ставших неотъемлемой частью многоукладной сельской экономики и народного хозяйства в целом, было занято 203 тыс. работников [4].

Потребительская кооперация со структурными подразделениями в АПК

Согласно современным представлениям, сельскохозяйственная кооперация и агропромышленная интеграция представляют специфические формы производственно-экономических отношений, возникающие в результате общественного разделения труда и объединения материальных, трудовых, финансовых и др. ресурсов с целью повышения эффективности совместного производства [3].

В настоящее время взаимодействие потребительской кооперации России с субъектами АПК осуществляется по трем основным направлениям:

— торговля товарами народного потребления в сельской местности по обеспечению по­требностей населения, составляющих основу трудовых ресурсов АПК, и содействии в реализации продукции АПК;

— заготовка и переработка сельхозпродукции и сырья, способствующая сохранности и сбыту продукции АПК;

выполнение функций социальной инфраструктуры на селе по оказанию услуг производственного и бытового характера сельскому населению [5].

Таким образом, потребительская кооперация способствует улучшению экономического и социального положения сельских жителей (трудовых ресурсов АПК) посредством их активного вовлечения в кооперативный бизнес, формирования различного рода интегрированных структур с участием индивидуальных и ассоциированных сельскохозяйственных товаропроизводителей, реализации социальной функции через создание рабочих мест и гарантирования минимального уровня доходов, расширения кооперативной деятельности через открытие новых сбытоснабженческих, кредитных и иных видов кооперативов и др. Выступая как один из стабилизаторов рыночной экономики, потребительская кооперация поддерживает социальное равновесие в обществе, служит основой для организационно-структурной перестройки аграрного производства в целом.

Вместе с тем существующей форме организации деятельности системы потребительской кооперации со структурными подразделениями в АПК свойственны, по нашему мнению, следующие недостатки:

— между производителями сельскохозяйственной продукции и заготовительными предприятиями отсутствуют взаимовыгодные, устойчивые экономические связи;

— структура, функции и задачи действующей системы потребительской кооперации не соответствуют объективному характеру рыночных отношений в АПК;

— практическая деятельность заготовительных, перерабатывающих и торговых предприятий не ориентирована на нужды конечных потребителей.

Необходимо отметить, что научная база теоретико-практических исследований в рамках совершенствования взаимодействий системы потребительской кооперации и АПК является недостаточно разработанной. Данное обстоятельство существенно усложняет выработку необходимых рекомендаций для деятельности предприятий в условиях сложной, динамичной, вероятностной, самоуправляемой, открытой социально-экономической системы, каковой представляется система потребительской кооперации.

Пути развития

Важнейшим детерминантом успешного взаимовыгодного функционирования АПК и по­требительской кооперации России в условиях глобализации, нарастающей межрегиональной конкуренции и рыночной асимметрии, по нашему убеждению, является широкомасштабное использование в совместных трансакциях преимуществ современных кооперативно-интегрированных формирований, дающих возможность достижения существенного синергетического эффекта при производстве и реализации дополнительного объема сельскохозяйственной продукции, улучшении ее качества и ассортимента, росте прибыли. Поскольку потребительская кооперация, представляет альтернативную форму организации аграрной сферы экономики и действует одновременно в интересах производителей и потребителей, то сущность углубленного взаимодействия потребительской кооперации и АПК, по нашему мнению, должна сводиться к способствованию развитию предприятий сельскохозяйственных товаропроизводителей и повышению эффективности их совместной хозяйственно-производственной деятельности на основе формирования интегрированных структур по объединению индивидуальных и ассоциированных сельхозпроизводителей.

Как мы полагаем, предприятиям потребительской кооперации следует активно включаться в процесс денатурализации доходов сельского населения через систему заготовок, встречной продажи товаров, комиссионной продажи, переработки сырья на давальческих основах; закупку у граждан и юридических лиц сельскохозяйственной продукции и сырья, изделий и продукции личных подсобных хозяйств и промыслов, дикорастущих плодов, ягод и грибов, лекарственно-технического сырья с последующей их реализацией; производство пищевых продуктов и непродовольственных товаров с последующей их реализацией через организации розничной торговли; оказание членам потребительских обществ производственных и непроизводственных услуг; совершенствование переработки, хранения сельскохозяйственной продукции, доведения ее до потребителя; поддержание сохранившихся крупных сельскохозяйственных предприятий в составе АПК, нуждающихся в оптимизации отношений с предприятиями и организациями потребкооперации [6].


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241