Оптимизация механизма лизинговых операций для железнодорожной отрасли

Заржевский П.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 7-2 (139), Июль 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Заржевский П.В. Оптимизация механизма лизинговых операций для железнодорожной отрасли // Российское предпринимательство. – 2009. – Том 10. – № 7. – С. 103-107.

Аннотация:
В статье обоснована необходимость применения временных мер по оптимизации лизинговых схем финансирования деятельности компаний железнодорожной отрасли. Рассмотрены планируемые и уже запущенные проекты по развитию Дальневосточной железной дороги, отраженные в «Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 г.».

Ключевые слова: лизинг, инвестиционный проект, платежеспособность, ликвидность, рентабельность, лизингодатель, лизингополучатель



Совершенствование методов обновления основных производственных фондов, является наиболее значимой задачей для железнодорожной отрасли в целом и для Дальневосточных железных дорог в частности. Важная роль в этом направлении отводится лизингу.

Лизинг (от англ. equipment leasing — аренда с отчуждением на срок аренды), передача в аренду (как правило, долгосрочную и среднесрочную) средств производства, зданий и сооружений на условиях возвратности, срочности и платности с возможностью последующей их продажи арендатору за обусловленную цену с учетом сумм, ранее выплаченных за аренду. Одновременно лизинг — это вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его на основании договора лизинга физическим или юридическим лицам за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях, обусловленных договором, с правом выкупа имущества лизингополучателем. По существу, это нечто среднее между договором аренды и договором о предоставлении кредита; в общем виде он имеет и те, и другие признаки. [1]

Кризисные явления, коснувшиеся РЖД

В настоящее время «Российские железные дороги» вынуждены пересмотреть инвестиционную программу. Из-за кризиса ОАО «РЖД» снижает прогноз по чистой прибыли и сокращает инвестиционную программу. Сокращение долгосрочных инвестиционных программ для ОАО «РЖД» в первую очередь отразится на планах по международной экспансии (в частности, по этой причине пришлось отказаться от участия в приватизации Deutsche Bahn) и развитии высокоскоростного движения. Возможно, будет отложен и ряд совместных проектов с частным бизнесом, например строительство железнодорожной ветки до Удокана [1], ведь при нынешней цене на медь разработка месторождения нецелесообразна [4]. Но в большей степени дефицит финансовых ресурсов отразится на уже запущенных программах обновления парка подвижного состава и инфраструктуры железнодорожной отрасли страны. Ряд проектов по привлечению ресурсов при помощи лизинговых схем финансирования будут остановлен либо полностью свернут.

Негативные прогнозы делают специалисты Института проблем естественных монополий (ИПЕМ), участвовавшие в разработке «Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 г.» [2] [3]. По их заявлению, лизинг в данной стратегии отсутствует в принципе. Изначально авторы документа прописали в нем ряд мероприятий, посвященных финансовой аренде, однако данные предложения не нашли применения. Кроме того, специалисты ИПЕМ заметили, что спрос на лизинг среди транспортных предприятий может вскоре еще более снизиться. Связано это, по их мнению, с негативными тенденциями на мировом финансовом рынке, которые привели к удорожанию «длинных» денег, а также с «ограниченной рентабельностью» самих транспортных компаний.

Лизинг и его преимущества в виде ускоренной амортизации

Отказ от лизинга, как всемирно признанного механизма привлечения инвестиций ставит под угрозу планируемые и уже запущенные проекты по развитию Дальневосточной железной дороги, отраженные в «Стратегии развития железнодорожного транспорта в РФ до 2030 г.».

Еще одним негативным фактором служат искаженные стереотипы потенциальных потребите­лей лизинга, является представление, что инструмент финансовой аренды совсем не эффективен — выгоднее кредит, а покупка за собственные средства еще лучше. И это при том, что, ставки по финансовой аренде железнодорожного транспорта на сего­дняшний день гораздо ниже, чем в остальных сегментах [5].

Данное представление основывается на недостаточном понимании лизинговых схем привлечения финансовых ресурсов. Лизинг как особая форма хозяйствования оказывает комплексное воздействие на основные составные элементы производственного процесса. Лизинг эффективен при оперативном использовании достижений научно-технического прогресса, увеличении масштабов деятельности, снижении удельных расходов и интенсификации всего производственного процесса.

В действительности же в настоящее время железнодорожная техника входит в самые долгосрочные группы основных средств, согласно государственному классификатору, по сроку амортизации приравненная к недвижимости. В большинстве своем грузовые и пассажирские вагоны, локомотивы включены в группы, определяющие срок амортизации от 20 до 25 лет. При приобретении подвижного состава в финансовую аренду применяется коэффициент ускоренной амортизации равный 3 [3]. Вследствие данной операции срок амортизации, а соответственно и перенесения стоимости имущества на расходы компании, составляет в среднем 7-8 лет. Именно фактор долгосрочности является «тормозом», вводящим в заблуждение потенциальных лизингополучателей железнодорожной техники.

До 1 января 2009 года в налоговом кодексе присутствовало такое понятие как замедляющий коэффициент амортизации, относящийся к легковому автотранспорту, стоимостью выше 600 000,00 руб. Данная мера являлась, своего рода, ограничением на использование автомобилей премиум класса.

Экономия кредитных ресурсов

В условиях сокращения долгосрочных инвестиционных проектов, в связи с поднятием коммерческими банками кредитных ставок, а в некоторых регионах полного отсутствия долгосрочных кредитов, вопрос о модернизации системы обновления основных фондов на железнодорожном транспорте стоит наиболее остро. В данной ситуации снижения сроков амортизации, а соответственно и сокращения сроков, сопровождающих лизинговые операции банковских кредитов, является тем фактором, который даст возможность расширения использования лизинговых схем, способствующих развитию и наращиванию мощностей ОАО «РЖД» [2].

Данные условия можно создать с помощью введения дополнительного коэффициента ускоренной амортизации для железнодорожной техники, что в свою очередь даст лизинговым компаниям доступ к привлечению среднесрочных финансовых ресурсов для финансирования сделок с участием железнодорожного транспорта. При использовании дополнительного коэффициента равного 2, срок лизинга сократится до оптимального в финансовом секторе 3-летнего срока кредитования и полного списания стоимости приобретаемого в лизинг имущества.

При исполнении данного метода, стоимость кредитного ресурса при финансировании сделки лизинга уменьшается с 20-25% до 13-17%. В данных условиях снижается уровень государственного субсидирования ставки банковского финансирования лизинга железнодорожного транспорта, что в свою очередь способствует высвобождению денежных средств, реально способных поддержать инвестиционные вливания в развитие отрасли, а не перераспределяться в банковской сфере в обход реального сектора экономики.

Временная мера для апробации новых современных механизмов

Благодаря удешевлению кредитного ресурса и снижению срока окупаемости сделки на рынок финансовой аренды железнодорожной техники будет открыт доступ региональным лизинговым компаниям, представляющим средний и малый бизнес, что в свою очередь усилит конкуренцию и улучшит качество самой услуги финансовой аренды.

Сумма налога на имущество так же сократится, что достигается более быстрым переносом стоимости техники на себестоимость предоставляемых услуг грузо и пассажироперевозки. Увеличение себестоимости в свою очередь не повлечет удорожания тарифов на транспортные услуги. Данная мера учитывается в комплексе и компенсируется суммарным снижением себестоимости самой услуги, при использовании новой техники, при создании которой используются результаты последних научных разработок, значительно снижает затраты. Снижение энергопотребления и затрат на ремонт, как весомых составляющих цены транспортной услуги, может быть достигнуто исключительно внедрения новых технологий и обновления парка подвижного состава.

Вышеописанное предложение является временной мерой, с целью предотвращения остановки развития технического оснащения железнодорожной отрасли страны и снятия с государства обременения по субсидированию неоправданно высоких процентных ставок при осуществлении лизинговых операций. Данные меры не только помогут более стабильно пережить последствия мирового финансового кризиса, но и апробировать новые современные механизмы обновления технического потенциала отдельно взятой отрасли, без прямого государственного финансирования.

[1] Удокан — горный хребет в Читинской области, известен своими месторождениями медных руд — прим. ред.

[2] Указанный документ утвержден распоряжением Правительства РФ от 17.06.2008 № 877-р — прим. ред.

[3] Правило о применении повышающего коэффициента амортизации (не выше 3), в отношении основных средств, являющихся предметом договора лизинга, установлено пп. 1 п. 2 ст. 259.3 Налогового кодекса РФ с 1 января 2009 г. — прим. ред.


Страница обновлена: 22.01.2024 в 18:48:25