Региональный промышленный комплекс как объект стратегического управления

Белых Н.Ю., Мешалкин В.П.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 7-2 (139), Июль 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Белых Н.Ю., Мешалкин В.П. Региональный промышленный комплекс как объект стратегического управления // Российское предпринимательство. – 2009. – Том 10. – № 7. – С. 160-165.

Аннотация:
В статье дано определение регионального промышленного комплекса (РПК) как объекта стратегического управления. Показано, что стратегическое планирование развития индустрии должно обеспечить устойчивое социально-экономическое развитие региона и создать условия для формирования конкурентоспособных предприятий и их объединений. Предложена классификация инструментов реализации стратегии РПК, учитывающая взаимосвязи его элементов.

Ключевые слова: промышленное предприятие, стратегическое управление, стратегический анализ, региональный промышленный комплекс, инструменты реализации стратегий, промышленный кластер

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



В условиях нарастания скорости изменений внешней среды устойчивое социально-экономическое развитие невозможно обеспечить, базируясь только на интуитивном видении перспектив или же на традиционных методах экономико-математического прогнозирования.

Стратегическое планирование, которое пришло на смену долгосрочному планированию в 1970-х годах, опираясь на человеческий потенциал, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, осуществляет гибкое регулирование и своевременные изменения с учетом внешней среды. Это позволяет достигать целей в долгосрочной перспективе.

Логика стратегического планирования идет не от прошлого к будущему, а от будущего к настоящему. Поэтому цели определяются не текущим состоянием внешней среды, а его будущим, происходит не адаптация к факторам деловой среды, а активное участие в их изменении.

«Географическое сосредоточение фирм, поставщиков, связанных отраслей»

Стратегическое планирование регионального развития призвано обеспечить целенаправленную деятельность по формированию конкурентных преимуществ региона в нестабильных условиях внешней среды. Промышленность имеет большое значение для обеспечения условий этого развития.

Региональный промышленный комплекс является территориально-производственным комплексом и представляет собой совокупность предприятий, функционирующих на территории данного региона и входящих в состав отдельных отраслевых подсистем. Он состоит из двух групп отраслей производства – добывающей и обрабатывающей промышленности, формирует структуру и функции регионального хозяйства [1]. Данное определение является приемлемым для программно-целевого планирования, но не подходит для стратегического планирования, поскольку не отражает всех взаимосвязей промышленного производства как внутри региона, так и за его пределами.

В последние десятилетия широкое распространение получил подход к обеспечению конкурентоспособности региона на основе кластерного управления экономикой. Согласно М. Портеру, кластер – это «географическое сосредоточение фирм, поставщиков, связанных отраслей, которые играют особую роль в отдельных нациях, странах и городах» [2].

Совокупность вертикальных и горизонтальных промышленных кластеров

Обобщив различные точки зрения на взаимоотношения промышленных предприятий на территории региона, и учитывая требования стратегического анализа и планирования, представляется целесообразным определить региональный промышленный комплекс следующим образом.

Региональный промышленный комплекс, как объект стратегического управления, представляет собой совокупность вертикальных и горизонтальных промышленных кластеров, а также отдельных предприятий различных отраслей индустрии, которые расположены и/или зарегистрированы на территории одного региона, используют его экономические ресурсы, региональную инфраструктуру и объединены общими логистическими потоками (материальными, финансовыми, информационными и сервисными) (см. рис.).

Рис. Региональный промышленный комплекс как объект регионального стратегического управления

Предприятия, входящие в состав кластеров вертикального типа, связаны между собой взаимоотношениями «покупатель – поставщик». Компании, входящие в состав горизонтальных кластеров, связаны общими клиентами, используют сходные технологии, имеют общих посредников.

Кластер способствует реализации крупных инвестиционных проектов и специализации региона, а, следовательно, создает основу для повышения эффективности и конкурентоспособности. С другой стороны, чрезмерная специализация региональной промышленности повышает риски снижения эффективности в случае неблагоприятного изменения условий функционирования. Поэтому диверсификация деятельности РПК может поддерживаться отдельными компаниями, не вошедшими ни в один из региональных кластеров. В то же время эти предприятия могут входить в состав национального кластера или кластера другого региона.

Успешное функционирование промышленных предприятий зависит также от состояния региональной инфраструктуры, которая включает в себя социальную и производственную (хозяйственную) составляющие. Промышленные предприятия и предприятия инфраструктуры взаимосвязаны логистическими потоками. Их деятельность осуществляется в определенных условиях, формирующихся под влиянием экономических, социальных, научно-технических, правовых и экологических факторов как региональной, так и национальной деловой среды.

Стратегия регионального менеджмента и ее инструменты

В настоящее время региональные власти все больше осознают необходимость стратегического планирования как для развития территории, так и для успешной деятельности предприятий РПК. Стало очевидно, что применение стратегического подхода к региональному менеджменту позволяет значительно сэкономить ресурсы и приводит к интенсивному развитию промышленности. Вместе с тем выбранная стратегия не должна ограничивать гибкость региона. Стратегия позволяет обеспечить:

– эффективное развитие различных сфер деятельности региональной промышленности;

– достижение конкурентных преимуществ в соответствующих областях;

– синергизм между различными промышленными предприятиями и их объединениями;

– стратегическую гибкость РПК.

Не менее важное значение в стратегическом управлении РПК отводится инструментам реализации стратегии. Их можно классифицировать по сферам применения и в соответствии со стратегиями, на реализацию которых они направлены (см. табл.).

Таблица

Инструменты реализации стратегии регионального промышленного комплекса

Инструменты
Стимулирование
Стабилизация
Ограничение
Финансовые (бюджетные, налоговые, кредитно-денежные)
Операции с региональными ценными бумагами на фондовом рынке
Субсидии на развитие отраслей промышленности
Стимулирующие субвенции предприятиям, находящимся в сложных экологических условиях
Ускоренная амортизация основного капитала
Налоговые льготы
Целевое кредитование
Страхование кредитов
Бюджетные гарантии частным инвесторам
Дотации и субвенции местным бюджетам
Налоговые скидки на инвестиции (налоговый кредит)
Предоставление финансовых гарантий региональных властей для реализации инвестиционных проектов
Ставки, сроки уплаты налогов, зачисляемых в региональный бюджет
Контроль инвестиционных проектов в регионе
Экономические
Льготные условия и порядок использования земли и природных ресурсов
Региональный заказ
Частичная компенсация расходов по выплате лизинговых платежей в части оплаты банковских процентов
Регулирование цен и тарифов
Правовые
Упрощение правил государственной регистрации предпринимателей
Законодательные акты, регулирующие инвестиционную деятельность
Лицензирование деятельности
Обязательные требования по достижению параметров (минимальный уставной капитал, зарплата)
Организационные
Инвестиционный фонд развития промышленности при участии администрации региона
Обучение специалистов
Создание бизнес-инкубаторов
Информационные и консалтинговые услуги по организации бизнеса
Создание координирующего органа на базе региональной администрации (комитет, ассоциация, союз)

Применение данных инструментов позволяет повысить гибкость разрабатываемых стратегических планов РПК, кластеров и отдельных предприятий региона в случае изменений экономических, экологических, научно-технических, организационных и социальных факторов.

В том случае, если внешние по отношению к региону факторы провоцируют возникновение кризиса, недостаточно осуществить только внутренние изменения, выводящие его на совершенно новый уровень развития, соответствующий состоянию внешней среды. Необходимо не допустить ухудшения показателей социально-экономического положения региона ниже критического уровня, а для этого уже потребуется федеральная помощь.

Основной задачей стратегического регионального управления является приведение деятельности РПК в соответствие с условиями хозяйствования при сохранении устойчивости региональной социально-экономической системы.

шленности


Страница обновлена: 29.03.2024 в 17:45:01