Построение инновационного бизнеса

Гулиева А.Ю.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 6-2 (137), Июнь 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Гулиева А.Ю. Построение инновационного бизнеса // Российское предпринимательство. – 2009. – Том 10. – № 6. – С. 24-30.

Аннотация:
А нужны ли вообще-то инновации? На западе этот вопрос уже давно не стоит, поскольку ответ слишком очевиден: без них и постоянного развития любая компания, даже очень успешная сегодня, уже завтра останется за бортом конкуренции. Путь развития инноваций, возможно, окажется долгим для России в целом, однако не обязательно он должен быть таким же для отдельных российских компаний. В статье рассматриваются основные аспекты построения инновационного предприятия.

Ключевые слова: инновационная деятельность, интеллектуальная собственность, бизнес-процессы, бизнес модели, интеллектуальныйкапитал, измерениеинноваций

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Для успешной жизнедеятельности и развития предприятия первостепенная роль принадлежит инновациям, способным обеспечить непрерывное обновление интеллектуальной, технической и технологической базы предприятия, разработку и продвижение конкурентоспособных товаров и услуг. Инновационная деятельность непременно приводит к совершенствованию всех сфер бизнеса, к ориентированности на конкретные нужды потребителя, и даже маленький шаг, сделанный в направлении инновационного развития, способен привести к окупаемости ваших инвестиций и дать вам различного рода преимуществ перед конкурентами. В процессе инновационной деятельности наряду с управлением факторами производства, происходит управление информацией и знаниями, в результате возникает «интеллектуальный капитал», и именно его накопление приводит к устойчивому развитию компании.

Интеллектуальный капитал России

По количеству специалистов научно-исследовательского профиля Россия входит в тройку сильнейших стран и уступает только США и Китаю. Согласно данным UNESCO, в России каждый год выпускается более 340 000 специалистов инженерного профиля [1]. Однако в России высококвалифицированные специалисты привлекаются для работы в «бизнесе» крайне недостаточно. Компаниям, работающим в России, необходимо понять две важные вещи:

1) наша страна обладает огромным инновационным потенциалом, возможно – самым сильным в мире;

2) данный потенциал до сих пор не оценен и не используется бизнесом в полной мере.

И у нас вместе с государством есть общая задача: сократить расстояние между источником инноваций и бизнесом, а в идеале, и вовсе устранить его, путём построения собственного инновационного бизнеса.

Сегодня среднему и малому бизнесу, для того чтобы уверенно двигаться вперёд, необходимо привлекать научно-исследовательский потенциал уже имеющихся специалистов и изменить своё отношение к интеллектуальной собственности и к патентованию свих инноваций. Первоочередная задача компаний состоит в накоплении интеллектуального капитала, распространения информации и опыта создания «корпоративной культуры» (corporate culture), благоприятной для генерирования, распространения и передачи знаний.

Инновационный менеджмент

Инновации – это не просто предложение абсолютно нового или усовершенствованной версии ранее существовавшего продукта, или идеи по оптимизации технологии, организации труда или бизнес модели. Это ощутимый результат, приносящий определённые выгоды, как материальные (в виде прибыли или новых активов), так и нематериального характера (например, получение нового знания или технологии, усиление бренда, мотивации сотрудников и проч.). Инновации должны быть целенаправленной деятельностью, которую можно и нужно методично организовывать. Инновационная деятельность на предприятии — это непрерывное движение от идеи, от нового знания, от сложных взаимоотношений между людьми, организациями, окружающей средой к воплощению этих идей в конечных продуктах, обеспечению их превращения в конкретные процессы и функции бизнеса, в продукты этих процессов и функций и, главное, в конкретные конечные результаты бизнеса. Безусловно, на данном этапе, развитие инноваций в России сильно зависит от государственной поддержки, и особенно с точки зрения защиты интеллектуальной собственности. Однако российский бизнес способен предпринять самостоятельные шаги для ускорения собственного естественного роста за счет инноваций. Амбициозные владельцы и топ-менеджеры компаний на уровне собственных предприятий могут внедрить инновационный менеджмент, посредством которого бизнес станет инновационным.

Инновационная составляющая при разработке стратегии компании

Руководителю, взявшему курс на инновации, при разработке стратегии необходимо ответить на вопросы:

— Каково соотношение выручки от инновационных и стандартных продуктов в нашей компании?

— Каковы наши инвестиции в НИОКР?

— Как на предприятии инновации защищаются от конкурентов, защищается ли вообще его интеллектуальная собственность?

— Насколько сильна позиция компании в отношении защиты интеллектуальной собственности, по сравнению с конкурентами?

Также важно привлекать передовой международный опыт, анализировать, каким образом ведущие компании в вашей отрасли управляют интеллектуальной собственностью, как ведущие компании в других секторах организуют, определяют приоритеты и управляют своей интеллектуальной собственностью, что может быть использовано у вас в компании.

Структура компании, способствующая инновациям

Следует создать структуру компании, в которой с большей вероятностью бизнес станет инновационным, структуру, способствующую постоянному поиску источников перемен, для их использования как новых возможностей, структуру, быстро реагирующую на внутренние и на внешние изменения. По мнению автора, для этой цели наиболее подходит матричная (программно-целевая) структура. Она строится на принципе двойного подчинения исполнителей: непосредственному руководителю функциональной службы и руководителю проекта (в контексте инновационной компании, инновационного проекта), она позволяет управлять инновационными проектами путем создания временных целевых групп и постоянных комплексных групп, за счет использования творческого потенциала собственных сотрудников с минимальным привлечением дополнительного персонала.

Рис. Пример построения матричной (программно-целевой) структуры компании

Система измерения инновационных показателей

Очень важно разработать именно систему измерения инновационных показателей компании. Система инновационных показателей задает формализованную базу (объективные числовые данные) для принятия управленческих решений. Это особенно важно, если учесть, что многие инновационные проекты имеют долгосрочную перспективу и высокие риски. Показатели инноваций должны выражать стратегические интересы компании, позволяя «встроить» инновации в бизнес-процессы и наладить отношения между теми, кто генерирует новые идеи, и управленческой командой. Их необходимо определить для трех различных измерений: стратегическое планирование, инновационные процессы, и люди.

Для определения уровня достижения результата необходимо определить прогнозные показатели (prognostic activities), которые помогают обоснованно распределять ресурсы между корпоративной системой управления идеями и инновационными инициативами. Прогнозные показатели устанавливают ожидания в отношении инновационного потенциала компании, а их сравнение со значениями в отчетные периоды позволяет увидеть «узкие» места – процессы.

При разработке корпоративных показателей инноваций рекомендуется включать в список не только финансовые (например, ROII [2] и долю прибыли от продажи новых продуктов), но и качественные показатели (доля идей, реализованных в компании, время, прошедшее с момента генерации идеи до ее воплощения).

Косвенные выгоды от инноваций

Иногда идея, выбранная целенаправленно, с четко определёнными установками, воплощенная в жизнь и коммерциализированная по строго выверенному плану, не дает предполагаемой отдачи и, на первый взгляд, результат проекта — полный провал. Но у каждого провала бывают свои выгоды: как минимум — это своеобразная «прививка» для развития, и при анализе любого провала всегда найдутся побочные положительные эффекты. Речь идет о таких косвенных выгодах, как:

приобретение знаний (инновации увеличивают запас знаний в компании, многие инновации становятся результатом давних исследований);

упрочнение позиций бренда (бренд, ассоциирующийся со словом «инновационный», автоматически дает значительную фору перед конкурентами, потребители предпочитают инновационные компании);

усиление экосистемы (инновации влияют на отношения компании с внешними силами, инновационные компании считаются предпочитительными партнерами);

жизнестойкость организации (инновации часто имеют большое значение для людей, работающих в компании, сотрудники со свежими идеями и взглядами предпочитают работать в инновационных компаниях).

Перечисленные косвенные выгоды даже при провале инновационного проекта обладают ценностью, так как при их верном использовании можно получить материальный доход и «не выйти из игры».

[1] Всемирный доклад по образованию 2006, UNESCO.

[2] ROII (сокр. от англ. «return on innovation investment») – коэффициент рентабельности инноваций.


Страница обновлена: 22.01.2024 в 16:17:21