Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»1 / 2002

Основные направления стратегического управления организационно-экономической надежностью предприятия

Канчавели Амиран Давидович, канд. физ.-мат. наук, докторант кафедры промышленной логистики МГТУ им. Н.Э. Баумана, Россия

Translation will be available soon.

 Читать текст

Аннотация:
Резкое изменение экономического уклада, случившееся десять лет назад, отразилось на жизни всех отечественных предприятий. Произошло нарушение производственно-хозяйственных, экономических и финансовых связей не только во взаимоотношениях с потребителями и поставщиками, но и внутри самого предприятия. Сегодня сложившееся положение заставляет руководство предприятий заниматься решением преимущественно текущих проблем в ущерб стратегическим целям. Положение усугубляется постоянным усилением конкурентной борьбы, особенно с развитыми западными производителями. Это требует от отечественных предприятий быстрого и адекватного реагирования на изменения конъюнктуры рынка.
Цитировать публикацию:
Канчавели А.Д. Основные направления стратегического управления организационно-экономической надежностью предприятия // Российское предпринимательство. – 2002. – Том 3. – № 1. – С. 68-73.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Резкое изменение экономического уклада, случившееся десять лет назад, отразилось на жизни всех отечественных предприятий. Произошло нарушение производственно-хозяйственных, экономических и финансовых связей не только во взаимоотношениях с потребителями и поставщиками, но и внутри самого предприятия. Сегодня сложившееся положение заставляет руководство предприятий заниматься решением преимущественно текущих проблем в ущерб стратегическим целям. Положение усугубляется постоянным усилением конкурентной борьбы, особенно с развитыми западными производителями. Это требует от отечественных предприятий быстрого и адекватного реагирования на изменения конъюнктуры рынка.

Для соответствия современному уровню рыночных отношений требуется коренная реструктуризация, переориентация и наладка производственно-хозяйственного механизма и системы управления предприятием на стратегическом уровне, то есть необходимо развитие системы стратегического менеджмента, для которого в текущий момент времени велика мера неопределенности внешней среды при одновременном ослаблении сигналов об изменениях, происходящих в ней самой.

Следствием неопределенности является появление на предприятии широкого спектра рисковых ситуаций, затрагивающих все аспекты его деятельности. Это требует введения в систему управления предприятием подсистемы управления риском. Однако эти вопросы управления риском при принятии решений тесно связаны с вопросами управления процессом внедрения различного рода инноваций на предприятии.

Для решения всех перечисленных и многих других проблем необходимо последовательное решение задач, объединяющихся в единую совокупность.

Предлагается выделить девять основных задач.

 

Первая задача. Формирование концепции и принципов стратегического управления предприятием.

В рамках этой задачи необходимо в закономерной совокупности рассматривать следующие вопросы:

‑ анализ процесса управления  предприятием и основные подходы достижения надежности производственных систем;

‑ существующие базовые стратегии развития предприятия и методику выбора управленческих решений;

‑ теоретические основы обеспечения организационно-экономической надежности;

‑ процесс формирования и обоснования стратегии функционирования предприятия, который может быть описан в стандарте SADT-методологии.

Кроме того, здесь необходимо рассмотреть построение экономико-матматической модели процесса организации системы стратегического управления.

Вторая задача. Разработка маркетинговоориентированных основ производственно-хозяйственной деятельности предприятия. 

Необходимость рассмотреть маркетинговые основы стратегического управления производственными системами, в рамках которых основным этапом должен быть этап разработки уникальных методов исследования рынка и разработки маркетинговой политики предприятия для конкретных условий функционирования. Это дает возможность формировать оптимальную производственную программу с минимальным риском для предприятия

Третья задача. Разработка концепции построения системы оценки и управления организационно-экономической надежностью предприятия.

Впервые в практике планирования, организации, управления и оценки производственно-хозяйственной деятельности промышленного предприятия вводится понятие организационно-экономической надежности предприятия, которое является базой для формирования системы совокупной оценки надежности производственно-коммерческих систем и разработки совокупного показателя организационно-экономической надежности. Для этого необходимо разработать классификацию показателей, характеризующих функционирование предприятия в рыночной инфраструктуре. Предлагается выделить три среды функционирования с соответствующими блоками показателей:

1) внутрисистемная производственно-сбытовая среда включает блоки показателей, характеризующих финансово-экономическую стабильность, производственно-хозяйственную деятельность и экологию производственной деятельности предприятия;

2) рыночная среда включает блоки показателей, характеризующих потребителей, поставщиков, функционирование предприятия в конкурентной среде и изменения рыночной среды;

3) функционирование предприятия в рыночной среде включает показатели, характеризующие степень удовлетворения потребительского спроса.

В структуре каждого блока формируются совокупности базовых показателей, которые в дальнейшем поструктурно-иерархической схеме формируются в совокупности показателей надежности. На основании сформированной иерархии предприятию достаточно просто разработать оптимальную структуру информационной базы для принятия решений по управлению организационно-экономической надежностью промышленного предприятия.

Для обеспечения надежности предприятия используются организационно-экономические модели, в рамках которых осуществляется оценка и управление конкурентоспособностью предприятия.

Четвертая задача. Разработка принципов обеспечения конкурентоспособности предприятия.

Предлагается новый подход к построению системы оценки конкурентоспособности предприятия: в понятие конкурентоспособности предприятия вводится показатель уровня сервисного обслуживания предприятия.

Предлагаемый подход кардинально меняет стереотип существующих методов оценки конкурентоспособности предприятия и выводит на первый план основную составляющую приоритетов производственно-хозяйственной деятельности современного предприятия – стыковку его деятельности со структурой потребительского спроса в любой момент времени.

Пятая задача. Разработка организационно-экономических методов и моделей управления инновационной деятельностью промышленного предприятия.

Специфика инновационных проектов явилась базой для разработки основных направлений реструктуризации предприятий. Поэтому необходимо внедрение экономико-математических моделей сопровождения инновационных проектов в разрезе фаз их жизненных циклов в соответствии с принципами логистики. В рамках этой задачи  рассматривается классификация объекто- и процессоориентированных инноваций. Для этого необходимо на предприятиях внедрять системы управления инновационными проектами, включающими в свой состав модели и алгоритмы формирования оптимального состава инновационных проектов на стадии стратегического планирования.

Шестая задача. Разработка организационных форм и методов интеграции промышленных предприятий при создании совместных проектов.

Новые экономические условия функционирования предприятий и промышленных систем, характеризующиеся постоянно усиливающейся конкурентной борьбой, выдвигаются требования перед производственно-коммерческими организациями все время искать новые формы организации и тенденции их развития. В этой связи концепция создания виртуальных предприятий является достаточно актуальной. Для разработки виртуального предприятия необходимо рассмотреть следующие аспекты:

1) функциональный аспект формирования и функционирования виртуальных предприятий;

2) сетевую модель проекта;

3) модель логистической инфраструктуры виртуального предприятия;

4) вероятностную оценку устойчивости проекта.

Седьмая задача. Разработка посвящена организационно-экономических методов разработки проектов реструктуризации промышленных предприятий.

Существует большое количество методов реализации проектов реорганизации хозяйственной деятельности. Это методы: Хаммера-Чампи, Дэвенпорта, Мэнгэнелли-Клейна, фирмы Кодак.

Во всех этих методах существует ряд недостатков:

‑ строгая линейность проведения;

‑ отсутствие критерия оценки эффективности проводимых и проведенных преобразований;

‑ отсутствие механизмов мониторинга финансово-экономического состояния предприятия в процессе преобразования;

‑ не определены механизмы проведения самого преобразования.

Поэтому актуально для предприятий рассматривать основные принципы и организационные формы реструктуризации логистикоориентированных производственных систем. Для этого акцентируется внимание на следующих вопросах:

а) основы реструктуризации предприятия в рыночной среде;

б) разработка системы формирования целей проектов реструктуризации;

в) алгоритмизация процесса формирования проектов реструктуризации предприятия.

Восьмая задача. Разработка системы управления комплексной инвестиционной деятельностью предприятия.

Для этого необходимо классифицировать инвестиции по сферам приложения, которые объединяются в пять групп:

1 группа. Инвестиции и другие формы поддержки поставщиков материалов и оборудования.

2 группа. Управление материально-техническими запасами, а также совершенствование и оптимизация системы складского хозяйства.

3 группа. Расширение ресурсной базы предприятия, переход на новые, более высокопроизводительные технологии.

4 группа. Оптимизация сбытовой системы (создание собственной сбытовой сети).

5 группа. Мероприятия по стимулированию закупок производственной продукции, а также инвестиции и приобретение акций предприятий, реализующих продукцию.

Предлагается ввести новый подход к формированию целевой функции для системы управления комплексной инвестиционной деятельностью, в основе которого положена максимизация маржинальной прибыли, а также алгоритм поиска оптимального распределения инвестиций в микросреду предприятия с одновременным внедрением оптимальной программы выпуска продукции.

Девятая задача. Разработка системы управления организационно-экономической надежностью предприятия в условиях риска.

Необходимо рассматривать структуру производственно-коммерческой системы и разработать методы оценки надежности ее деятельности в условиях риска.

Отмечая важность предвидения поведения всех характеристик предприятия, необходимо внедрять систему управления рисками его производственно-хозяйственной деятельности в условиях неопределенности. Для этого выделяются основные производственно-хозяйственные риски как следствие неопределенности, которые классифицируются по производственно-технологическим и финансово-экономическим направлениям их связь с основными стратегиями предприятия.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241