Нормативно-методическое обеспечение предпринимательских инициатив в области добычи нерудных стройматериалов

Песин Б.Г.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 8-2 (141), Август 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Песин Б.Г. Нормативно-методическое обеспечение предпринимательских инициатив в области добычи нерудных стройматериалов // Российское предпринимательство. – 2009. – Том 10. – № 8. – С. 78-80.

Аннотация:
В работе рассматриваются перспективы развития подводной добычи нерудных стройматериалов и состояние нормативно-методического сопровождения этого процесса.

Ключевые слова: строительство, добывающая промышленность, нерудные стройматериалы, подводная добыча, нормативно-методическое сопровождение, экологические последствия, кондиции, маркшейдерское обслуживание

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



При всех очевидных достоинствах подводной добычи нерудных стройматериалов на водоемах, в этой отрасли сегодня накопилось множество проблем технического, технологического, экономического и экологического плана.

Операции на водоеме

С переходом к рыночным отношениям в российской экономике и реорганизации отрасли, ранее существовавшее скромное методическое сопровождение добычного процесса практически прекратило свое существование. Это отрицательно влияет на развитие предпринимательской активности в отрасли.

В связи с этим система контроля за проектированием, согласованием и выполнением добычных работ на региональном уровне нуждается в коренном пересмотре. В частности, в уточнении в расстановке приоритетов между организациями, контролирующими изучение недр, освоение месторождений, а также состояние водной среды.

Необходимо пересмотреть выполнение ряда технологических операций на водоеме и переносе некоторых из них на сушу. В частности, обогащение и сортировку нерудных стройматериалов в процессе добычи-погрузки, которая сопровождается как разубоживанием месторождения, так и повышенным загрязнением водоема.

Следует также пересмотреть состав кондиций на нерудное сырье при подсчете и утверждении запасов с включением в их состав кондиций, ограничивающих объем извлечения нерудных стройматериалов в увязке этих объемов, в частности, с объемом твердого стока на реке. При определении максимальной глубины добычи необходимо учитывать не только возможности добычной техники, но и положение водоносных горизонтов в прилегающей к району работ береговой полосе.

Расчистка

Нуждается в пересмотре и система управления и использования нерудных стройматериалов на региональном уровне, позволяющая регулировать их объемы добычи на суше и на водоемах в плане оптимизации тех и других.

В свою очередь, балансы запасов организаций, занимающихся подводной добычей нерудных стройматериалов, нуждаются в «расчистке». Сама «расчистка» должна быть проведена по правилам, установленным для общераспространенных полезных ископаемых, с учетом особенностей нерудных стройматериалов подводной добычи изменять количественный и качественный состав во времени.

В целях повышения качества прогноза экологических последствий от добычной деятельности, объем и состав изыскательских работ, предшествующий проектированию подводного карьера, необходимо регламентировать. Задания и программы выполнения изыскательских работ целесообразно согласовывать в региональных экологических организациях.

При проектировании геологоразведочных работ на реках требуется учет гидроморфологии и типа руслового процесса соответствующего участка реки. Это необходимо для оптимизации объема работ и обоснования выбора участка для постановки этих работ.

Нормативно-методическая база по маркшейдерскому обслуживанию подводных месторождений нерудных стройматериалов, в частности, по учету и движению запасов, нуждается в скорейшей разработке и законодательном закреплении. Это обусловлено тем, что существующее положение только способствует развитию коррупционных форм взаимоотношений между добывающими и контролирующими организациями.

Контроль

Следует пересмотреть и систему приоритетов по контролю над отработкой подводных месторождений нерудных стройматериалов путем придания большего веса и значимости геологическому и водохозяйственному контролю и минимизировать маркшейдерский контроль со стороны Ростехнадзора, придав последнему статус уведомительного. Балансы запасов лицензированных добычных российских предприятий нуждаются в серьезной ревизионной работе. В основу этой работы должна быть положена экологическая составляющая.

Особое внимание должно быть обращено на «расчистку» балансов русловых месторождений после проведения и выполнения работ по созданию водных кадастров на водоемах. Проектирование и выполнение геологоразведочных работ на водоеме должно сопровождаться, а зачастую упреждаться серьезными гидрологическими и гидрографическими работами с моделированием русловых (береговых) процессов.

Следует отметить, что при добыче нерудных стройматериалов из водоемов без обогащения или сортировки, договорные отношения с потребителем должны устанавливаться только на добычу природного песка или песчано-гравийных материалов.

В целом разработанные ранее нормативные документы по подводной добыче и разведке нуждаются в серьезной корректировке и придании им правового статуса.

При лицензировании разведки и добычи нерудных стройматериалов на региональном уровне необходим комплексный подход к определению оптимального соотношения подводных и сухопутных месторождений, предлагаемых к отработке в текущем периоде. Координирующую роль региональных органов власти в этом процессе трудно переоценить.


Страница обновлена: 22.01.2024 в 16:16:57