Совершенствование методов регулирования развития сельскохозяйственных предприятий в условиях многоукладной экономики

Боробова С.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 8-2 (141), Август 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Боробова С.А. Совершенствование методов регулирования развития сельскохозяйственных предприятий в условиях многоукладной экономики // Российское предпринимательство. – 2009. – Том 10. – № 8. – С. 86-90.

Аннотация:
В статье рассмотрены вопросы современного состояния агропромышленного производства. Предлагаются направления финансового оздоровления сельскохозяйственных организаций.

Ключевые слова: аграрный сектор экономики, финансовое оздоровление, кредиторская задолженность, сельскохозяйственные предприятия, аграрная политика, многоукладная экономика, бюджетная поддержка, прибыльные хозяйства, земельная рента



Реформы в сельском хозяйстве изменили общие организационно-экономические и правовые условия производства: отрасль перешла от планово-распределительной системы к рыночно ориентированной. На селе сложилась многоукладная экономика. Появляются новые для России агропромышленные формирования.

Зарубежный опыт, традиции сельского хозяйства России убеждают нас в том, что основой аграрной экономики являются крупные сельскохозяйственные предприятия, объединения. Хотя есть ряд примеров, где мелкие хозяйства показывают высокие результаты, они функционируют наряду с крупными.

Опыт развитых стран свидетельствует о том, что преимущества крупного производства проявляются, прежде всего, в рациональном и эффективном использовании техники и технологий, в оптимальном сочетании отраслей, происходит концентрация капитала.

Задолженность

Сельское хозяйство в годы реформ столкнулось с рядом проблем и лишилось существенной государственной поддержки. Только в 1999–2008 гг., впервые за годы реформ, в агропромышленном комплексе наблюдается экономический рост.

Однако затянувшийся системный кризис в сельском хозяйстве не преодолен. В настоящее время многие сельхозпредприятия и крестьянские (фермерские) хозяйства убыточны. Особенно тревожит рост кредиторской задолженности.

Таблица

Суммарная задолженность предприятий по всем обязательствам (включая кредиты и займы), млрд руб.

2002
2003
2004
2006
2008
322,1
354,3
374,2
599,3
827,4

Просроченная кредиторская задолженность превышала дебиторскую в 8,4 раза. Такого положения нет ни в одной другой отрасли экономики.

Анализ направлений государственного финансирования сельского хозяйства показывает, что подавляющая часть бюджетных средств идет на создание и развитие в аграрной сфере той части рыночной инфраструктуры, которая связана с финансовыми институтами. Предусмотренные Федеральным законом «О государственном регулировании агропромышленного производства» [1] механизмы поддержки цен и доходов не созданы, средства на эти цели не выделяются.

Дотации на животноводческую продукцию, осуществляемые регионами, дифференцируются в зависимости от уровня продуктивности животных, который, естественно, более высокий в экономически стабильных хозяйствах. Минеральные удобрения приобретают и получают компенсации на них также только крепкие хозяйства.

Нацпроект

В настоящее время насчитывается около 20% финансово устойчивых хозяйств. Как правило, они еще в дореформенный период имели мощную материально-техническую и социальную базу, быстрее других адаптировались к рынку, создали свою торговую сеть, сохранили квалифицированные кадры, восстановили платежеспособность. На эти 20% хозяйств приходится 70% субсидий.

Таким образом, проводимая государством аграрная политика обеспечивает условия для развития только части хозяйств. Финансирование за счет бюджетов региона строится на тех же принципах, что и на федеральном уровне. Например, в ряде областей законодательно закреплено, что поддержка оказывается только прибыльным хозяйствам, то есть наиболее нуждающиеся предприятия лишены финансовой помощи и обречены на разорение.

Не способствовал решению проблемы убыточности сельского хозяйства и приоритетный национальный проект «Развитие АПК». В рамках этой программы предполагалось, в основном, привлечение среднесрочных и долгосрочных кредитных ресурсов с компенсацией процентных ставок по ним.

Основная причина неэффективности механизмов поддержки аграрного сектора экономики кроется в том, что они строятся на либеральной рыночной теории. Потребность сельского хозяйства в финансовых ресурсах определяется целями агарной политики.

Одна из этих целей – сохранение земель сельскохозяйственного назначения как природного ресурса для хозяйственного освоения территорий. Другая цель вытекает из необходимости сохранения села, сельского социума как истока формирования сельского уклада жизни, национальных особенностей, самобытности культуры и нравственных ценностей. Наконец, третья цель связана с выполнением сельским хозяйством народнохозяйственных функций по производству продовольствия как основы жизнедеятельности и существования людей.

Земли

В России за годы реформ выпало из сельскохозяйственного оборота 40 млн га земель, то есть около 20%. Но если на Западе вывод пашни из оборота поощряется с целью сокращения производства избыточного продовольствия, то у нас это происходит из-за низкого уровня потребления продуктов питания населением и увеличения импорта продтоваров.

По расчетам экономистов-аграрников, размер субсидий, выделяемых ежегодно для сельского хозяйства, следует увеличить на 150-200 млрд руб. Учитывая современное состояние финансовой системы страны, такое увеличение не по силам. Ситуация на аграрных рынках такова, что следует ставить вопрос о создании внебюджетного фонда поддержки сельского хозяйства.

Можно назвать несколько финансовых источников, которые покроют потребности сельскохозяйственного производства. Одним их них может стать рента, образующаяся за счет изменения целевого назначения сельскохозяйственных земель. Доходность пригородного земельного рынка в стране оценивается в десятки миллиардов долларов.

Земли сельхозпредприятий покупаются по цене земель сельскохозяйственного назначения, а затем продаются по цене земель для строительства, которая возрастает в сотни раз. Органы власти, согласно действующему земельному законодательству, выдают разрешение на перевод земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию бесплатно. То есть создан неэффективный механизм, обеспечивающий изъятие земельной ренты и концентрацию ее в руках «земельных лидеров».

Необходимо этот механизм изменить, ренту, получаемую за счет перевода сельскохозяйственных земель в другую категорию, направить на развитие сельского хозяйства.

Финансовое оздоровление

Другим крупным источником формирования фонда могут стать квоты на импорт сельскохозяйственной продукции, если их продавать на конкурсной основе. Нужно также решить вопрос о направлении части пошлин, получаемых от импорта продовольственных товаров, на нужды сельского хозяйства.

Как известно, в западных странах такие пошлины аккумулируются для поддержки фермеров. Для создания фонда потребуется изменить проводимый федеральными органами власти курс на передачу ответственности за уровень поддержки и состояние аграрной сферы на субъекты Российской Федерации. Дифференциация субсидий на основе нормативов будет способствовать выравниванию условий хозяйствования.

Сильные хозяйства лучше адаптировались к рынку, у них имеется больше возможностей осуществить дальнейшее развитие за счет привлечения рыночных источников. Средние и слабые хозяйства, используя поддержку государства, приобретут шансы на получение средств для сохранения и развития своего производства, если обеспечат получение продукции и связанные с этим затраты на нормативном уровне.

Создание фонда поддержки сельского хозяйства и увеличение за его счет уровня субсидирования производства станет гарантией реализации госпрограммы «Развитие АПК».

Важное направление финансового оздоровления неплатежеспособных хозяйств – создание благоприятных условий для привлечения частного капитала. Частный капитал стал практически единственным источником крупных инвестиций в АПК. Все это дало положительные результаты, предприятия улучшили свои основные производственные и финансово-экономические показатели.

Успешная работа сельского хозяйства зависит от эффективности деятельности каждого отдельного предприятия, что в свою очередь, зависит от эффективности функционирования его системы управления, и, прежде всего, антикризисного. Высокая эффективность менеджмента поддерживается постоянным его совершенствованием. Главным направлением совершенствования управления на предприятии является повышение эффективности производства.

[1] Федеральный закон от 14.07.97 № 100 «О государственном регулировании агропромышленного производства» утратил силу с 1 января 2005 г. на основании Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ — прим. ред.


Страница обновлена: 22.01.2024 в 17:57:56