Основные направления совершенствования государственного регулирования потребительского рынка (на примере Московской области)

Недосекин К.Ю.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 8-2 (141), Август 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Недосекин К.Ю. Основные направления совершенствования государственного регулирования потребительского рынка (на примере Московской области) // Российское предпринимательство. – 2009. – Том 10. – № 8. – С. 106-109.

Аннотация:
Статья посвящена проблеме совершенствования государственного регулирования потребительского рынка региона. Его доля в ВВП России в последние годы динамично растет. Однако на федеральном и региональном уровнях отсутствует концепция государственного регулирования потребительского рынка. Целью статьи является анализ проблем и выработка концепции государственного регулирования потребительского рынка региона.

Ключевые слова: розничная торговля, государственное регулирование, Московская область, региональная экономика, потребительский рынок, совершенствование, микрополитика

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



В настоящее время потребительский рынок, без преувеличения, представляет собой один из локомотивов российской экономики. Об этом свидетельствует анализ темпов роста ВВП и промышленного производства, разрыв между которыми в последние годы неуклонно растет.

На мой взгляд, региональный потребитель­ский рынок представляет собой ограниченную хозяйственными и административными связями и масштабами конечного потребления совокупность отраслей производства товаров народного пот­ребления и продуктов питания, а также отраслей сферы услуг. Результаты функционирования этих секторов направлены на полноценное удовлетворение общественных и личных потребностей населения, пребывающего на территории региона.

Проблемы

Сегодня потребительский рынок Московской области – это более 33 тыс. стационарных объектов торговли, около 4,5 тыс. предприятий общественного питания, свыше 15,5 тыс. объектов мелкорозничной сети, 307 рынков. Всего за 2007 г. введено в эксплуатацию 518 новых объектов розничной торговли, площадью 626,6 тыс.кв. м, 111 объектов общественного питания – 25,5 тыс. кв. метров. [2, c.12]

Основными проблемами развития региональных потребительских рынков, по мнению автора, являются:

1) диспропорции развития потребительских рынков, обусловленные дифференциацией уровней экономического развития субъектов Российской Федерации;

2) неразвитость конкуренции на потребительском рынке большинства регионов;

3) проблемы государственного регулирования потребительских рынков субъектов федерации;

4) проблема территориальной и ценовой доступности товаров и услуг;

5) проблема использования рабочей силы нелегальных мигрантов в организациях потребительского рынка;

6) скрытая и неформальная деятельность предприятий и организаций, действующих на потребительских рынках;

7) коррупция и бюрократизм;

8) недостаточно высокий уровень квалификации персонала в торговой отрасли.

Политика

В связи с изложенным необходимость государственного регулирования развития потребительского рынка региона приобретает ещё большую значимость. Следовательно, возникает необходимость детального изучения возможностей, современной практики, принципов, задач и инструментов государственного управления регулированием потребительского регионального рынка. [1, c. 3]

К главным задачам в сфере регулирования потребительского рынка Московской области относятся:

– объединение в единую систему наработанных отдельных элементов;

– концептуальное обобщение целей, задач, методов и механизмов регулирования на среднесрочную перспективу;

– разработка в региональной концеп­ции регулирования потребительского рынка с выделением ос­новных этапов его реализации.

По моему мнению, базовым элементом регулирования развития регионального потреби­тельского рынка должна стать концепция макро- и микрополитики соответствующей направленнос­ти.

Основные концептуальные направления макро- и микрополитики в области регионального потре­бительского рынка:

1) макроэкономический уровень регулирования функционирования регионального потребительского рынка (РПР):

– формирование нормативно-законодательной базы регулирования развития РПР и его от­раслевых составляющих;

– формирование трехуровневой системы полно­мочий регулирования РПР;

2) микроэкономический уровень регулирования функционирования РПР:

– разработка региональной стратегии развития РПР;

– формирование региональной законодательной базы регулирования развития РПК и его отрас­левых элементов;

– реализация социальных функций РПР;

– обеспечение доступности и качества товаров и услуг РПР;

– развитие инфраструктуры РПР;

– восстановление и развитие потребительской ко­операции как функционального элемента РПР.

Приоритеты

Приоритетными направлениями деятельности по регулированию развития регионального потре­бительского рынка должны стать:

1) мониторинг состояния потребительского рынка региона;

2) прогнозирование развития потребностей в товарах и услугах и тенденций развития самого потребительского рынка и его составляющих;

3) социально-экономическое нормирование основных показателей развития регионального потребительского рынка;

4) регулирование территориального разме­щения объектов регионального потребительского рынка;

5) правовое обеспечение взаимодействия субъектов функционирования потребительского рынка.

Через деятельность отраслей потребительского рынка осуществляются взаимосвязь экономическо­го и социального развития в хозяйственной системе региона, взаимоотношения и взаимосвязи между ее отраслевыми элементами и между регионами. При участии отраслевых и функциональных элементов потребительского рынка реализуется взаимосвязь большинства воспроизводственных процессов, протекающих в регионе, а также обеспечивается достижение целей социального развития, решение текущих и перспективных задач, реализация соци­альных программ региона.


Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:42:52