Значение развития малого предпринимательства и самозанятости в обеспечении стабильной ситуации на рынке труда

Земцова А.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 8-2 (141), Август 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Земцова А.В. Значение развития малого предпринимательства и самозанятости в обеспечении стабильной ситуации на рынке труда // Российское предпринимательство. – 2009. – Том 10. – № 8. – С. 116-121.

Аннотация:
На современном этапе развития экономики и в условиях мирового финансового кризиса для стабилизации ситуации на рынке труда все большее значение приобретает развитие малого предпринимательства и самозанятости. Ответственность за это возложена на федеральные и региональные органы власти, союзы предпринимателей и различные общественные организации, которые призваны мобилизовать трудовые ресурсы.

Ключевые слова: рынок труда, малое предпринимательство, финансовый кризис, занятость населения, социальное партнерство, региональная политика, безработица, самозанятость

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Мировой финансово-экономический кризис отразился и на рынке труда, включая российский. С каждым месяцем растет процент как общей, так и регистрируемой безработицы, имеет место значительное высвобождение рабочей силы.

На федеральном уровне возникшим в сфере занятости населения проблемам уделяется большое внимание. Принят целый ряд антикризисных нормативно-правовых документов, внесены изменения в существующие. Стабилизация ситуации на рынке труда признана одним их приоритетных направлений экономической и социальной политики нашего государства.

Стабилизация

В 2007 году были расширены полномочия субъектов Российской Федерации в области занятости населения. В связи с этим именно на них ложится вся тяжесть решения вопросов по оказанию поддержки безработным гражданам, тем, кто сейчас находится под угрозой высвобождения, по реализации региональных программ стабилизации ситуации на рынке труда субъектов федерации. Это актуализирует задачу разработки и реализации региональной политики занятости.

При разработке конкретных инструментов решения вышеуказанных проблем необходимо также учитывать и дифференциацию субъектов федерации по наличию различных ресурсов: природных, трудовых и др. Соответственно различны и проблемы, в том числе на рынке труда, стоящие перед региональными властями. Тем не менее заимствование положительного отечественного и зарубежного опыта реализации политики занятости поможет регионам вернуться к прерванному экономическому росту.

Основными направлениями деятельности органов службы занятости, способными стабилизировать сложившуюся ситуацию на рынке труда, признаны [1]:

– опережающее профессиональное обучение работников в случае угрозы массового увольнения (установление неполного рабочего времени, временная приостановка работ, предоставление отпусков без сохранения заработной платы, мероприятия по высвобождению работников);

– организация общественных работ, временного трудоустройства, стажировки в целях приобретения опыта работы безработных граждан, граждан, ищущих работу, включая выпускников образовательных учреждений, а также работников в случае угрозы массового увольнения;

– оказание адресной поддержки гражданам, включая организацию их переезда в другую местность для замещения рабочих мест, в том числе создаваемых в рамках реализации федеральных целевых программ и инвестиционных проектов;

– содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан.

Малый бизнес и самозанятость населения

Действительно, развитие малого предпринимательства положительно сказывается на состоянии спроса на рабочую силу и уменьшает безработицу, выступая одной из форм экономической самодеятельности населения, направленной на обеспечение занятости и дохода. Малое предпринимательство выполняет социальную роль в рыночной экономической системе, выражающуюся в возможности каждого дееспособного индивидуума быть собственником дела, с наибольшей отдачей проявлять свои индивидуальные таланты и возможности.

По данным Росстата на 1 января 2008 года в России насчитывалось 1137 тыс. малых предприятий и число их с каждым годом растет. Наиболее динамично это происходит в следующих видах экономической деятельности:

– добыча полезных ископаемых;

– производство и распределение электроэнергии, газа и воды;

– транспорт;

– связь;

– финансовая деятельность.

Замедлен рост малого предпринимательства в образовании, здравоохранении и предоставлении прочих социальных услуг [4].

Отметим, что содействие самостоятельной занятости населения как альтернатива безработице занимает важное место в регулировании рынка труда в странах с развитой рыночной экономикой. Например, во Франции как инструмент борьбы с безработицей используется замена пособия субсидиями на создание предприятия малого бизнеса.

В ФРГ в 70-80-е годы прошлого века широкое распространение получили «группы самопомощи», способствующие самостоятельной занятости, поддерживаемые местными органами власти и неправительственными организациями. Большинство малых предприятий сосредоточено в сфере услуг и торговле (ФРГ – 75% всех занятых в торговле, во Франции – 73% занятых в торговле, 75% – в туризме, 81,4% – в строительстве и сельском хозяйстве, в Великобритании – 65% занятых в торговле) [3].

Социальное партнерство на рынке труда

Что касается Ростовской области, то в последние три года на фоне экономического роста, положительной динамики всех экономических и социальных показателей рынок труда развивался очень динамично. Повышался уровень заработной платы, снижалась безработица, высокими темпами развивалось малое предпринимательство (32,1 тыс. единиц на 1 января 2008 года [4]).

Однако в октябре 2008 года финансовый кризис усугубил существующие проблемы рынка труда.

С учетом вышесказанного в области регулирования рынка труда стало возможным выделить приоритетные направления действий:

– совершенствование нормативно-правой базы регулирования занятости населения;

– содействие занятости населения;

– повышение качества рабочей силы и конкурентоспособности граждан на рынке труда;

– содействие и регулирование трудовой миграции;

– совершенствование социального партнерства на рынке труда;

– повышение эффективности работы органа исполнительной власти, осуществляющего переданные полномочия в области содействия занятости населения;

– сохранение стабильной ситуации на рынке труда Ростовской области.

Социальное партнерство является важной составляющей эффективного функционирования рынка труда, особенно во время кризиса. Оно формируется через взаимодействие таких институтов, как, например, профсоюзы, работодатели и их союзы.

Основными положениями по совершенствованию социального партнерства на рынке труда Ростовской области являются:

– совершенствование отношений, возникающих на рынке труда, в рамках социального партнерства, учитывая интересы всех сторон;

– содействие повышению качества рабочих мест, сокращению нелегальной и теневой занятости;

– предоставление в службу занятости достоверной и полной информации о наличии вакантных мест на предприятии;

– особое внимание следует уделять трудоустройству слабозащищенных категорий граждан;

– использование гибких форм занятости;

– обеспечение дальнейшего развития профессионального обучения работников, профориентационной работы молодежи;

– ориентация органов местного самоуправления на организацию общественных работ;

– предоставление в службу занятости полной и точной информации о готовящихся высвобождениях работников с предприятий области.

Программа

Одним из нормативно-правовых актов, уделяющих большое внимание развитию малого предпринимательства и самозанятости, является принятая Управлением государственной службы занятости населения области программа по снижению напряженности на рынке труда [2].

Согласно ей содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан возможно благодаря реализации следующих положений:

– информирование безработных о порядке получения субсидий на организацию самозанятости и приоритетных направлениях развития малого предпринимательства;

– содействие безработным в организации самозанятости;

– проведение профкурса для безработных, желающих организовать собственное дело;

– организационно-консультационное сопровождение предпринимателей, из числа бывших безработных граждан, получивших субсидию на организацию самозанятости на конкурсной основе.

В заключение необходимо заметить, что реализация положений, предусмотренных приоритетными направлениями политики занятости населения Ростовской области, направлена на совершенствование регулирования в рамках системы мер по минимизации безработицы.


Страница обновлена: 18.04.2024 в 10:36:34