Ресурсная база рынка зерна Амурской области

Пашина Л.Л.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 8-2 (141), Август 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Пашина Л.Л. Ресурсная база рынка зерна Амурской области // Российское предпринимательство. – 2009. – Том 10. – № 8. – С. 128-133.

Аннотация:
В статье представлены материалы, которые характеризуют ресурсную базу рынка зерна. Анализ приведенных данных позволяет установить специфические условия для формирования и развития регионального рынка зерна.

Ключевые слова: прибыль, себестоимость, техническая оснащенность, региональный рынок зерна, ресурсная база рынка зерна, производство зерна, урожайность, посевные площади, цена реализации

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Эффективное функционирование рынка зерна находится в прямой зависимости от того, насколько правильно определены не только пути его развития, но и обоснованы основные параметры организации. В этой связи актуальными становятся исследование проблем управления развитием рынка зерна региона и области.

В целях устойчивого развития регионального рынка зерна и рационального использования зерновых ресурсов необходимо, прежде всего, основательно проанализировать современное состояние и тенденцию динамики ресурсной базы зернового рынка. Затем на основе этого анализа следует подойти системно к прогнозированию и планированию рынка зерна.

Урожайность в Амурской области

Амурская область, занимая большую часть сельскохозяйственных угодий и пашни, производит свыше половины зерна в Дальневосточном федеральном округе (ДФО). В 2007 г. в регионе размещалось 60% посевных площадей зерновых культур экономического района и производилось 64,4% зерна. В общероссийских посевах и производстве ее доля составляла соответственно 0,5 и 0,7%.

В годы реформ тенденция развития зернового производства в области отличалась от общих тенденций, складывающихся в России и в ДФО. Специфика заключалась в более высоких темпах сокращения посевных площадей зерновых культур, снижении их урожайности и уменьшении валового сбора зерна. Так, если в 2005 г. к уровню 1996–2000 гг. посевные площади зерновых культур уменьшились по Российской Федерации на 12,4%, в ДФО – на 45,2, то в Амурской области – на 49,2%. Однако за тот же период урожайность зерновых возросла на 22,5, 29,0 и 50,5% соответственно.

Иная ситуация наблюдалась при сравнении показателей за 2007 г. с предшествующим пятилетием. Сокращение посевных площадей составило 11,1, 33,9 и 29,3%, урожайность возросла на 31,1, 46,0 и 66,3%, валовой сбор зерна – на 25,5, 15,4 и 42,5% соответственно. Такая тенденция привела к тому, что, несмотря на некоторую стабилизацию в зерновом производстве в последние годы, наблюдается уменьшение валового сбора и удельного веса его в валовом сборе зерна по стране в целом.

При изучении комплекса природно-климатических условий Амурской области важно отметить, что сложившийся умеренно-континентальный климат и преобладающие агроклиматические условия в целом благоприятны для возделывания большинства зерновых и зернобобовых культур [2].

Кроме природно-климатических условий, на состояние рынка зерна оказывают особое влияние и экономические факторы. Рынок зерна не может быть замкнутой системой, действующей только в пределах своей области, он подвержен влиянию, прежде всего, внешних факторов. К ним можно отнести:

‑ цены на зерно, складывающиеся как на общероссийском, так и на мировом рынках зерна;

‑ законодательную и экономическую политику государства;

‑ наличие межрегиональных связей и другие факторы.

Особую роль играет и развитость внутриобластных путей сообщения, количество хранилищ и приемных пунктов.

Зерновые культуры

Видовая структура производимого в Амурской области зерна представлена всеми зерновыми культурами (см. табл. 1). Ведущее место среди них принадлежит пшенице. В 1996–2000 гг. площадь посева пшеницы в области составляла 121,9 тыс. га (37,1% всех посевов зерновых и зернобобовых культур). В 2005 г. она сократилась на 50,4 тыс. га, а в 2007 г. – увеличилась против предшествующего уровня и достигла 113 тыс. га.

Таблица 1

Динамика структуры производства зерна (в массе после доработки) в Амурской области в хозяйствах всех категорий

Виды зерна
Производство, тыс. т
2005 г. в % к 1996–2000 гг.
2007 г. в % к
Структура производства, %
1996–2000 гг.
2005 г.
2007 г.
1996–2000 гг.
2005 г.
1996–2000гг.
2005 г.
2007 г.
Зерно – всего
253,9
214,2
361,9
84,4
142,5
169,0
100,0
100,0
100,0
в т. ч.: пшеница
96,8
96,7
203,2
99,9
в 2,1 раза
в 2,1 раза
38,1
45,1
56,1
ячмень
82,5
59,8
82,8
72,5
100,4
138,5
32,5
27,9
22,9
овес
62,9
49,9
66,4
79,3
105,6
133,1
24,8
23,3
18,3
кукуруза на зерно
0,3
0,1
1,1
33,3
в 3,7 раза
в 11 раз
0,1
0,1
0,3
гречиха
9,6
6,3
7,6
65,6
79,2
120,6
3,8
2,9
2,1
зернобобовые
0,2
0,1
0,2
50,0
100,0
в 2 раза
0,1
0,1
0,1

В целом площадь под продовольственной группой зерновых культур уменьшилась с 151 тыс. га (1996–2000 гг.) до 132,4 тыс. га (2007 г.). Однако их доля в общей площади посевов зерновых и зернобобовых повысилась с 47,8 до 57,1% вследствие более высоких темпов сокращения посевов зернофуражных культур. Площадь посева зернофуражных культур уменьшилась на 71,6 тыс. га, в том числе под ячменем на 42,6 тыс.га, овсом – 28,8, под кукурузой – 0,2 раза.

За анализируемый период урожайность зерновых и зернобобовых культур имела тенденцию и к росту и к снижению. За первые годы реформ в аграрной сфере области, как и в целом в сельском хозяйстве страны, активно шел процесс трансформации форм собственности и хозяйствования сельскохозяйственных предприятий, специализирующихся на производстве зерна, росла доля частного сектора.

Наблюдался рост числа фермерских хозяйств, занимающихся производством зерна. Однако основными производителями по-прежнему оставались крупные сельскохозяйственные предприятия, поскольку на долю фермерских хозяйств и индивидуального сектора приходится всего 22,8% от валового сбора зерна.

Следует отметить, что при всей сложности конкуренции с крупными специализированными зернопроизводящими предприятиями фермерские хозяйства при соответствующей финансовой и правовой поддержке смогут занять свою «нишу» за счет повышения эффективности производства отдельных видов зерновых культур.

Развитие ресурсной базы

Основными причинами описанных выше тенденций в развитии ресурсной базы зернового рынка являются следующие.

1. Падение ресурсообеспеченности отрасли отразилось на снижении уровня интенсивности зернового производства.

Проводимая государственная аграрная политика, связанная с сокращением поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей и прогрессирующим диспаритетом цен на реализуемую сельскохозяйственную продукцию и приобретаемые для ее производства промышленные средства производства и оказываемые услуги, предопределила снижение уровня интенсивности зернопроизводства. Если в 2003 г. на приобретение трактора требовалось реализовать 498 т зерна, то в 2007 г. – 775 т или в 1,6 раза больше, аналогично и по зерноуборочным комбайнам (см. табл. 2).

Таблица 2

Динамика соотношения объемов зерна и приобретаемых основных ресурсов для его производства в Амурской области

Показатели
Годы
2003
2004
2005
2006
2007
Зерно, т
Тракторы за 1 шт.
498,0
796,0
958,0
892,0
775,0
Зерноуборочные комбайны за 1 шт.
747,7
849,0
1022,0
951,0
827,0
Автомобили грузовые за 1 шт.
249,0
345,0
415,0
386,0
336,0
Минеральные удобрения за 1 т
8,5
7,2
8,6
8,0
7,0

Незначительный рост объемов реализации зерна и сложившийся диспаритет цен привели к тому, что количество приобретаемой техники составляет около 1% к ее номиналу [4].

2. Увеличение потребления хлеба и хлебных продуктов, в силу их большей доступности и меньшей эластичности цены по доходам, и связанное с этим увеличение спроса на продовольственные виды зерна как в области, так и за ее пределами обусловили увеличение доли продовольственных культур в общем валовом сборе зерна [3].

3. Уход государства как крупного оптового покупателя с рынка, а также снижение уровня интенсивности производства привели к трудностям со сбытом зерна. В настоящее время основными каналами сбыта являются: реализация на рынке, населению, через собственные магазины; реализация работникам хозяйства в порядке оплаты за труд и др.

Производители зерна сами выбирают каналы сбыта, оценивая его эффективность. При этом учитываются различные факторы. В частности, наличие и объем собственных зернохранилищ, возможности по доработке зерна, стоимость услуг элеваторов по хранению, развитость собственной сбытовой сети, надежность покупателя, конъюнктура рынка, конкурентность и др.


Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:36:10