Преимущества и недостатки автомобилизации населения и способы ее осуществления

Орлов А.Л.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 9-1 (142), Сентябрь 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Орлов А.Л. Преимущества и недостатки автомобилизации населения и способы ее осуществления // Российское предпринимательство. – 2009. – Том 10. – № 9. – С. 98-102.

Аннотация:
В статье представлена классификация позитивных и негативных свойств автомобилизации населения страны за счет собственного производства и импорта легковых машин. Сформулированы способы удовлетворения потребностей населения в легковых автомобилях и выявлена необходимость оценки целесообразности увеличения числа легковых автомобилей с эколого-социально-экономической точки зрения.

Ключевые слова: загрязнение окружающей среды, транспортная подвижность, деавтомобилизация, легковые автомобили, импорт легковых машин, мультипликативный эффект

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Реализация преимуществ повышения транспортной подвижности российского населения путем его автомобилизации возможна только при условиях оценки всей совокупности позитивных и негативных факторов роста парка легковых автомобилей за счет собственного производства или импорта. Для такой оценки, прежде всего, следует сформулировать определение часто используемого (без приведения какого-либо определения) в литературе специалистами транспорта понятия «автомобилизации населения».

Итак, автомобилизация населения – это процесс перехода от достигнутого уровня к другому, более высокому уровню насыщения населения легковыми автомобилями. Деавтомобилизация населения – это процесс перехода от достигнутого уровня к другому, более низкому уровню насыщения населения легковыми автомобилями.

Используя весьма дискуссионные рассуждения авторов работы [1] и ориентируясь на другие труды [2–4], можно разработать более строгую и объективную классификацию позитивных свойств автомобилизации населения той или иной страны.

1. Социально-экономические свойства, формируемые ростом транспортной подвижности населения

Удовлетворение потребностей в деловых поездках:

– оптимизация занятости населения;

– улучшение условий восстановления трудоспособности персонала в домашних условиях;

– повышение конкурентоспособности работников по найму;

– формирование организациями более квалифицированного персонала.

Удовлетворение потребностей в поездках социально-культурного характера:

– повышение трудоспособности и творческой активности персонала;

– развитие сервисных отраслей социально-культурной сферы;

– увеличение рабочих мест, вызванное ростом сервисных отраслей в экономике и социальной сфере;

– свойства, связанные с мультипликативным эффектом от роста производства услуг.

2. Свойства, проявляющиеся в сфере транспорта

Свойства, проявляющиеся в сравнении с другими видами транспорта:

– увеличение скорости доставки;

– уникальная маневренность и подвижность, позволяющие сосредотачивать автомобили в необходимом количестве и в нужное время;

– способность прямой доставки «от двери до двери»;

– широкая сфера применения;

– меньшие капиталовложения по сравнению с железнодорожным транспортом при освоении малых пассажиропотоков на небольших расстояниях.

Свойства, характерные для автотранспорта общего пользования:

– увеличение налоговых поступлений от владельцев транспортных средств;

– увеличение налоговых поступлений от компаний, осуществляющих страхование транспортных средств;

– увеличение поступлений в бюджет таможенных пошлин от импорта новых и подержанных автомобилей иностранных марок, комплектующих изделий для сборки в стране иностранных моделей;

– развитие дорожной сети;

– повышение спроса на услуги дорожного сервиса;

– свойства, связанные с мультипликативным эффектом от развития дорожной сети и увеличения числа предприятий дорожного сервиса.

Свойства, проявляющиеся в сравнении автотранспортом общего пользования:

– независимость совершающих поездки лиц от расписания движения транспорта общего пользования, качества обслуживания в кассах, на вокзалах и во время поездки;

– независимость совершающих поездки лиц от потребностей других пассажиров во времени и месте поездки;

– повышенная комфортабель­ность поездки пассажиров в легковых автомобилях; значительный вклад в финансирование содержания и развития дорожной сети;

– демонополизация транспорта общего пользования.

3. Свойства, проявляющиеся в сфере промышленности

Насыщение населения страны легковыми автомобилями может осуществляться четырьмя основными способами:

а) производство и сбыт в данной стране отечественных автомобилей;

б) производство в данной стране автомобилей иностранных марок и их сбыт в этой же стране;

в) сбыт автомобилей в данной стране новых, произведенных за рубежом автомобилей иностранных марок;

г) сбыт в данной стране поддержанных иностранных автомобилей.

Соответственно выделяются следующие подгруппы свойств:

а) свойства развития отечественного автомобилестроения:

– рост объемов производства и продаж автомобилей отечественных марок;

– мультипликативный эффект, заключающийся в соответствующем развитии сопутствующих отраслей экономики;

– рост производства различных материалов и изделий, увеличение производства горюче-смазочных материалов, создание рабочих мест в других отраслях, прирост внутренних инвестиций в автомобилестроение и смежные отрасли;

б) свойства производства в стране иностранных автомобилей и их сбыта:

– рост объемов производства и объема продаж автомобилей иностранных марок;

– мультипликативный эффект, заключающийся в соответствующем развитии сопутствующих (сервисных) отраслей;

– возможность приобретения российскими потребителями автомобиля более высокого качества;

в) свойства поставок в страну готовых зарубежных автомобилей:

– рост продаж иностранных автомобилей;

– мультипликативный эффект, возникающий при функционировании в стране сбытовой сети и сети послепродажного обслуживания иностранных моделей, заключающийся в соответствующем развитии сопутствующих отраслей экономики;

– возможность приобретения российскими потребителями всей гаммы новейших моделей мирового автомобилестроения;

г) свойства ввоза в страну подержанных иномарок:

– рост продаж подержанных иномарок;

– мультипликативный эффект, возникающий при функционировании официальной дилерской сети и сети ремонта подержанных иномарок, организованных в РФ российскими предпринимателями, заключающийся в соответствующем развитии сопутствующих отраслей экономики;

– доступность легковых автомобилей высокого качества для основной массы населения.

4. Специфические свойства, связанные с улучшением экономической ситуации:

– экономия общественного времени;

– ликвидность личных сбережений, обеспечиваемая вложением населением в покупку собственного транспорта;

– применение легковых автомобилей в малом бизнесе;

– повышение геополитического статуса государства.

Негативные свойства автомобилизации

В классификацию негативных свойств автомобилизации населения следует включить ее следующие отрицательные последствия.

1. Отрицательные воздействия транспорта на окружающую среду:

– загрязнение земли (нарушение гидросистемы почвы; уничтожение плодородного слоя почвы; загрязнение почвы вредными веществами; загрязнение мусором);

– загрязнение воды;

– загрязнение атмосферы;

– шумовое загрязнение;

– вибрация и электромагнитные и радиоактивные излучения;

– занятость территории;

– расходование невозобновляемых природных ресурсов (возрастающее потреб­ление невозобновляемых топ­ливно-энергетических ресурсов; увеличение расходования материалов природного происхождения).

2. Свойства социально-экономического характера:

– рост дорожно-транспортных происшествий;

– усложнение решения архитектурно-строительных проблем городов и агломераций;

– необходимость утилизации вышедших из строя автомобилей и их частей.

3. Свойства, проявляющиеся в сравнении с другими видами транспорта:

– необходимость содержания и развития дорогостоящей дорожной сети;

– высокая себестоимость перевозок;

– большая трудоемкость и низкая производительность труда;

– высокий уровень загрязнения окружающей среды;

– большая энергоемкость и металлоемкость;

– низкая безопасность движения и высокий уровень аварийности.

Таким образом, существование и проявление позитивных и негативных свойств автомобилизации населения Российской Федерации как одного из социально-экономических процессов требует оценки рациональности для российского общества указанных выше способов такой автомобилизации.


Страница обновлена: 17.04.2024 в 15:04:09