Преимущества и недостатки автомобилизации населения и способы ее осуществления
Скачать PDF | Загрузок: 5
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 9-1 (142), Сентябрь 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Орлов А.Л. Преимущества и недостатки автомобилизации населения и способы ее осуществления // Российское предпринимательство. – 2009. – Том 10. – № 9. – С. 98-102.
Аннотация:
В статье представлена классификация позитивных и негативных свойств автомобилизации населения страны за счет собственного производства и импорта легковых машин. Сформулированы способы удовлетворения потребностей населения в легковых автомобилях и выявлена необходимость оценки целесообразности увеличения числа легковых автомобилей с эколого-социально-экономической точки зрения.
Ключевые слова: загрязнение окружающей среды, транспортная подвижность, деавтомобилизация, легковые автомобили, импорт легковых машин, мультипликативный эффект
В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...
Реализация преимуществ повышения транспортной подвижности российского населения путем его автомобилизации возможна только при условиях оценки всей совокупности позитивных и негативных факторов роста парка легковых автомобилей за счет собственного производства или импорта. Для такой оценки, прежде всего, следует сформулировать определение часто используемого (без приведения какого-либо определения) в литературе специалистами транспорта понятия «автомобилизации населения».
Итак, автомобилизация населения – это процесс перехода от достигнутого уровня к другому, более высокому уровню насыщения населения легковыми автомобилями. Деавтомобилизация населения – это процесс перехода от достигнутого уровня к другому, более низкому уровню насыщения населения легковыми автомобилями.
Используя весьма дискуссионные рассуждения авторов работы [1] и ориентируясь на другие труды [2–4], можно разработать более строгую и объективную классификацию позитивных свойств автомобилизации населения той или иной страны.
1. Социально-экономические свойства, формируемые ростом транспортной подвижности населения
Удовлетворение потребностей в деловых поездках:
– оптимизация занятости населения;
– улучшение условий восстановления трудоспособности персонала в домашних условиях;
– повышение конкурентоспособности работников по найму;
– формирование организациями более квалифицированного персонала.
Удовлетворение потребностей в поездках социально-культурного характера:
– повышение трудоспособности и творческой активности персонала;
– развитие сервисных отраслей социально-культурной сферы;
– увеличение рабочих мест, вызванное ростом сервисных отраслей в экономике и социальной сфере;
– свойства, связанные с мультипликативным эффектом от роста производства услуг.
2. Свойства, проявляющиеся в сфере транспорта
Свойства, проявляющиеся в сравнении с другими видами транспорта:
– увеличение скорости доставки;
– уникальная маневренность и подвижность, позволяющие сосредотачивать автомобили в необходимом количестве и в нужное время;
– способность прямой доставки «от двери до двери»;
– широкая сфера применения;
– меньшие капиталовложения по сравнению с железнодорожным транспортом при освоении малых пассажиропотоков на небольших расстояниях.
Свойства, характерные для автотранспорта общего пользования:
– увеличение налоговых поступлений от владельцев транспортных средств;
– увеличение налоговых поступлений от компаний, осуществляющих страхование транспортных средств;
– увеличение поступлений в бюджет таможенных пошлин от импорта новых и подержанных автомобилей иностранных марок, комплектующих изделий для сборки в стране иностранных моделей;
– развитие дорожной сети;
– повышение спроса на услуги дорожного сервиса;
– свойства, связанные с мультипликативным эффектом от развития дорожной сети и увеличения числа предприятий дорожного сервиса.
Свойства, проявляющиеся в сравнении автотранспортом общего пользования:
– независимость совершающих поездки лиц от расписания движения транспорта общего пользования, качества обслуживания в кассах, на вокзалах и во время поездки;
– независимость совершающих поездки лиц от потребностей других пассажиров во времени и месте поездки;
– повышенная комфортабельность поездки пассажиров в легковых автомобилях; значительный вклад в финансирование содержания и развития дорожной сети;
– демонополизация транспорта общего пользования.
3. Свойства, проявляющиеся в сфере промышленности
Насыщение населения страны легковыми автомобилями может осуществляться четырьмя основными способами:
а) производство и сбыт в данной стране отечественных автомобилей;
б) производство в данной стране автомобилей иностранных марок и их сбыт в этой же стране;
в) сбыт автомобилей в данной стране новых, произведенных за рубежом автомобилей иностранных марок;
г) сбыт в данной стране поддержанных иностранных автомобилей.
Соответственно выделяются следующие подгруппы свойств:
а) свойства развития отечественного автомобилестроения:
– рост объемов производства и продаж автомобилей отечественных марок;
– мультипликативный эффект, заключающийся в соответствующем развитии сопутствующих отраслей экономики;
– рост производства различных материалов и изделий, увеличение производства горюче-смазочных материалов, создание рабочих мест в других отраслях, прирост внутренних инвестиций в автомобилестроение и смежные отрасли;
б) свойства производства в стране иностранных автомобилей и их сбыта:
– рост объемов производства и объема продаж автомобилей иностранных марок;
– мультипликативный эффект, заключающийся в соответствующем развитии сопутствующих (сервисных) отраслей;
– возможность приобретения российскими потребителями автомобиля более высокого качества;
в) свойства поставок в страну готовых зарубежных автомобилей:
– рост продаж иностранных автомобилей;
– мультипликативный эффект, возникающий при функционировании в стране сбытовой сети и сети послепродажного обслуживания иностранных моделей, заключающийся в соответствующем развитии сопутствующих отраслей экономики;
– возможность приобретения российскими потребителями всей гаммы новейших моделей мирового автомобилестроения;
г) свойства ввоза в страну подержанных иномарок:
– рост продаж подержанных иномарок;
– мультипликативный эффект, возникающий при функционировании официальной дилерской сети и сети ремонта подержанных иномарок, организованных в РФ российскими предпринимателями, заключающийся в соответствующем развитии сопутствующих отраслей экономики;
– доступность легковых автомобилей высокого качества для основной массы населения.
4. Специфические свойства, связанные с улучшением экономической ситуации:
– экономия общественного времени;
– ликвидность личных сбережений, обеспечиваемая вложением населением в покупку собственного транспорта;
– применение легковых автомобилей в малом бизнесе;
– повышение геополитического статуса государства.
Негативные свойства автомобилизации
В классификацию негативных свойств автомобилизации населения следует включить ее следующие отрицательные последствия.
1. Отрицательные воздействия транспорта на окружающую среду:
– загрязнение земли (нарушение гидросистемы почвы; уничтожение плодородного слоя почвы; загрязнение почвы вредными веществами; загрязнение мусором);
– загрязнение воды;
– загрязнение атмосферы;
– шумовое загрязнение;
– вибрация и электромагнитные и радиоактивные излучения;
– занятость территории;
– расходование невозобновляемых природных ресурсов (возрастающее потребление невозобновляемых топливно-энергетических ресурсов; увеличение расходования материалов природного происхождения).
2. Свойства социально-экономического характера:
– рост дорожно-транспортных происшествий;
– усложнение решения архитектурно-строительных проблем городов и агломераций;
– необходимость утилизации вышедших из строя автомобилей и их частей.
3. Свойства, проявляющиеся в сравнении с другими видами транспорта:
– необходимость содержания и развития дорогостоящей дорожной сети;
– высокая себестоимость перевозок;
– большая трудоемкость и низкая производительность труда;
– высокий уровень загрязнения окружающей среды;
– большая энергоемкость и металлоемкость;
– низкая безопасность движения и высокий уровень аварийности.
Таким образом, существование и проявление позитивных и негативных свойств автомобилизации населения Российской Федерации как одного из социально-экономических процессов требует оценки рациональности для российского общества указанных выше способов такой автомобилизации.
Страница обновлена: 17.04.2024 в 15:04:09