Научный подход к определению понятия «регион» в инвестиционном аспекте

Турков А.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 9-1 (142), Сентябрь 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Турков А.В. Научный подход к определению понятия «регион» в инвестиционном аспекте // Российское предпринимательство. – 2009. – Том 10. – № 9. – С. 136-140.

Аннотация:
В статье анализируются существующие взгляды на сущность понятия «регион» и его использование в финансово-экономическом аспекте. Рассматривается возможность отождествления региона с субъектом Российской Федерации.

Ключевые слова: муниципальное образование, регион, субъект Российской Федерации, территория, административно-территориальное деление, конституция рф



В литературе абсолютно разного толка часто используется термин «регион». С одной стороны, его значение представляется ясным, однако с другой, – наталкивает на определенные размышления относительно неоднозначности толкования понятия. Все это вызывает желание четко определить, какое содержание следует вкладывать в термин «регион».

Определить понятие «регион» возможно как минимум с двух точек зрения. Во-первых, с юридической, так как законодательство оперирует данным термином, а во-вторых, с экономической, потому что в интересах исследования целесообразно заострить внимание именно на этом аспекте.

Откроем энциклопедию…

Глубокий анализ любого термина следует начинать с поиска в источниках энциклопедического характера. Энциклопедический словарь «Конституционное право России» [1] отмечает, что отечественная юридическая литература обычно использует термин «регион» для обозначения разных частей территории России или для характеристики субъектов Российской Федерации, зон, округов, районов.

В то же время Основные положения региональной политики в Российской Федерации трактуют термин «регион» как «часть территории РФ, обладающую общностью природных, социально-экономических, национальных, культурных и других условий. Регион может совпадать с границами территории субъекта федерации либо объединять территории нескольких субъектов федерации» [2].

Таким образом, правовая сторона вопроса освещает термин «регион» как понятие, тождественное понятию субъекта федерации, либо отличное от него, то есть во главу угла ставится критериальная основа выделения регионов.

Если перейти к трактовке термина «регион» с экономической и общественной точек зрения, следует отметить, что в Советском энциклопедическом словаре регион не выделяют в качестве самостоятельного термина. Однако приводится определение прилагательного «региональный» (от лат. Regionalis – местный, областной), относящийся к какой-либо определенной территории – району (региону), области, стране, группе стран; построенный по территориальным признакам [3]. Определение региона в Большой советской энциклопедии говорит о том, что последний есть «крупная индивидуальная территориальная единица (например, природная, экономическая, политическая и др.)» [4].

Современные словари указывают на множественный характер понятия «регион». В частности, Современный экономический словарь указывает на следующее:

1) регион может представать в виде области, района, территории, части страны, отличающейся совокупностью экономико-географических условий (естественных либо исторически сложившихся), а также национальным составом населения;

2) регион может быть отождествлен с группой близлежащих стран, представляющей собой отдельный экономико-географический район, обладающий общими признаками, отличающими этот район от других районов;

3) под регионом может пониматься субъект Российской Федерации [5].

Подходы

Как видно, словари и энциклопедии экономического толка, причем как советского периода, так и современного, представляют регион в качестве территории с определенными границами, обусловленными определенными факторами: экономико-географическими, социальными, политическими и т.д. Логично предположить, что в случае законодательного (нормативно-правового) закрепления границ региона данный термин следует отождествлять с понятием субъекта Российской Федерации.

Таким образом, применительно к экономике России анализ вышеприведенных определений позволяет сделать вывод о том, что в зависимости от критерия регион можно отождествлять как с понятием «субъект Российской Федерации», так и с ареалом, затрагивающим территории нескольких субъектов федерации.

В учебно-научной экономической литературе принято говорить о существовании нескольких подходов к определению понятия «регион»: территориального, экономического и социального.

Представители территориального подхода рассматривают регион как территорию, находящуюся в административных границах субъекта федерации, которая характеризуется такими основополагающими чертами, как: комплексность, целостность, специализация и управляемость, наличие административных органов управления [6]. Выводом из анализа данного определения является тезис об отождествлении понятия «регион» с понятием субъекта Российской Федерации.

Экономический подход к региону состоит в понимании последнего как сложного территориально-экономического комплекса с ограниченными внутренними ресурсами. Однако экономический подход можно признать однобоким из-за излишней заостренности, во-первых, на целостность воспроизводственного процесса, а во-вторых, на характеристике региона как единицы административно-территориального деления.

Социальный подход к региону представлен в работах таких ученых, как академик Н.Н. Некрасов, А. Маршалова и А. Новоселов, Э. Уткин, Г.В. Гутман. В частности, академик Н.Н. Некрасов рассматривал регион с социально-экономической точки зрения, не принимая во внимание административно-территориальный аспект. С точки зрения современной юридической науки и действующих нормативно-правовых актов взгляды академика Н.Н. Некрасова выгодно отличаются отсутствием привязки к административно-территориальному делению.

Конституция

В развитие вопроса о необходимости и возможности совпадения границ региона с субъектом Российской Федерации следует добавить, что представляется возможным выделять регионы по различным признакам, в зависимости от которых говорят о социально-экономических, природных, природно-хозяйственных и других регионах [7].

Поэтому целесообразно говорить о том, что некоторые регионы наделены административным и политическим статусом. К их числу относятся субъекты РФ, сельские и городские поселения, т.е. муниципалитеты – территории, где действуют органы местного самоуправления. Существуют историко-культурные регионы, такие, как европейский север России и т.д., которые сложно четко охарактеризовать с позиции территориального состава.

В России административный статус региона приобретает особое значение, так как в соответствии с Конституцией субъекты федерации выделяются одновременно по многим признакам. Так, в соответствии с Конституцией РФ современное административно-территориальное устройство России построено с учетом:

– естественно-исторических и экономических условий (природные ресурсы, характер и уровень развития хозяйства, направление и развитие путей сообщения, количество и плотность населения и т.д.);

– национальных моментов (национальный состав населения, бытовые особенности);

– необходимости максимального приближения государственного аппарата к населению в целях предоставления трудящимся возможностей для участия в осуществлении государственной власти [7].

Ввиду многофакторности выделения субъектов федерации в контексте административно-территориального деления Российской Федерации рассмотрение региона как субъекта федерации дает возможность получить «более полную характеристику явлений и процессов протекающих в обществе» [7]. Поэтому целесообразно рассматривать регион в полном совпадении с территорией административно-территориальных образований, а именно – субъектов Российской Федерации.

В связи с этим под регионом следует понимать территориальный комплекс в границах субъекта федерации, в пределах которого воспроизводятся социальные и экономические процессы обеспечения жизни населения, обусловленные местом региона в системе территориального и общественного разделения труда.


Страница обновлена: 22.01.2024 в 18:21:15