Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»10 / 2009

Критерии выделения межфирменной сети из существующего спектра гибридных форм организации бизнеса

Гойхман Роман Львович, Аспирант Экономического факультета Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского (ННГУ), ассистент кафедры Мировой экономики и бизнеса Экономического факультета ННГУ, Россия

Criteria for separating inter-firm network from the existing range of hybrid forms of business organization - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 17

Аннотация:
В статье предпринята попытка расширить модель «трёх множеств» за счет дополнительных критериев, позволяющих с определённой точностью выделять межфирменные сети из широкого спектра существующих гибридных форм организации бизнеса.
Цитировать публикацию:
Гойхман Р.Л. Критерии выделения межфирменной сети из существующего спектра гибридных форм организации бизнеса // Российское предпринимательство. – 2009. – Том 10. – № 10. – С. 40-44.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Современный этап развития мирового хозяйства характеризуется глубокой трансформацией природы межфирменных отношений. Очевидно, что традиционные для экономической науки исследования отношений между продавцом и покупателем (рыночная координация), а также между головной компанией и её структурными подразделениями (командно-иерархическая координация) могут быть дополнены сетевыми отношениями долгосрочного характера между юридически автономными контрагентами совместной экономической деятельности, которые состоят в системе прямых кооперационных взаимосвязей.

Анализ экономической литературы показывает, что в рамках современной научной мысли существует широкий спектр терминов, обозначающий различные типы сетей. Их многовариантность, гетерогенность [1] и сложность делают насущной задачу более чёткой концептуализации того, что представляют собой межфирменная сетевая кооперация, и каковы критерии, позволяющие выделить сети сотрудничества из существующего многообразия гибридных форм межкорпоративных взаимодействий. Нетривиальность поставленной задачи определяется уже тем, что в рамках существующих концепций не сформировалось ещё единого, универсального подхода к пониманию сущности сетевой кооперации, не определено место данного феномена в парадигме функционирования международных отраслевых рынков.

Базовые принципы межфирменного сетевого сотрудничества

В экономической литературе под межфирменным сетевым сотрудничеством понимается такая форма кооперации и взаимодействия между субъектами экономических отношений, для которой определяющими являются следующие базовые принципы:

1) в сети соглашений участвуют минимум три компании-контрагента;

2) на основе общих договорённостей сетевые партнёры разделяют между собой области ответственности, формируют долгосрочные кооперационные взаимоотношения;

3) наличие единой цели сетевой кооперации, предполагающей объединение комплементарных ресурсов и корневых компетенций партнёров;

4) экономическая и юридическая автономность сторон;

5) наличие единого центра принятия стратегических решений, как правило, в лице фокальной фирмы (либо сетевого брокера) [5].

Однако простого указания на отношения кооперации, очевидно, недостаточно для того, чтобы выделить производственную сеть из существующего многообразия способов организации корпоративных взаимодействий. Так, например, наличие общей цели и добровольное объединение экономических ресурсов и корневых компетенций отличает целый спектр гибридных форм, которые не могут относиться к межфирменным сетям: совместные предприятия, франчайзинговые соглашения, ассоциации, картели, консорциумы.

Новые критерии для «модели трёх множеств»

В этой связи, для наиболее адекватного выделения форм, с определённой точностью относящихся к межфирменному сетевому сотрудничеству, автору представляется целесообразным использовать «модель трёх множеств» (3-area model), предложенную К. Римером, М. Гоголеном, Ш. Кляйном [4]. Всё существующее многообразие форм корпоративной организации авторы предлагают условно разделить на три множества: «белое», «чёрное», «серое». В «белую» область входят все организационные формы, которые, без сомнения, являются сетевыми. В «чёрной» области находятся такие формы корпоративной организации, которые не могут быть отнесены к сетевым структурам. «Серая» область состоит из тех организационных форм, которые по природе своей не являются сетевыми, но демонстрируют с ними сходство с точки зрения управленческих проблем и способов их разрешения (см. табл.).

Таблица

Модель трёх множеств

Атрибуты

«Чёрная» область

(рыночные трансакции)

«Белая» область

«Чёрная» область

(иерархическая

координация)

Механизм координации

Цена

Гибридный механизм, высокая степень предсказуемости и доверия

Власть

Степень формализации отношений

Неформализованные, ведение переговоров

Частично формализованые

Формализованные

Предотвращение конфликтов

Формальные контракты

Баланс интересов, система внутренних норм и правил

Контроль

Длительность взаимоотношений

Разовые, либо краткосрочные

Среднесрочные (с тенденцией перехода в долгосрочные)

Долгосрочные

Угрозы

Высокая вероятность оппортунистического поведения

Конфликт целей

Неэффективность

Делегирование правомочий участников

Независимость

Взаимозависимость

Зависимость от координирующего центра

Степень интеграции

Несвязанные трансакции

Специализированные активы, взаимная адаптация

“Классическая” интеграция

«Серая» область

Единичные проекты, совместная работа на электронных площадках

Франчайзинг, совместные предприятия, внутренняя виртуализация фирм

Однако, принимая во внимание идею О. Уильямсона о разграничении видов межфирменного сотрудничества на основе контрактной практики, автор считает необходимым расширить «модель трёх множеств», дополнив её двумя критериями:

1) используемый вид контракции;

2) долгосрочное целеполагание (long-term targeting), ориентированное на оптимальное использование комплементарных ресурсов [2].

Рынок, иерархия и сеть (гибрид), как утверждают представители институционального направления экономической теории, различаются с позиции используемых видов контрактной практики, лежащих в основе взаимоотношений хозяйствующих субъектов. В то время как рынок базируется на классической контракции, иерархия – на отношенческой, стержневым для межфирменных сетей выступает неоклассический контракт, ограниченный определённым временным интервалом, но заключенный на длительный период. Однако как утверждает ряд экспертов, вследствие интенсивной межфирменной кооперации, сети могут основываться и на отношенческих контрактах, которые, однажды стабилизировав межкорпоративные связи, тем не менее, не могут гарантировать отсутствие межфирменных противоречий, в случае неоклассической контракции разрешаемых при посредничестве третьей стороны – сетевого брокера [2, с. 52].

Комплеметарные ресурсы и корневые компетенции

Стоит отметить, что ключевым признаком межфирменной сети является исполнение длительного имплицитного (неявного, социального, подразумеваемого) отношенческого контракта. Именно этот контракт является наиболее важным для взаимодействующих сторон, вследствие чего, участники сети толерантно [3] относятся к нарушениям эксплицитных (явных, обязывающих) неоклассических договоров со стороны своих контрагентов.

Более того, как утверждает У. Пауэлл, кооперационные отношения предприятий в рамках сетей сотрудничества, обусловленные повторяющимся характером взаимодействий их участников, дают основания трактовать разовые нарушения контрактных обязательств в качестве определённой нормы межфирменных взаимоотношений, в рамках которых текущие потери от нарушений с успехом компенсируются в ходе будущего сотрудничества [3]. Данной точки зрения придерживаются С. Авдашева и её коллеги, которые указывают на то, что при устойчивом взаимодействии компаний, обладание комплеметарными ресурсами и корневыми компетенциями, ориентированными на совместное использование, создаёт для сетевых партнёров мощные стимулы, которые поддерживают и укрепляют межфирменные отношения [1, с.31]. В этой связи, для участников сетей чаще всего оказывается свойственным поведение, связанное с долгосрочным целеполаганием (long-term targeting).

Широкое многообразие существующих гибридных форм организации бизнеса в мировом хозяйстве многократно усложняет проблему идентификации межфирменных сетей, которые в настоящее время всё более интенсивно интегрируются в международный воспроизводственный процесс, доказывая свою повышенную эффективность. Рассмотренная модель “трёх множеств” в тандеме с дополнительными критериями позволяет, по убеждению автора, однозначно распознавать сетевую межфирменную кооперацию на современных международных отраслевых рынках.



[1] Гетерогенность – степень различия членов некоторой совокупности между собой — прим. ред.

[2] Комплементарные ресурсы — взаимно дополняющие друг друга и составляющие некоторое единство — прим. ред.

[3] Толерантно — то есть снисходительно, терпимо — прим. ред.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241