Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»10 / 2009

Категории «стоимость», «полезность» и «ценность» в синтетической теории ценности благ

Таболин Артем Владимирович, Аспирант Экономико-математического факультета Московского государственного института электроники и математики (технического университета), главный специалист ООО «Сибур», Россия

Categories of «value», «utility» and «worth» in the synthetic theory of benefits worth - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 79

Аннотация:
В статье рассматриваются понятия стоимости, полезности и ценности блага. Исследованы сущность и природа этих понятий, даны их определения с точки зрения теории синтеза. Показана взаимосвязь стоимости и полезности, причем, не только при движении от стоимости к полезности, но и от полезности к стоимости.
Цитировать публикацию:
Таболин А.В. Категории «стоимость», «полезность» и «ценность» в синтетической теории ценности благ // Российское предпринимательство. – 2009. – Том 10. – № 10. – С. 50-54.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Синтез теорий трудовой стоимости и предельной полезности – одно из перспективных направлений развития современной теории ценности, цены и стоимости благ. Данная статья посвящена элементам синтетической теории – стоимости, полезности и ценности.

Стоимость блага, согласно трудовой теории Рикардо – Маркса, представляет собой воплощённый во благе и овеществленный в нем общественный труд товаропроизводителей. Стоимость формируется из следующих элементов:

– затраты на оборудование, производственные помещения, сырье и пр.;

– заработная плата рабочих;

– прибыль собственника капитала (прибавочная стоимость).

Факторы, влияющие на стоимость блага

Известный американский теоретик менеджмента Майкл Портер предложил следующую цепь создания стоимости в организации [1]:

Имеется ряд факторов, влияющих на стоимость блага.

Первый фактор – внешняя среда. Сюда можно причислить не только ценовую политику поставщиков сырья, оборудования и пр., которая имеет непосредственное воздействие на размер затрат на производство блага, но и общеэкономическую ситуацию (состояние экономики, развитость рынка и т.д.).

Второй фактор – эффективность производства. Экономическая эффективность – это отношение стоимости произведенного блага к затратам ресурсов (сырья, оборудования, заработной платы и пр.). Соответственно, чем больше стоимость произведенного блага на единицу израсходованных ресурсов, тем выше эффективность производства.

Что касается стоимости блага, то высокая эффективность производства влияет на нее следующим образом: на единицу ресурса производится больше благ, а значит, стоимость блага уменьшается. Математически эту зависимость можно представить так:

Третий фактор, влияющий на величину стоимости произведенного блага – состояние рынка труда. Неразвитый рынок труда, отсутствие квалифицированной рабочей силы отрицательно влияют на эффективность производства, на производительность предприятия, что в конечном счете отрицательно скажется на стоимости блага.

Четвертым фактором, определяющим стоимость блага, является качество.

Связь качества и стоимости блага выражается следующей формулой [2]:

Соответственно, если принять спрос за константу, рост качества приводит к увеличению цены (цены предложения), то есть стоимости.

Взаимозависимость стоимости и полезности

Перечисленные выше факторы связаны с процессом производства блага. На схеме М. Портера эта стадия соответствует первым двум звеньям – «Входящей логистике» и «Операциям».

Последующая стадия (звенья «исходящая логистика», «маркетинг и продажи» и «обслуживание») предполагает так называемое позиционирование и продвижение произведенного блага на рынке, то есть определение соответствующего рыночного сегмента, целевой аудитории, формирование определенного восприятия этого блага аудиторией. Иными словами, этот этап своей целью имеет воздействие на субъективную полезность блага для его потребителей.

Явственно прослеживается цепочка преобразования полезности и стоимости. Схематично она выглядит так:

П1 – С1 – П2,

Где

П1 – полезность приобретенных производителем благ;

СP – стоимость произведенных им благ;

ПC – полезность произведенных благ для потребителя.

В случае если производителей было n, схема будет иметь следующий вид:

П1 – С1 – П2 – С2 – П3 – … – Пn – Сn – Пn+1.

Теперь добавим в схему указание благ:

Эта схема наглядно демонстрирует взаимозависимость стоимости и полезности и тем самым указывает на невозможность рассматривать эти экономических категории вне их взаимосвязи.

Следовательно, стоимость блага есть не что иное, как преобразованная трудом рабочего полезность исходных благ, как непосредственно затраченных на создание блага (сырье, электроэнергия и пр.), так и косвенно участвовавших в процессе производства (оборудование, здание и т.д.).

Полезность блага и ее субъективная оцека

Теперь подробно рассмотрим категорию «полезность». Под полезностью, как правило, понимается способность блага удовлетворять какую-либо человеческую потребность. Соответственно, чем выше удовлетворение или чем больше потребностей удовлетворяет благо, тем выше его полезность.

Отметим двоякий характер полезности: с одной стороны, это субъективная, внутренняя важность для человека определенной потребности, скрытая и недоступная для анализа и измерения, с другой – это готовность человека заплатить определенную сумму денег за благо.

Необходимо отметить, что субъективность оценки полезности блага порождает определенные трудности.

Во-первых, это невозможность проведения каких-либо точных расчетов полезности.

Во-вторых, иррациональность потребителя и высокая степень влияния второстепенных факторов на восприятие полезности (упаковка, реклама и пр.) приводит к тому, что нельзя адекватно оценить и спрогнозировать субъективную оценку полезности тем или иным потребителем.

В-третьих, потребительские предпочтения крайне изменчивы. Они меняются с возрастом, под воздействием неприятного опыта потребления блага.

В-четвертых, существует проблема не только расчета полезности, но и ее измерения, поскольку для ряда благ определение цены как мерила полезности вообще невозможно (общественные блага, общедоступные природные блага и т.п.).

Представителями австрийской школы маржинализма был выдвинут критерий: единица полезности – «ютиль» (от англ. «utile» – полезный). Трудность и ограниченность такого метода определения полезности заключается:

– в возможности использовать разные блага в качестве эталона полезности;

– практической неосуществимости наблюдений за предпочтениями потребителей при сравнении всех благ друг с другом;

– подверженности полезности блага, принятой за эталон, колебаниям и изменениям, а значит, и самой единицы измерения – ютиля.

Поняв, что неудобно измерять полезность одних благ в других, сторонниками теории полезности в качестве критерия был взят всеобщий эквивалент – деньги. Применение денег в качестве единицы полезности на первый взгляд, вроде бы, устраняет недостатки предыдущего метода, однако порождает новую проблему: адекватность и объективность установления цены с точки зрения полезности благ для потребителей вызывает сомнения.

Таким образом, теории полезности неизвестны адекватные и объективные методы измерения субъективной полезности благ. Разработка такого метода до сих пор одна из первейших задач этой теории в частности и экономической науки в целом.

Итак, под полезностью понимается субъективная, имеющая денежное выражение оценка индивидом значимости какой-либо его потребности и блага, которое эту потребность удовлетворяет.

Ценность блага

Перейдем к понятию ценности блага. Определяют это понятие по-разному. Например, Карл Менгер писал, что «ценность есть значение, которое для нас имеют конкретные блага или количества благ вследствие того, что в удовлетворении своих потребностей мы сознаем зависимость от наличия их в нашем распоряжении» [3].

В современной российской экономической мысли бытуют два подхода к определению ценности блага: полезностный и синтетический. Первый предполагает, что ценность – субъективная экономическая категория, понятие, близкое к полезности и обозначающее значение блага для потребителя. Так, по мнению А.С. Булатова, «ценность – это денежная оценка потребителем полезности» [4].

Второй подход основан на восприятии ценности как синтеза двух сущностей блага – производственной и потребительской. С.В. Брагинский и Я.А. Певзнер, например, определяют ценность как «синтез результатов и затрат» [5]. Синтетический подход к определению ценности разделяет и Ф.Ф. Стерликов, у которого ценность – обобщающая категория для стоимости и полезности.

Ценность блага, по мнению автора статьи, представляет собой общественную значимость блага, являющуюся результатом синтеза его стоимости и полезности в пропорциях, определяемых рыночной конъюнктурой.

Итак, нами были рассмотрены ключевые категории синтетической теории ценности блага – «стоимость», «полезность» и «ценность», проанализирована их сущность, даны развернутые определения.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241