Совершенствование механизма бюджетного финансирования сельскохозяйственных предприятий

Скориков С.Н.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 10-1 (144), Октябрь 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Скориков С.Н. Совершенствование механизма бюджетного финансирования сельскохозяйственных предприятий // Российское предпринимательство. – 2009. – Том 10. – № 10. – С. 143-148.

Аннотация:
В статье рассматриваются вопросы совершенствования механизма бюджетного финансирования сельскохозяйственных предприятий, обосновывается необходимость их более масштабной поддержки. Предлагается новый механизм бюджетного финансирования, направленный не только на поддержку, но и развитие сельскохозяйственного производства.

Ключевые слова: государственное регулирование, агропромышленный комплекс, региональная политика, продовольственный рынок, бюджетное финансирование, бюджетные субсидии

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Сельскохозяйственные предприятия большинства государств получают значительную долю бюджетного финансирования, что позволяет им обеспечивать продовольствием территории своих стран и успешно конкурировать на международных продуктовых рынках. Механизмы бюджетного финансирования сельскохозяйственных предприятий нуждаются в постоянном контроле и корректировке, так как они являются основой для обоснования направлений совершенствования общего финансового механизма в новых условиях. Рассмотрим каждый механизм бюджетного финансирования сельскохозяйственных организаций более детально.

Формы бюджетной поддержки АПК

Механизм возмещения затрат предполагает прямую бюджетную государственную поддержку товаропроизводителей АПК, выплачиваемую в виде субсидий и компенсаций стратегически важным производствам: племенным, семеноводческим хозяйствам, ветеринарным заводам, а также хозяйствам, отобранным на конкурсной основе для участия в государственных программах.

Основная часть бюджетных ассигнований выделяется АПК в виде субсидий. Рациональное распределение безвозвратных ограниченных средств достигается через оптимизацию механизма субсидирования, под которым понимаются направления и порядок выплат. К примеру, в Республике Марий Эл разработан и официально утвержден постановлением Правительства следующий механизм субсидирования сельскохозяйственных предприятий: средства государственной поддержки выделяются сельскохозяйственным товаропроизводителям независимо от форм собственности на условиях, предусмотренных Положением о порядке оказания государственной поддержки отраслям агропромышленного комплекса.

Конкретными формами безвозвратного финансирования является финансирование региональных целевых программ, прямое бюджетное финансирование конкретных мероприятий, стратегически важных для данной территории. В Республике Марий Эл применяется программно-целевой метод ведения сельского хозяйства и других отраслей агропромышленного комплекса.

При наихудшем сочетании природно-экономических факторов дотации следует устанавливать в размере 55-60% нормативных производственных затрат, в наилучших условиях — 25-30% и направлять прежде всего в те хозяйства, где наиболее высока отдача от вложенного капитала [1]. Критериями эффективности селективной поддержки должны стать уровни рентабельности и продуктивности использования ресурсного потенциала.

Механизм начисления может быть основан на системе прогрессивно возрастающих ставок в зависимости от итогов предыдущего года по объему реализации продукции и эффективности достижений продуктивности скота и птицы. Для каждого товаропроизводителя необходимы дифференциация ставок дотаций и индексация с учетом инфляционных процессов.

Безвозвратное и возвратное финансирование

В инвестиционном механизме одно из главных мест занимает государство. Это связано с тем, что финансово-кредитная политика государства в сфере агропромышленного комплекса, как и во многих развитых странах, призвана стимулировать повышение эффективности производства, структурную перестройку и адаптацию товаропроизводителей к деятельности в новой рыночной среде.

Инструментами бюджетного инвестиционного механизма являются безвозвратные и возвратные капитальные вложения.

Капитальные вложения представляют собой совокупность затрат на создание новых, расширение, реконструкцию и модернизацию действующих основных производственных и непроизводственных фондов. Объем и направления авансирования средств в виде капитальных вложений предопределяют темпы развития отраслей сельскохозяйственного производства, структуру и качественную характеристику основных фондов, возможность их эффективного использования.

Инвестиции направляются в первую очередь на реализацию федеральных программ. В федеральных программах, заказчиками которых являются другие министерства и ведомства, должно быть учтено также развитие отраслей АПК: связь, электрификация, газификация, автомобильные дороги, жилищное строительство.

Очевидно, что в силу различий в экономическом состоянии регионов не может быть единых подходов к региональному инвестиционному механизму. Он, кроме всего прочего, должен учитывать приоритеты аграрной политики каждого региона. Набор инвестиционных рычагов в регионе достаточно широк. Прежде всего, по нашему мнению, необходимо прямое финансирование инвестиций за чет средств региональных бюджетов. Соотношение безвозвратного и возвратного финансирования определяется состоянием бюджета. Конкретными формами безвозвратного финансирования является финансирование конкретных, стратегически важных для данной территории организаций, поддержка процента по долгосрочному кредиту, получаемому хозяйствами в коммерческих банках и т.д.

Инвестиционная политика в аграрном секторе

Основная часть капитальных вложений в сельскохозяйственных предприятиях регионов в последние годы финансируется за счет собственных средств, крайне мало выделяется им бюджетных ассигнований и долгосрочного кредита. В результате недостаточного выделения и неполного финансирования капитальных вложений и затрат капитального характера, утвержденных в бюджетах, ежегодно увеличивается задолженность бюджетов перед предприятиями-бюджетополучателями. Такое положение требует немедленного исправления тем более, что бюджет в последние годы предоставляет для этого возможности.

В научной литературе существуют различные подходы к формированию инвестиционной политики в аграрном секторе. Однако практически все едины во мнении о том, что полный отказ от государственных инвестиций обеспечения российского сельскохозяйственного производителя невозможен в силу его отраслевых особенностей.

Ученые Института экономики РАН считают, что необходим переход к дифференцированной политике использования государственных дотаций и инвестиций с учетом конкретных условий и целесообразности поддержки того или иного предприятия [2].

Государственная инвестиционная политика как о система мер поддержки АПК имеет исключительно важное значение. А сами меры должны рассматриваться сквозь призму рынка. Это требование вытекает из того, что в рыночной экономике государство, предприятие, домохозяйства функционируют в рыночной среде. В этих условиях даже прямая государственная инвестиционная деятельность должна рассматриваться с учетом слагаемых рыночного механизма.

Что касается системы мер государственной инвестиционной политики, содействующих осуществлению и функционированию инвестиционного процесса, то за их реализацию несет ответственность, прежде всего, государство, но оно разделяет эту ответственность с другими участниками экономических отношений. Не умоляя особой роли бюджета в развертывании инвестиционного процесса, важно вместе с тем подчеркнуть, что он представляет собой лишь один из инструментов, находящихся в распоряжении государства.

Выводы

При обобщении рассмотрения методов и механизмов бюджетного финансирования агропромышленного комплекса заметим, что около пятидесяти процентов [3] всех бюджетных поступлений в агропромышленном комплексе занимает бюджетная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей, включая субсидирование текущего производства (субсидии на продукцию и компенсации производственных затрат, кредитную поддержку, социальные субсидии) или иными словами поддерживающие субсидии и бюджетное финансирование долгосрочных вложений в отрасль (производственные капиталовложения, развитие производственной структуры, финансирование науки). Во втором случае они реализуются, минуя самих сельскохозяйственных организаций.

Сложившаяся политика бюджетной поддержки направлена, главным образом, на поддержание текущего производства. В связи с этим, нами предлагается новый механизм бюджетного финансирования, направленный не только на поддержку, но и развитие сельскохозяйственного производства.

Предлагаемый механизм бюджетного финансирования предполагает применение как субсидий, поддерживающих текущее производство, так и субсидий, направленных на долгосрочное развитие, так называемых «развивающих субсидий».


Страница обновлена: 22.01.2024 в 16:48:10