Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»11 / 2009

Формирование элементов организационной системы развития и продвижения экспортно-ориентированного предпринимательства

Оздемир Анна Викторовна, Аспирант, Новосибирский Государственный Университет, Старший аудитор Службы Внутреннего Контроля группы компаний ОАО «Новороссийский Морской Торговый порт», Россия

Forming the elements of the organizational system for development and promotion of export-oriented enterprise - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 21

Аннотация:
В статье рассмотрена связь динамики экономического роста страны и экспортирования с выделением эндогенных и экзогенных факторов на макро- и микроуровнях. Проанализированы ограничения по усилению роли факторов на микроуровне и выделены недостаточно исследованные факторы. Предложены подходы к выделению элементов организационной системы микроуровня, способствующей развитию экспортоориентированного предпринимательства.
Цитировать публикацию:
Оздемир А.В. Формирование элементов организационной системы развития и продвижения экспортно-ориентированного предпринимательства // Российское предпринимательство. – 2009. – Том 10. – № 11. – С. 19-24.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Позитивно направленное влияние государственной политики в области внешней торговли и создание динамической институциональной базы, как фундамента развития экспортно ориентированного предпринимательства, детерминируются правительством как решающие компоненты в обеспечении высоких экономических показателей страны.

На макроуровне связь динамики экономического роста страны и экспортирования прослеживается в виде сложившейся экономической модели развития с разными параметрами внешнего и внутреннего государственного управления, базирующимися на внутренней институциональной среде. Данная модель обусловлена набором эндогенных и экзогенных факторов напрямую и глубинно способствующих ее формированию.

Внешняя торговля, институты, географическое положение

Исследование, проведенное Д. Родриком, относит к прямым детерминантам, оказывающим решающее воздействие на темпы экономического роста стран, накопление физического и человеческого капитала, а также рост производительности.

Проведя расчет индекса сложности экспорта [9], Родрик устанавливает связь между ростом товаров со сложным индексом в общем объеме экспорта и ростом ВВП страны, а также корреляцию между уровнем производительности и наличием «сложной» структуры экспорта. Так, больший удельный вес инноваций в сфере технологий и услуг обеспечивает большую производительность. То есть человеческий капитал в виде знаний и информации обуславливает наличие наукоемких технологий в экспортном объеме, приводящих к росту производительности.

Внешней торговле, институтам, географическому положению в исследовании Родрика отводится главенствующая роль, как среде, способствующей формированию прямых факторов. Качественную характеристику данной гипотезе привносят исследования С. Гирмы, Р. Кнеллера [10], подтвердивших, что уровень производительности экспортеров выше, чем тех, кто производит на внутренний рынок. То есть глубинный фактор уровня вовлеченности предпринимательства во внешнюю торговлю обуславливает рост прямого фактора – уровня производительности страны.

Фактор географического положения первостепенно детерминируется как неуправляемый, экзогенно заданный. В стоимостной оценке он обычно ассоциируется с уровнем транзакционных издержек, что при замкнутости страны или региона на уровне континента и отсутствии портов отрицательно сказывается на включенности в мировую систему торговли и развитии экспортно ориентированного предпринимательства.

В то же время географический детерминизм не может рассматриваться отдельно от человеческого капитала, так как результаты деятельности человека по преодолению сложностей экономико-географической среды не могут быть предопределены заранее. Относительно фактора институтов новые исследования выявили эндогенный характер, параметры развития которого определяют установленные людьми правила, география и культура [3]. К таким параметрам, глубинно влияющим на уровень роста, можно отнести коррупцию, корпоративную культуру, правила поведения внутри бизнес-сообществ, уровень дерегулирования бизнеса [2].

Экономические институты, так же как факторы географического положения и агломерации [8], напрямую влияют на уровень трансакционных издержек [5]. Они детерминируют уровень рисков, неопределенности, маржи, что совместно с фактором «внешней торговли» (уровень внешнеэкономической поддержки государственными структурами, процент включенности национального предпринимательства [7]).

Микроуровень

На микроуровне прямыми факторами выступают показатели инфраструктуры и человеческого капитала [3], прежде всего представленные элементами организационной системы развития экспортирования. На институциональном уровне поддержки экспорта признаки человеческого капитала выражены в формировании устойчивости и перманентности среды для первичного экспортирования [6].

Инфраструктурный уровень обусловлен уровнем агломерации, развитой системой кластеров, системой развития научно-технического потенциала, структурой транспорта и связи. В то же время фактор географии обуславливает межрегиональные различия в стоимости инвестиций и притоках миграции после разрушения системы плановой экономики [3].

На сегодняшний момент наиболее освещенным фактором в российской экономической системе является экономико-географический фактор, как было выше сказано – являющийся экзогенным. Наименее разработанной является детерминанта «внешней торговли» [8], о чем свидетельствуют проведенные исследования экономической системы России и регионов [1, 3], выявленный уровень основных индикаторов конкурентоспособности страны: вовлеченности предпринимательства в экспортирование, развитие внешних институтов. Основными чертами, характеризующими недостаточную разработанность данной области, стали:

– неэффективные таможенные пошлины;

– внешнеэкономическая поддержка, доступная крупным корпоративным структурам с государственным капиталом;

– рост уровня иностранных инвестиций в ресурсные отрасли.

Институциональный фактор, в корреляции с фактором внешней торговли также не оказывает должного влияния на экономический рост. Стратегическое управление не осуществляется с помощью организационной системы коммуникаций в рамках созданных частно-государственных объединений.

Отсутствует необходимая согласованность между базовыми элементами программ поддержки предпринимательства; не создана среда для обеспечения устойчивости и перманентности первичного экспортирования. Все это снижает действенность государственной поддержки предпринимательства и снижает достигаемые социально-экономические результаты регионов [4].

Организационная система микроуровня

В этой связи необходимо создание динамичной организационной системы микроуровня, как институционального фактора роста, с выделением основных элементов и анализом вклада элементов в выходные параметры результирующих индикаторов. Конечным результатом данной работы будет создание на их основе долгосрочной стратегии поддержки экспортно ориентированного предпринимательства на региональной и объектной основе.

Соответственно, к элементам организационной системы микроуровня, способствующей продвижению экспортно ориентированного предпринимательства, будут относиться:

1) государственная структура управления:

– как элемент человеческого капитала, представленного в виде эффективной системы государственного менеджмента, результативность которой проявляется в снижении трансакционных издержек для предпринимателей, через формирование наиболее адекватной институциональной среды; формировании устойчивости и перманентности структуры первичного экспортирования; снижении влияния сложностей экономико-географической среды на микроуровне;

– как институциональный элемент, отвечающий за создание динамичной коммуникативной системы бизнеса и государства эффективность которой, выражена в нивелировании законодательных рисков, увеличении скорости ответного импульса на внутренние и мировые бизнес-процессы.

2) информационная структура:

как элемент, отвечающий за накопление, хранение, ранжирование и доступность информации, позволяющий всем заинтересованным субъектам анализировать вновь открывающиеся перед ними возможности в технологии, управлении, бизнес-процессах.

3) технологическая структура:

– как элемент человеческого капитала, объединяющий научно-исследовательские, проектные и производственные структуры;

– как фактор производительности, представленный группой бизнес-процессов, формирующих больший удельный вес инноваций в объеме выпуска и экспорта, результирующим показателем которого будет служить: увеличение доли ВВП и ВРП, сложного экспорта на душу населения;

– как элемент структуры, способствующий усилению процессов агломерации.

Создание такой системы обеспечит всех заинтересованных в экономическом росте страны субъектов необходимым фундаментом для последующего моделирования с определением степени влияния указанных факторов на внутренний рынок ВВП страны, и будет являться базой развития национального экспортно ориентированного предпринимательства.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241