Механизм модернизации и развития технологий, не относимых к перечню критичных технологий государства

Кулумбегашвили Г.М.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 11-1 (146), Ноябрь 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Кулумбегашвили Г.М. Механизм модернизации и развития технологий, не относимых к перечню критичных технологий государства // Российское предпринимательство. – 2009. – Том 10. – № 11. – С. 25-30.

Аннотация:
В статье обосновывается необходимость развития до нормального уровня тех отраслей народного хозяйства, которые не затрагивает определенный правительством перечень критичных технологий государства, предлагается механизм внедрения высокотехнологичных производств в этих отраслях.

Ключевые слова: инновации, наукоемкая продукция, отраслевая экономика, промышленное развитие, рынок высоких технологий, приоритетные технологии, рынок потребления

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



В настоящее время наряду с развитием собственных перспективных технологических направлений особую актуальность имеет положение тех отраслей и технологий, которые не вошли в перечень критичных технологий государства.

В правительственных и предпринимательских кругах регулярно упоминаются продукты новых технологий и технологические новшества, внедренные в других странах. Несмотря на широкое развитие средств массовых коммуникаций и относительно свободное распространение информации об объемах продаж новых видов продукции, весьма затруднительно оценить количественное потребление того или иного вида продукции, переходящее в качественное изменение технологического уровня в данном секторе промышленности в данном регионе. Оценить подобные изменения на качественном уровне возможно во многом за счет постоянных поездок по регионам, преимущественно наиболее динамично развивающимся или с высоким уровнем жизни, иными словами, личных перемещений ответственных и заинтересованных лиц, в чьи возможности и обязанности входит пропаганда, освоение и продвижение новых технологий в своем регионе – федеративном, национальном, территориальном образовании [1].

Заимствование технологий

Абстрагируясь от необходимости стимулирования собственных высокотехнологичных разработок, как правило, направленных на будущее и не предполагающих отдачу в течение ближайших лет, остановимся на текущих потребностях национального хозяйства.

При условном разделении всех стран по признаку достижений в различных отраслях науки и промышленности можно обозначить три наиболее явные группы:

а) страны с существенными достижениями во многих отраслях;

б) узкоспециализированные страны;

в) страны-потребители наукоемкой продукции.

При всей спорности и нелицеприятных оценках современного состояния отечественной науки и промышленности имеется все же больше оснований отнести Россию к первой группе [2]. Если поднять несколько слабых отраслей еще возможно, перераспределив средства за счет снижения темпов развития других отраслей, то достигнуть конкурентоспособного уровня по всем отстающим профилям просто не представляется возможным. В связи с этим встает вопрос целесообразности поддержки данных отраслей или полного отказа собственных разработок и производств в данном направлении.

Отсюда возникает совершенно естественный, логичный, но, тем не менее, не имеющий широкого распространения компромиссный вариант. Его суть заключается в налаживании механизма заимствования необходимых технологий на более низком уровне, чем у лидеров в данных областях. Заимствованная технология будет являться важным фактором развития других отраслей, продвижение которых тормозилось из-за банальной нехватки отдельных продуктов производства. Ключевой технической проблемой внедрения заимствованной технологии будет являться переориентация и переобучение имеющегося кадрового ресурса в данной отрасли, что является предметом отдельного детального исследования [3].

Государство как эксклюзивный венчурный инвестор

Итак, рассмотрим вариант заимствования необходимых технологий в приближении. Видится действенным следующий механизм распространения достаточно современных, но отсутствующих в стране прежде технологий: в соответствии с регулярно обновляемым перечнем необходимых, но недостаточно развитых собственной наукой и промышленностью технологий должна быть создана некая очередность или этапность, а в наиболее эффективном сценарии развития последовательная параллельность освоения заимствованных технологий. Важная роль при этом должна отводится государству. Последнее создает фонд финансирования новых прикладных технологий, выступая в данном случае первым венчурным инвестором и запускает в серийное производство пилотный проект с предварительно утвержденным бизнес-планом (представляется экономически оправданным не более чем 5-летний срок окупаемости или хотя бы время до выхода на плановую норму рентабельности).

Весь получаемый доход данного проекта сверх собственных производственных нужд при этом должен возвращаться в фонд и направляется на реализацию новых проектов. Сразу по истечении срока окупаемости или выхода на плановую норму рентабельности действующее предприятие становится конкурентоспособным участником экономики и может быть продано аукционным путем в частную собственность, так же как и права на использование самой технологии. Одновременно у других участников экономической деятельности появляется стимул на создание аналогичного рентабельного производства без риска невостребованности новой продукции, а также масштабных капиталовложений на заимствование технологии.

Другими словами, государство в таком случае выступает эксклюзивным венчурным инвестором начального этапа [4], покупает востребованную в текущий момент или в ближайшем будущем прикладную технологию, показывает пример создания на ее основе рентабельного производства, а после делится всеми накопленными по данному проекту научно-производственными активами со свободными участниками экономики, за умеренную плату, разумеется.

Перечень технологий, необходимых для заимствования

Достигнув на этом своей основной цели по внедрению в рамках страны новой технологии, государство направляет свободные финансовые ресурсы на новые проекты, а дальнейшее развитие технологии происходит уже за счет внутреннего корпоративного сектора, конкурирующего как между собой, так и с внешними поставщиками аналогичной продукции.

В качестве удачного примера освоения заимствованных технологий можно привести развивающиеся страны, известные как «азиатские тигры», в первую очередь Южную Корею. Заимствовав едва устаревшие морально технологии развитых стран и постепенно самостоятельно развивая их, они смогли достаточно близко подойти к уровню стран-лидеров за сравнительно короткий срок – 20–30 лет. При этом они фактически полностью удовлетворили свои внутренние потребности в продукции электронной, автомобильной, судостроительной и других отраслей промышленности за гораздо более короткий срок – до 10 лет.

Возвращаясь к принципам внедрения новых технологий необходимо более подробно остановиться на порядке и параллельности освоения проектов. Наряду с разработанным правительством за последние годы перечнем критических технологий необходимо сформулировать перечень технологий, необходимых для заимствования. В отличие от первого перечня, где подразумевается масштабное финансирование собственных исследований и разработок, второй перечень будет иметь значительно меньший объем финансирования, однако должен быть более эффективным с точки зрения экономической отдачи в краткосрочном периоде, а также иметь достаточно замкнутый круг обращения денежных средств, поскольку будет основываться на конкретных проектах с обозначенными сроками реализации.

Этический момент

Следует упомянуть также этический момент заимствования технологий [1]. С точки зрения современного западного экономического порядка и юридических условностей использование чужих ноу-хау, брендов, уникальных разработок и технологий без согласия на то владельца соответствующих прав недопустимо. В то же время необходимо понимать, что ужесточение условий распространения новых технологий и продуктов отрицательно сказывается на скорости и равномерности научно-технического развития в глобальном масштабе. В условиях продолжающейся глобализации срок, необходимый для распространения инноваций, должен все более сокращаться, поэтому этический аспект заимствования и перенимания технологий должен и будет отходить на второй план.

Подытоживая вышеизложенное необходимо подчеркнуть, что вопрос заимствования современных технологий приобретает в данный момент все большую и большую актуальность. Таким образом, заимствованные технологии будут являться подспорьем, подпиткой на пути к высокотехнологичной структуре производства. Другими словами это означает, что технологическое отставание России не будет превышать 10–15 лет по самым отсталым отраслям, что, безусловно, отразится на конечном уровне жизни населения.


Страница обновлена: 29.03.2024 в 18:28:31