Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»11 / 2009

Оплата труда во внебюджетной сфере экономики. Понятие внебюджетной сферы и её содержание

Аксенов Алексей Владимирович, Аспирант кафедры «Труда и социальной политики» Российской академии государственной службы при президенте РФ, Россия

Remuneration of labour in the off-budget sphere of economy. The concept of the off-budget sphere and its contents - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 78

Аннотация:
В статье раскрываются термины «бюджетная сфера», «внебюджетная сфера», их содержание, функции и задачи.
Цитировать публикацию:
Аксенов А.В. Оплата труда во внебюджетной сфере экономики. Понятие внебюджетной сферы и её содержание // Российское предпринимательство. – 2009. – Том 10. – № 11. – С. 58-62.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Одной из особенностей становления рыночной системы экономики является существенное изменение отношений между государством, предприятием и работником по вопросам организации оплаты труда. В настоящее время вопросы оплаты труда в государственных предприятиях регулируется законодательством Российской Федерации, подзаконными актами и т.д. Однако в частных структурах оплата труда, согласно ст. 135 Трудового кодекса РФ, устанавливается коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Данное положение фиксирует лишь необходимый минимум условий, которые не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. По существу, статья обозначает отсутствие непосредственно законодательного регулирования оплаты труда, механизма, влияющего на уровень доходов работника.

В результате, наряду с изучением систем регулирования оплаты труда, внебюджетная сфера как объект внедрения данных систем требует особого внимания. А её исследование с позиций организации оплаты труда является актуальным как для работника, так и для работодателя.

Неопределенность терминологии

В настоящее время, учитывая кризисное состояние мировой экономики, внебюджетная сфера приобретает все большую значимость. Так, всё чаще представители государства говорят о том, что последствия мирового финансового кризиса наиболее сильно ощутят сотрудники организаций внебюджетного сектора экономики. Согласно данным Росстата, динамика основных показателей реальных доходов населения, включая заработную плату, продолжает ухудшаться.

Именно в этих условиях одним из инструментов сохранения как уровня жизни работника, так и эффективности работы предприятия является разработка действенного механизма вознаграждения. И внебюджетная сфера, как наиболее динамичная, гибкая сфера экономики представляется наиболее благоприятной для изучения новейших тенденций в системе мотивации персонала.

До настоящего времени понятие «внебюджетная сфера» не имеет чёткого определения. Например, отнесение к внебюджетной системе исключительно коммерческих предприятий не является исчерпывающим.

В законодательстве, научной и публицистической литературе, в средствах массовой информации, во многих публичных выступлениях политиков, должностных лиц всё чаще используется понятие «внебюджетная сфера» наряду с такими, как «бюджетная система», «внебюджетные фонды», «внебюджетные организации» и т.д.

Однако следует заметить, что ни в действующем законодательстве Российской Федерации, ни в экономической теории определений терминов «внебюджетная сфера» и «бюджетная сфера» не существует.

«Бюджетная система» и «бюджетная сфера»

В статье 6 Бюджетного кодекса РФ (БК РФ) дано правовое определение понятия «бюджетная система Российской Федерации». Под ней понимается основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

В экономической литературе дается аналогичная дефиниция бюджетной системы.

Исходя из данного определения, возникает вопрос о равнозначности понятий «бюджетная сфера» и «бюджетная система».

Представляется, что ответ должен быть отрицательным. На наш взгляд, понятие «бюджетная сфера» шире понятия «бюджетная система». Данный вывод можно сделать на основании следующего.

Термин «бюджетная сфера» представляет собой словосочетание. В энциклопедических словарях дана следующая дефиниция термина «словосочетание» – простейшая непредикативная, в отличие от предложения, единица речи, которая образуется на основе подчинительной связи (согласования, управления, примыкания) двух и более слов.

В словосочетании «бюджетная сфера» используется связь, называемая согласованием, при котором зависимое слово [1] уподобляется по своей форме главному слову. При этом главным словом в названном термине является слово «сфера».

Согласно толковому словарю одним из значений слова «сфера» является «область, пределы распространения чего-нибудь».

Таким образом, на основании вышеизложенного словосочетание «бюджетная сфера» можно перефразировать как область распространения бюджета.

Бюджет

Бюджетный кодекс РФ в ст. 6 содержит определение дефиниции «бюджет». Под ним понимается форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Согласно теории государства под функциями государства традиционно понимаются основные направления деятельности государства, обусловленные его сущностью и содержанием, а также стоящими перед ним на том или ином этапе его развития целями, задачами и его социальным назначением. Их реализация возложена на государственный аппарат, представляющий собой систему взаимосвязанных государственных органов, публичных служб (армия, милиция и т.д.) и юридических лиц, созданных Российской Федерацией или ее субъектами.

Аналогично и с функциями местного самоуправления, осуществление которых возложено на органы местного самоуправления и созданных ими юридических лиц.

Таким образом, бюджет следует понимать как форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для выполнения функций государства и местного самоуправления государственным аппаратом, публичными службами, органами местного самоуправления и юридическими лицами, созданными или в уставном капитале которых принимают участие публично-правовые образования.

На основании ранее данного определения понятия «сфера» и указанного выше понимания бюджета под бюджетной сферой целесообразно, с нашей точки зрения, понимать отношения, связанные с образованием и расходованием денежных средств, предназначенных для реализации функций и задач государства, а также органов местного самоуправления. Критерием отнесения того или иного явления к бюджетной сфере является именно связь с аккумулированием и расходованием денежных средств на выполнение функций государства или местного самоуправления.

Бюджетное устройство и «внебюджетная сфера»

Понятие бюджетной сферы следует отличать от бюджетного устройства и бюджетных отношений, которые бюджетная сфера включает в свою структуру.

В литературе бюджетное устройство определяется как организация и принципы построения бюджетной системы, ее структура и взаимосвязь между элементами. С учетом названных выше дефиниций понятий «бюджет» и «бюджетная система» указанное определение можно переформулировать, указав, что бюджетное устройство – это организация и принципы построения совокупности форм образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления, включающая в себя федеральный, региональный и местный уровень, а также уровень внебюджетных фондов.

Как видно из приведенного определения бюджетного устройства, понятие «бюджетная сфера» шире.

Учитывая значение частицы «вне», и на основании вышеизложенного определения понятия «бюджетная сфера», можно сформулировать следующую дефиницию понятия «внебюджетная сфера». Под внебюджетной сферой понимаются отношения, не связанные с образованием и расходованием денежных средств, предназначенных для реализации функций и задач государства, а также органов местного самоуправления. Ключевыми словами в данном определении являются слова «для реализации функций и задач государства, а также органов местного самоуправления», поскольку, как уже было отмечено ранее, именно аккумулирование и расходование денежных средств на названные нужды является критерием отнесения того или иного явления к бюджетной или внебюджетной сферам.



[1] Согласно правилам лингвистики в любом словосочетании есть главное и зависимое слово, к которому можно задать вопрос от главного.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241