Поставки российской нефти в страны Азиатско-Тихоокеанского региона – новый импульс для взаимовыгодного сотрудничества

Черский В.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 11-1 (146), Ноябрь 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Черский В.В. Поставки российской нефти в страны Азиатско-Тихоокеанского региона – новый импульс для взаимовыгодного сотрудничества // Российское предпринимательство. – 2009. – Том 10. – № 11. – С. 110-115.

Аннотация:
В работе приведен анализ информации о состоянии поставок российской нефти в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Рассматриваются вопросы стратегических интересов и энергетической безопасности Российской Федерации при реализации проектов поставок энергоресурсов на новые перспективные рынки азиатских стран. Акцентируется внимание на реализации проекта нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан», прогнозируются возможные экономические и геополитические последствия реализации этого проекта для России.

Ключевые слова: энергетическая безопасность, диверсификация, нефтепровод, добыча нефти, азиатско-тихоокеанский регион, экспорт сырья

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



В условиях нестабильных цен на нефть и действия ряда геополитических факторов особую актуальность приобретает диверсификация направлений поставок сырья. Причем это важно как для поставщиков, так и для потребителей «черного золота».

Сегодня наиболее значимыми потребителями нефти с точки зрения дальнейших темпов роста являются страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Бурный экономический рост этих государств в последние годы привел их к значительным экономическим результатам. При этом даже в условиях нынешнего мирового кризиса имеются достаточные основания рассчитывать на быстрое восстановление экономического роста стран АТР. Так, например рост ВВП Китая по самым скромным прогнозам составит в этом году около 6%.

АТР нуждается в нефти

Возрастание объемов поставок нефти в страны АТР отчасти объясняется здесь влиянием ряда факторов:

– ограниченность, а иногда и полное отсутствие собственных источников нефти;

– дальнейшее увеличение численности населения;

– продолжение быстрого развития экономики.

Согласно ежегодно публикуемому отчету British Petroleum в 2008 году лидерами по потреблению нефти в Азиатско-Тихоокеанском регионе стали:

– Китай (375 млн тонн);

– Япония (221 млн т);

– Южная Корея (103 млн т).

На фоне отсутствия собственной ресурсной базы ведущие государства АТР проявляют серьезную заинтересованность в получении доступа к новым источникам энергоресурсов. Тем более что страны АТР характеризуются высокими показателями импортной зависимости от нефти, поставляемой из государств Ближнего Востока (Саудовская Аравия, Иран, Ирак, Кувейт, ОАЭ). В этой связи для АТР приобретает особую актуальность диверсификация источников поставок нефти.

Особую роль в этом вопросе играет Китай, который благодаря эффективной роли государства в экономике страны проводит направленную политику по диверсификации поставок нефти. Она призвана повысить энергобезопасность страны в долгосрочной перспективе.

С начала 2009 года Китай подписал ряд соглашений по предоставлению заемных средств в обмен на поставки нефти с Анголой, Бразилией, Венесуэлой, Россией, Казахстаном и Эквадором. Также заключены сделки по покупке нефтегазовых активов в Казахстане и Сингапуре.

В данном контексте проводимая в настоящее время политика Российской Федерации по диверсификации направлений экспорта нефти на новые перспективные рынки приобретает особую значимость.

Европа и Азия

Стоит подчеркнуть, что направления экспорта российской нефти исторически замкнулись на европейском рынке. Это объясняется стабильным уровнем спроса на энергоресурсы, сформировавшимся уже достаточно давно. Несмотря на то что для России европейский рынок является традиционным, в настоящее время имеется ряд проблем по данному направлению. Суть их сводится к тому, что страны Европы испытывают замедление темпов роста потребления нефти. Кроме того, существуют экспортные риски, которые связаны с деятельностью транзитных стран, преследующих определенные геополитические амбиции.

Благодаря ненадежной деятельности стран – транзитеров возможны возникновения противоречий между поставщиками и потребителями нефти. Это в конечном итоге сказывается на поставляемых объемах сырья и влияет на развитие двусторонних отношений между государствами.

Таким образом, для Российской Федерации также приобретает особую актуальность диверсификация направлений экспорта нефти. Это позволит снизить зависимость экспорта российской нефти от транзита ее по территории сопредельных государств.

В этой связи сотрудничество Российской Федерации и некоторых стран Азиатско-Тихоокеанского региона в области топливно-энергетического комплекса приобретает особую значимость. Поставки российской нефти в страны АТР – область взаимовыгодного сотрудничества в энергетической сфере, основанная на диверсификации экспорта нефти из Российской Федерации. Тем более что государства АТР в настоящее время демонстрируют высокие темпы развития экономики, в связи с чем растет энергопотребление стран региона. Это говорит о том, что спрос на поставки энергоресурсов из России будет стабильным и российская нефть будет востребована на новых перспективных рынках азиатских стран.

Проект «Восточная Сибирь – Тихий океан»

В данном контексте реализуемый в настоящее время проект «Восточная Сибирь – Тихий океан» (ВСТО), призванный поставлять российскую нефть на новые перспективные рынки стран АТР, является очень своевременным и в равной степени выгодным как для Российской Федерации, так и для ряда стран АТР.

Выбор восточного направления в экспорте российской нефти связан также как с необходимостью ускоренного развития месторождений Восточной Сибири и Дальнего Востока, так и с целью формирования новой экспортной базы для ускорения выхода на перспективные рынки АТР. В этом регионе, согласно прогнозам, в ближайший период времени объем потребления нефти будет расти темпами, опережающими среднемировые показатели.

В данном контексте реализация проекта ВСТО воспринимается азиатскими потребителями весьма позитивно. Особенно актуальным этот проект является для Китая. В апреле 2009 года было подписано соглашение между Правительством Российской Федерации и Китайской Народной Республикой о сотрудничестве в нефтяной сфере. Предметом межправительственного соглашения является сотрудничество двух государств в строительстве нефтепровода в Китай, являющегося ответвлением нефтепроводной системы ВСТО пропускной способностью 15 млн тонн нефти в год.

Помимо Китая, большой интерес к реализации проекта ВСТО проявляют и другие страны АТР – Япония и Южная Корея. Для них также сейчас важно заблаговременно обеспечить стабильные поставки нефти из нового источника. Японские и корейские компании не раз проявляли желание участвовать в реализации сотрудничества в рамках строительства и эксплуатации ВСТО.

Необходимо отметить, что реализация проекта даст дополнительный импульс развитию топливно-энергетического комплекса и промышленной инфраструктуры Восточной Сибири и Дальнего Востока. Реализация данного проекта способствует существенным поступлениям в бюджеты регионов, по территории которых проходит трасса ВСТО. Кроме того, будут созданы новые рабочие места, построено новое жилье и социально-бытовая инфраструктура. Благоприятные последствия реализации проекта могут также коснуться местной промышленности и развития транспорта.

АТР и Энергетическая стратеги России

Для Российской Федерации выход на энергетические рынки стран АТР является также целесообразным и с точки зрения того, что запасы нефти дешевле транспортировать в восточном направлении, чем в западном.

Также расширение взаимовыгодного экономического сотрудничества со странами АТР могло бы способствовать закреплению населения в регионах России и выравниванию уровней их социально-экономического развития.

Кроме того, необходимо обратить внимание, что изложенная позиция полностью опирается на Энергетическую стратегию Российской Федерации на период до 2020 года. В разделе этого документа «Перспективные внешние рынки» констатируется, что «основными партнерами в экономическом сотрудничестве с Азиатско-Тихоокеанским регионом останутся Китай, Корея, Япония, Индия – перспективные рынки сбыта нефти… Доля стран Азиатско-Тихоокеанского региона в экспорте российской нефти возрастет с 3% в настоящее время до 30% в 2020 году…».

В условиях сложной обстановки на мировых нефтяных рынках и напряженной обстановки на Ближнем Востоке, поставки российской нефти в страны АТР могут обеспечить снижение зависимости стран Азиатско-Тихоокеанского региона от ближневосточной нефти и развитие инвестиционной деятельности компаний АТР в России.

Осуществляемый в настоящее время проект призван увеличить экономическую эффективность экспорта всей российской нефти, обеспечить должный уровень энергетической безопасности России и избежать ряда рисков, возникающих в настоящее время при транспортировке российской нефти на экспорт.

Таким образом, осуществление поставок российской нефти в страны АТР будет являться областью взаимных интересов, как для России, так и государств АТР.


Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:38:20