Развитие туризма в районах пионерного освоения

Набоков В.И., Горгоц О.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 11-1 (146), Ноябрь 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Набоков В.И., Горгоц О.В. Развитие туризма в районах пионерного освоения // Российское предпринимательство. – 2009. – Том 10. – № 11. – С. 177-182.

Аннотация:
В районах пионерного развития индустрия туризма существенно отстает от развития промышленности, что отрицательно проявилось в условиях кризиса. Развитие туризма следует осуществлять на основе стратегических программ.

Ключевые слова: индустрия туризма, swot-анализ, экологический туризм, программа развития, район пионерного освоения, турпродукт

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Российские районы пионерного освоения являются важнейшими источниками природных богатств, прежде всего топливно-энергетических ресурсов. Данные регионы имеют весьма высокий уровень развития промышленности, главным образом добывающей. В то же время отставание сферы услуг от промышленности не отвечает требованиям постиндустриальной экономики.

Экономика пионерных районов является по существу моноспециализированной со всеми вытекающими отсюда последствиями. Отрицательные последствия этого проявились в условиях текущего экономического кризиса. Сокращение объемов производства, добычи и реализации энергоносителей вызвало снижение занятости трудоспособного населения, ухудшение материального положения людей.

Это вызывает необходимость отхода от моноспециализации районов пионерного освоения, развития сферы услуг, в том числе индустрии туризма.

Пионерные районы — мало туристов

В настоящее время индустрия туризма районов пионерного освоения характеризуется:

– низким уровнем развития;

– неразвитостью инфраструктуры индустрии туризма;

– наличием значительного потенциала индустрии туризма и весьма слабым его использованием;

– осуществлением туристской деятельности в сложных, специфичных природно-климатических условиях;

– ярко выраженной спецификой многих туристских объектов и линий.

Все это проявляется, прежде всего, в весьма небольшом количестве приездов туристов в данные районы, особенно в целях отдыха, лечения, досуга.

Изменение сложившегося положения, ускорение развития индустрии туризма в районах пионерного освоения требуют адекватного государственного регулирования данных процессов. Причем, регулирование развития отрасли в современных условиях целесообразно осуществлять на долгосрочной плановой основе. В основе планирования должен лежать стратегический подход, предполагающий разработку и реализацию программы развития индустрии туризма региона. Можно представить алгоритм действий по разработке и реализации такой программы.

Прежде всего, следует составить реестр туристских объектов региона.

Кроме того, необходимо выявить потенциальные, неиспользованные до сих пор в туристских целях ресурсы, объекты (природные и рукотворные), посредством изучения возможностей региона, отечественного и зарубежного опыта, изучения и прогнозирования потребительского спроса.

Далее следует осуществить анализ состояния и тенденций развития сложившейся индустрии туризма региона, ее внутренней и внешней среды. Анализ среды предполагает изучение трех ее частей: макроокружения, непосредственного (делового) окружения, внутренней среды. При этом весьма полезно выполнение SWOT-анализа.

SWOT-анализ туризма Ханты-Мансийского автономного округа

Выполненный нами в ходе проведенного исследования SWOT-анализ индустрии туризма Ханты-Мансийского автономного округа – Югры показал, что в регионе имеются предприятия и объекты, которые способны принять, разместить и обслужить определенное количество туристов. Это предприятия общественного питания и страхования туристов, транспортные компании, гостиницы, учреждения культуры и другие.

Вместе с тем, анализ выявил и слабые стороны сложившейся индустрии туризма округа, а именно:

– низкий уровень развития сети железных дорог, их слабую пропускную способность;

– отсутствие в округе малой авиации и ее инфраструктуры;

– недостаточное оборудование междугородних автомагистралей придорожными объектами;

– недостаточное количество мест размещения (гостиниц и др.) с низкими ценами, отсутствие баз отдыха по экотуризму;

– отсутствие недорогих закусочных, фастфудов с известными брендами;

– недостаточную техническую оснащенность и оформление музеев;

– низкое информационное и рекламное обеспечение деятельности этнографических и других объектов культуры округа.

Кроме того, анализ выявил наличие в регионе значительного количества уникальных природных объектов – потенциальных объектов туризма.

Данный анализ дополняется изучением потребительского спроса на туристские услуги, которые оказываются на данной территории, а также услуги, которые могли бы быть востребованы туристами.

На основе выполненного анализа определяется стратегическая цель развития индустрии туризма. Таковой, по нашему мнению, может быть обеспечение в течение 5-ти предстоящих лет удвоения количества прибытий в регион российских и зарубежных туристов.

После этого должен следовать выбор стратегии развития индустрии туризма. В связи с этим заметим, что индустрия туризма региона, как таковая, может существовать, усиливая свои позиции на рынке туруслуг, и приносить региону ощутимую пользу, лишь обладая достаточной конкурентоспособностью. Это и является важнейшей задачей органов госрегулирования.

Для решения данной задачи следует, прежде всего, условно рассмотреть индустрию туризма региона как отдельно взятую организацию. Далее необходимо выработать стратегию конкурентного поведения на рынке. Для этого целесообразно использовать рекомендации одного из ведущих теоретиков и специалистов в области стратегического управления – М. Портера [1], который считает, что существуют три основные области выработки стратегии конкурентного поведения организации на рынке:

1) лидерство в минимизации издержек;

2) специализация в производстве продукции;

3) наличие определенного сегмента рынка и концентрация усилий организации на этом сегменте.

Охотничий, рыболовный и др. виды туризма

Индустрия туризма ХМАО-Югры [1] не обладает возможностями и ресурсами для завоевания лидерства на международном рынке за счет более низких издержек на производство и сбыт турпродукта. В связи с этим целесообразно сконцентрировать данные возможности и ресурсы индустрии туризма на выработке неповторимого турпродукта, специализируясь на нем. Этим продуктом может быть использование в туристских целях уникальных природных возможностей ХМАО-Югры. При этом следует также осуществить фиксацию соответствующего сегмента рынка (определенных потребителей туруслуг) и концентрацию усилий на данном сегменте. Это означает по существу совмещение двух подходов.

Основное стратегическое направление развития индустрии туризма ХМАО-Югры на ближайшие годы – максимальное использование природного потенциала региона в целях удовлетворения потребностей российских и зарубежных туристов. При этом необходимо развивать экологический, этнический, охотничий, рыболовный и конгрессный виды туризма.

На основе этого разрабатывается программа развития индустрии туризма округа. При этом учитывается вся совокупность интересов субъектов влияния региона, выделяется и дается приоритет общественным интересам и потребностям. Разработку программы развития индустрии туризма целесообразно осуществлять на альтернативной основе.

Далее следует организация выполнения программы. В ее реализации участвуют как государственные органы и организации (предприятия), так и частные организации.

Важным этапом является контроль и корректировка, главным образом деятельности по выполнению программы, а также целевых показателей.

Последним этапом является оценка эффективности деятельности по реализации программы развития индустрии туризма региона. С этой целью считаем целесообразным использовать целевой подход, в основе которого – сопоставление достигнутых результатов с запланированными (Д), т.е. с поставленными целями. При этом эффективность количественно выражается степенью достижения поставленных перед системой регулирования целей или степенью приближения к ней. В свою очередь эффективность регулирования (Э) можно характеризовать некоторой функцией F от Д:

Э = F (Д) = F (М – К),

где:

М – планируемый показатель цели регулирования, соответствующий оптимальному алгоритму;

К – фактическое значение показателя цели регулирования, обеспечиваемое реальной системой.

Реализация программы развития индустрии туризма региона позволит:

– сделать шаг в диверсификации экономики округа;

– получить дополнительные рабочие места;

– увеличить налоговые поступления в бюджет округа;

– повысить имидж округа в России и за рубежом;

– развить культурные и научно-технические связи региона.

[1] ХМАО-Югры — сокращение от Ханты-мансийский автономный округ (Югра) — прим. ред.


Страница обновлена: 22.03.2024 в 00:49:10