Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»12 / 2009

Модель экспресс-оценки эффективности системы управления малыми и средними промышленными предприятиями

Громов Роман Евгеньевич, Аспирант факультета экономики Ивановского государственного энергетического университета, главный эксперт ОАО «АТС», Россия

Model of a Quick Assessment of the Management System Efficiency for Small and Medium Industrial Enterprises - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 16

Аннотация:
В статье предложена модель экспресс-оценки эффективности управления малыми и средними промышленными предприятиями. Определены показатели оценки и методика ее проведения с учетом специфики малого и среднего бизнеса.
Цитировать публикацию:
Громов Р.Е. Модель экспресс-оценки эффективности системы управления малыми и средними промышленными предприятиями // Российское предпринимательство. – 2009. – Том 10. – № 12. – С. 79-84.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


При оценке эффективности бизнеса можно выделить значительное число факторов внутренней и внешней среды, которые определяют как сегодняшнее состояние бизнеса, так и его результативность в будущем. Не оспаривая важность каждого из факторов, следует отметить низкую вероятность адекватной оценки каждого из них на предприятиях малого бизнеса.

По нашему мнению, при оценке малых и средних промышленных предприятий необходимо сосредоточить внимание на трех компонентах: потребитель, маркетинг и производство.

Важнейшей задачей в процессе разработки экспресс-оценки эффективности является определение показателей, которые будут подвергаться мониторингу и анализу.

Три основных компонента для мониторинга

Потребитель (удовлетворение потребностей, качество, цена).

Удовлетворение потребностей связано как с возможностями организации, так и с информацией о потребностях настоящих и потенциальных клиентах доступной организации. Ценовая политика фирмы, несомненно, подвержена количественному измерению, и имеется возможность сравнить ее с ценами на аналогичные товары конкурентов.

В качестве критериев оценки могут выступать следующие сведения о деятельности организации:

1) наличие сертификата ISO;

2) участие в конкурсах на получение премии в области качества [1];

3) наличие системы управления качеством в организации;

4) присутствие конкретных процессов обеспечения качества, реализуемых в организации;

5) применение конкретных методов контроля качества в организации.

Маркетинг (исследование рынков, включая исследование потребителей). С одной стороны, маркетинговые исследования позволяют выявить настоящие и потенциальные потребности покупателей, с другой — позволяют определить позиции конкурентов и товаров заменителей.

Для оценки маркетинговой составляющей уровня управления малым и средним бизнесом предлагаются следующие показатели:

– наличие и организация службы маркетинга в организации;

– периодичность проведения маркетинговых исследований;

– полнота маркетинговых исследований;

планирование разработки товаров предприятием и сбытовой политики предприятия;

– применение технологий формирования общественного мнения [2].

Производство (организация, финансы, человеческий ресурс). Исследованию проблем идентификации и оценки производственного потенциала посвящено достаточно много работ. Однако большинство результатов этих исследований ориентировано на крупные предприятия, изобилуют большим количеством параметров и предлагаемые подходы высокозатратны для малого бизнеса.

Анализ работ российских ученых позволил выделить для экспресс-оценки такой показатель как анализ движения и эффективности использования составляющих производства.

Эффективная организация финансового менеджмента, по нашему мнению, может быть охарактеризована наиболее полно с позиций стоимостного подхода.

В последние годы используются различные показатели, отражающие процесс создания стоимости. Наиболее известные из них – NPV (показатель чистой текущей стоимости), EVA (экономическая добавленная стоимость), MVA (рыночная добавленная стоимость), SVA (акционерная добавленная стоимость), CVA (добавленная денежная стоимость) и CFROI (скорректированные денежные притоки в текущих ценах / скорректированные денежные оттоки в текущих ценах). Каждый из указанных показателей имеет свои ограничения и недостатки [3, 4].

По нашему мнению, конкретный выбор стоимостного показателя, закладываемого в систему максимизации стоимости, зависит от конкретного предприятия (например, наличия квалифицированных кадров для расчета и мониторинга показателей), целей менеджмента и возможностей получения достоверных и оперативных сведений по такому показателю. Очевидно, что главным критерием будет выступать основной результат, однако в любом случае, необходимо проанализировать ограничения использования и недостатки указанных показателей.

Оценка персонала

В отношении оценки персонала существует достаточно много показателей, которые рассматриваются различными авторами. Несомненно, что все из предлагаемых показателей достаточно важны. Однако необходимо учитывать тот факт, что применение каждого из них связано с определенными трудозатратами. По нашему мнению, следует сосредоточиться на следующих основных показателях.

1. Формирование в организации общих для персонала ценностных ориентиров и норм и социально-психологический климат в коллективе.

2. Отношение сотрудника к применяемым стимулам. Для российских предприятий характерно недостаточное внимание к этому вопросу.

Естественно, необходимо учитывать и квалификацию персонала. Но как уже определено выше, важно не только оценивать соответствие квалификации персонала задачам, стоящим перед организацией в настоящем, но и способность персонала к удовлетворению потребителя в будущем.

Каждый из трех компонентов критериев содержит 5 субкритериев, таким образом, система оценки эффективности управления объединяет 15 оценочных категорий. Краткое содержание и структуру критериев оценки отражает табл. 1

Таблица 1

Краткое содержание и структура критериев оценки эффективности управления организацией

Критерий

Максимум

1. Потребитель

20

1.1. Удовлетворение потребностей

4

1.2. Формирование будущих потребностей

4

1.3. Управление качеством

4

1.4. Ценовая политика в настоящем

4

1.5. Планирование ценовой политики в будущем

4

2. Маркетинг

20

2.1. Наличие и организация службы маркетинга в организации

4

2.2. Периодичность проведения маркетинговых исследований

4

2.3 Полнота маркетинговых исследований

4

2.4. Планирование разработки товаров предприятием и сбытовой политики предприятия

4

2.5 Применение технологий формирования общественного мнения

4

3. Производство

20

3.1. Анализ движения и эффективности использования составляющих производства

4

3.2. Анализ динамики стоимостных показателей

4

3.3. Исследование социально-психологического климата в коллективе

4

3.4. Анализ удовлетворенности персонала применяемыми в организации стимулами

4

3.5. Учет и развитие квалификации персонала с учетом перспектив развития организации

4

Общая оценка уровня эффективности управления организацией

60

Экспертный анализ каждой из категорий предполагает пять вариантов оценки управленческой деятельности в организации (см. табл. 2).

Таблица 2

Варианты оценки управленческой деятельности в организации

Оценка, балл

Состояние категории

0

деятельность не ведется

1

деятельность ведется непостоянно, от случая к случаю

2

деятельность ведется частично, в зависимости от ситуации

3

деятельность ведется постоянно и систематически

4

деятельность ведется максимально эффективно (эталонный уровень)

Для наглядного представления результатов оценки целесообразно использовать треугольник, на который может быть наложен профиль системы управления в организации, построенный с учетом по каждому из трех оценочных критериев модели (см. рис. на с. ???). Такой подход позволяет ясно увидеть направления, по которым необходимы первоочередные улучшения системы управления.

Рис. Профиль системы управления в организации

По мере решения проблем, в свое время помешавших применить сложную систему оценки, предложенная модель может эволюционировать вместе с организацией и со временем стать базой для построения более сложной системы. Важно, что к этому моменту организация уже дорастет до ее внедрения: накопит базу по ряду показателей, получит понимание того, какие сферы необходимо наиболее тщательно отслеживать, приобретет навыки регулярного учета и анализа по показателям.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241