Прогрессивное налогообложение прибыли и его целесообразность

Клемезь Т.Н.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 12-1 (148), Декабрь 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Клемезь Т.Н. Прогрессивное налогообложение прибыли и его целесообразность // Российское предпринимательство. – 2009. – Том 10. – № 12. – С. 182-187.

Аннотация:
В статье затронуты вопросы совершенствования налоговой политики, в том числе введения системы прогрессивного налогообложения прибыли.

Ключевые слова: налоговая политика, налог на прибыль, государственный бюджет, прогрессивное налогообложение, налоговая рентабельность

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Налоговая политика любого государства в первую очередь направлена на обеспечение сбалансированного бюджета страны. Одновременно с исполнением своего прямого предназначения, налоговая политика должна быть функциональна в разрешении вопросов экономического роста и социальной справедливости.

В последнее время налоговая система нашей страны претерпела ряд существенных изменений. Практически все пункты обновления налогового законодательства направлены на стимулирование модернизации экономики, то есть являются налоговыми послаблениями.

Изменения в налоговом законодательстве

Только в отношении налога на прибыль с 1 января 2009 года действует ряд поправок, которые несут в себе достаточный потенциал для поддержания и дальнейшего развития экономических субъектов, и одновременно являются причиной снижения налоговых поступлений в бюджет. К особо значимым из поправок следует отнести:

1) снижение ставки налога на прибыль с 24 процентов до 20 процентов (п. 1 ст. 284 НК РФ);

2) увеличение так называемой амортизационной премии по основным средствам, относящихся к 3-7 амортизационным группам, с 10 процентов до 30 процентов (п. 9 ст. 258 НК РФ);

3) предоставление возможности начислять амортизацию методом убывающего остатка по укрупненным амортизационным группам (ст. 259.2 НК РФ);

4) установление возможности использовать повышающий коэффициент (1.5) в целях ускоренного учета текущих затрат на научные исследования и разработки (п. 2. ст. 262 НК РФ) [3].

Естественно, законодатели надеются на то, что изменения, внесенные в Налоговый кодекс, будут полезны для сегодняшней экономики, должны помочь ей преодолеть финансовый кризис и выйти из него возможно даже более окрепшей. Однако вышеперечисленные поправки и ряд других изменений в налоговом законодательстве, снижающих налоговую нагрузку на налогоплательщиков, достаточно рискованны. В настоящий момент министр финансов Алексей Кудрин оценил потери бюджета в 2009 году только от снижения ставки налога на прибыль в 400 млрд рублей, от ускоренной амортизации примерно в 100–150 млрд рублей. Естественно, при таких налоговых реформах можно ожидать дефицитного бюджета [4].

Основные направления налоговой политики, определенные Правительством РФ

При рассмотрении вопроса о несбалансированности государственного бюджета, следует отметить и тот факт, что правительством предусмотрено внесение в ближайшее время изменений в налоговое законодательство, которые, возможно, увеличат финансирование бюджета за счет налоговых поступлений. Об этом говорится в «Основных направлениях налоговой политики Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов», одобренных Правительством РФ 25 мая 2009 г. К наиболее значимым из них можно отнести следующие.

1. Изъятие рентных доходов предприятий газовой отрасли с использованием ставки налога на добычу полезных ископаемых, которая будет ежегодно индексироваться в соответствии с динамикой внутренних цен на газ.

2. Переход в долгосрочной перспективе на налогообложение добавочного дохода, возникающего при добыче углеводородов.

3. Сокращение возможностей минимизации налогообложения, связанных с переносом на будущее убытков поглощаемых (реорганизуемых) или приобретаемых компаний.

4. Совершенствование налогового контроля над трансфертными ценами, акцизным налогообложением, урегулирование спорных вопросов налогообложения ценных бумаг [3].

Однако объективную оценку влияния на государственный бюджет уже внесенных и планируемых изменений в налоговом законодательстве на сегодняшний день дать невозможно. Во многих странах мира в период экономического кризиса одним из самых актуальных является вопрос о методах преодоления кризисных явлений. Необходимо ли стимулировать экономику с помощью налоговых послаблений, либо приоритетными делать меры бюджетной поддержки, оставляя налоговую нагрузку неизменной? Однозначно ответить на этот вопрос не может, наверное, никто, поэтому наиболее оптимальным было бы сочетание приемлемых налоговых послаблений с выявлением и изъятием дополнительного налогового потенциала.

Налоговая рентабельность

По мнению автора, в налоговую систему необходимо внести изменения, которые дадут зеленый свет прогрессивному налогообложению прибыли. Ставка налога на прибыль должна быть дифференцирована в зависимости от эффективности деятельности экономических субъектов. Оценочным значением для применения процентной ставки должен стать показатель рентабельности [1].

В целом рентабельность отражает результативность деятельности организации, эффективность ее производственно-хозяйственной деятельности. Существуют разные коэффициенты рентабельности, но для налогообложения прибыли должен быть разработан специальный показатель.

Расчет налоговой рентабельности необходимо осуществлять с учетом всех затрат по производству и реализации продукции, капитальных вложений, направленных в проекты, которые поддерживаются экономической политикой государства и невозмещенных затрат предыдущего налогового периода. Также при расчете рентабельности необходимо учесть все прочие факторы, которые могут повлиять на необъективную оценку этого показателя, с точки зрения справедливого налогообложения.

Реформы

Таким образом, основываясь на приведенных выше доводах, по мнению автора, глава 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций» должна быть доработана по следующим направлениям.

1. Следует установить несколько уровней рентабельности, на основании которых будут применяться разные процентные ставки.

2. Необходимо установить процентные ставки для расчета налога на прибыль, которые должны применяться в соответствии с уровнем налоговой рентабельности.

3. Необходимо определить порядок расчета показателя рентабельности. Порядок расчета должен быть изложен в виде информации, которая исключает возможность ее неоднозначного толкования или неопределенность в применении.

Система прогрессивного налогообложения прибыли является более естественной и справедливой, и это подтверждается тем, что такой подход применяется во многих развитых странах мира [2]. Часть сверхприбыли должна изыматься в распоряжение государства. Дополнительные налоговые поступления в бюджет предоставят государству ресурс, с помощью которого возможно устранять неблагоприятные проявления рыночной экономики.

Общество, ставящее перед собой цель максимального развития, должно опираться на смешанную экономику, сегодняшнее влияние государства на экономическую систему следует усилить. Регулирование государством экономических, социальных и прочих процессов – это реальность, а предоставление сверхприбылей в распоряжение собственников с надждой на саморегулирование рыночной системы – это утопия.

Применение плавающей ставки по налогу на прибыль необходимо, поскольку это путь к решению и многих социальных вопросов. Только государство имеет возможность перераспределять доходы из производственной сферы в социальную. Цена этого перераспределения высока, так как никакие прогрессивные шаги в экономике не повысят статус государства, если социальная защищенность его народа будет слаба.

[1] По мнению редакции, эта идея является не бесспорной: ведь введение прогрессивной ставки налога на прибыль, увеличивающей налог по мере повышения прибыльности компании, с одной стороны, лишит предприятия стимула к развитию: ведь фактически дополнительная прибыль, связанная с обновлением основных фондов, применением инноваций и т.д., пойдет на уплату налога, а, с другой стороны, это будет способствовать уходу компаний от налогообложения, снижению их прозрачности, что на данном этапе развития российской экономики также является негативным и нежелательным явлением — прим. ред.


Страница обновлена: 29.03.2024 в 16:23:54