Экономическое содержание финансового аудита

Бокач С.Б.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 12-1 (148), Декабрь 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Бокач С.Б. Экономическое содержание финансового аудита // Российское предпринимательство. – 2009. – Том 10. – № 12. – С. 113-117.

Аннотация:
В статье рассматривается предназначение финансового аудита и его сущность. Определены предмет и метод аудита, его цель.

Ключевые слова: экономическая сущность аудита, предмет аудита, метод аудита

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



В современном понимании под аудитом финансовой отчетности принято считать науку о проверках, оценку финансовых документов и выводы о финансовых отчетах. Официальное определение аудита дано в Федеральном законе от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности». Согласно п. 3 ст. 1 указанного закона аудит – это независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности. Это мнение – субъективное [1]. Объективное – вытекает из анализа истории (исторически выражает эволюцию, связанную с усложнением экономических отношений и ростом объемов информации и финансовых результатов, собственности, развитием самой экономики, в том числе биржевых и иных финансовых инструментов и т.д.). То есть из объективных экономических отношений, запросов определенных слоев общества. Историческое развитие аудита – приспособление профессии к потребностям общества, развитие вместе с обществом, что, однако, не меняет характера самой науки [2] в социально-экономическом плане.

Публичность бухгалтерского учета и требования к его качеству В Российской Федерации официальный бухгалтерский учет служит инструментом финансового регулирования и проведения единой финансовой (в том числе налоговой) политики. Обеспечивая реализацию конституционного права на информацию в сфере предпринимательской деятельности и экономики, основанной на принципах юридического равенства сторон и договорных отношениях, конкуренции и риске, бухгалтерский учет является одной из конституционных гарантий единого рынка, единства экономического пространства как одной из основ конституционного строя Российской Федерации. Исходя из этого определенным участникам рынка и лицам, действующим в официальном качестве, предоставлено право доступа к информации бухгалтерского учета. Это предполагает его публичность, а значит, необходимость наличия таких гарантий, которые позволяли бы в публичных целях обеспечить достоверность бухгалтерско-учетной информации, что невозможно без составления и предоставления бухгалтерской отчетности, а также без соответствующего контроля и проверки ее ведения [6]. Если в первые годы признания официального аудита в учебной литературе отсутствовало формулировка его предмета как науки (видимо, аудит на начальном этапе развития не рассматривался как отдельная наука, а являлся практическим, прикладным инструментом к бухгалтерскому учету), то в последствии он стал боле четко детерминирован (этап накопления практического опыта более развитого законодательного регулирования).

Предмет бухгалтерского учета и аудита, качество аудита

Сравним определения предмета науки бухгалтерского учета и аудита, данные в учебниках и учебных пособиях.

«Предметом бухгалтерского учета является хозяйственная деятельность предприятий, организаций и учреждений» [3, с. 21].

«Предметом аудита как науки является финансово-хозяйственная деятельность экономических субъектов и достоверное представление результатов этой деятельности в бухгалтерской (финансовой) отчетности» [4, с. 19].

Видим, что предмет науки определялся одинаково. Добавление к бухгалтерскому учету достоверного представления результатов в финансовой отчетности, по нашему мнению, не меняет сути, так как аудит – процесс оценки финансово-хозяйственной деятельности, в результате которого высказывается мнение аудитора о состоянии отчетности, а также событий, оказывающих влияние не только (и не столько) на правильность составления отчетности, сколько на последствия определенных действий руководства хозяйствующего субъекта на способность существования экономического субъекта на ближайшую перспективу.

Ряд авторов существо аудита определяет довольно точно.

«Качество аудита предполагает, прежде всего, ориентацию аудиторской фирмы на удовлетворение запросов рынка. Предпочтение следует отдавать потребительской оценке, изучению характера потребностей и выделению показателей качества, имеющих первостепенное значение для тех, кто использует конечный результат аудиторской проверки. Каждый представитель определенной группы пользователей профессионального мнения аудитора обладает своим пониманием качества» [5].

Под аудитом, также, предлагается понимать «совокупность финансовых контрольно-аналитических процедур, осуществляемых для целей последующего выражения профессионального, независимого, объективного суждения о степени безопасности информации, представленной в финансовой отчетности, способности системы сохранять свою экономическую устойчивость. Общим для внешних и внутренних пользователей является получение подтверждения информации об устойчивости социально-экономической системы (аудируемого хозяйствующего субъекта) и способности ее сохранять» [7].

Субъект, объект, предмет и методы аудита

При определении содержания аудита нельзя ограничиться тезисом о проверке порядка ведения бухгалтерского учета, ведь не только это характеризует аудит.

Объект аудита – экономические связи в хозяйствующем субъекте, отражающие внутренние и внешние взаимные влияния, представленные в форме конечного итогового финансового документа (документов) и перспектив развития.

Субъект аудита – аудируемое лицо (предприятие или организация, находящаяся в экономической среде i года).

Методы аудита: совокупность специальных процедур, позволяющих в отдельности и совокупности выявить характер и размер совершенных хозяйственных операций, их влияние (отношение к ним пользователя) на экономический интерес к аудируемому лицу.

Предметом аудита являются: факторы, условия, зависимости, оказывающие влияние на процесс и результат ведения бухгалтерского учета и составление отчетности.

Две особенности аудита

Важной особенностью аудита является то, что источником информации для пользователей является независимая организация не связанная определенными родственными или экономическими интересами с источником информации или его пользователем – посредник.

Второй особенностью является то, что аудит предполагает оценку системы ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, хозяйственных операций и их последствий с определенной точностью (отличной от абсолютной), но обеспечивающей заинтересованным лицам уверенность в оценке:

1) полученных финансовых результатов;

2) перспектив аудируемого лица;

3) состояния менеджмента и сохранности собственности.

На это направлено содержание ФП(С)АД [3] (основополагающих принципах на определенную дату), утвержденных Правительством РФ. В разные периоды развития стандартов учета отличаются и правила подтверждения результатов конкретных хозяйствующих субъектов.

[1] Заметим, что определение аудита, данное в Федеральном законе от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» является законодательно установленным. Оно подготовлено с учетом мнения многих ученых-специалистов и обобщает их представление об аудите на данный момент. В этой связи оно не является субъективным — прим. ред.

[2] От редакции. Является ли аудит наукой? По мнению редакции, это вопрос все-таки спорный. Скорее, это направление практической деятельности. При буквальном переводе с англ. слово «аудит» означает «проверка, ревизия бухгалтерских книг, документов и отчетности». Кроме того, практическое, а не научное содержание понятия «аудит» вытекает из его определений, данных в Федеральном законе от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» и научных словарях (см., например «Современный экономический словарь», «Словарь по экономике и финансам», «Большой юридический словарь» и др.).

[3] Речь идет о Федеральных правилах (стандартах) аудиторской деятельности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 № 696 — прим. ред.


Страница обновлена: 22.01.2024 в 18:57:32