Роль и место кластеров в социально-экономическом развитии Российской Федерации

Вардапетян В.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 7-1 (138), Июль 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Вардапетян В.В. Роль и место кластеров в социально-экономическом развитии Российской Федерации // Российское предпринимательство. – 2009. – Том 10. – № 7. – С. 10-16.

Аннотация:
Развитие территориальных кластеров в России является одним из условий повышения конкурентоспособности отечественной экономики и интенсификации механизмов частно-государственного партнерства. В России в период кризиса идет активное развитие кластеров, и на сегодняшний день их создано уже немало. Однако сам термин «кластер» не всеми понимается одинаково. Нет четкого водораздела между понятиями «кластерная инициатива» и «сформировавшийся кластер». Как должны решаться эти проблемы? Читайте об этом в статье.

Ключевые слова: предпринимательство, кластерная политика, антикризисная политика правительства, кластерные инициативы, воображаемые кластеры, сформировавшиеся кластеры

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р, предусматривается создание сети территориально-производственных кластеров, реализующих конкурентный потенциал территорий, формирование ряда инновационных высокотехнологичных кластеров в европейской и азиатской части России.

В настоящее время основой стратегий социально-экономического развития большинства субъектов и муниципальных образований Российской Федерации является использование кластерного подхода развития территории, причем ряд проектов развития территориальных кластеров реализуется в инициативном порядке. На федеральном уровне сформированы механизмы, позволяющие обеспечить гибкое финансирование мероприятий по развитию кластеров, но стадии практической реализации достигла лишь относительно небольшая часть проектов.

По ряду приоритетных направлений кластерной политики работы еще не начаты:

— не разработан механизм методической, информационно-консультационной и образовательной поддержки развития кластеров;

— не скоординирована деятельность федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, объединений предпринимателей по реализации кластерной политики;

— ограничен набор инструментов финансовой поддержки кластерных проектов из бюджетных источников.

Кластерные инициативы — реальные и мнимые

Активизация развития кластеров проявилась как реакция на наступление кризиса. И основным движущим фактором развития кластеров может стать антикризисная политика правительства, направленная на конкретный регион или сектор. Использование потенциала развития кластеров может рассматриваться как приоритетное направление повышения конкурентоспособности и диверсификации экономики.

Реализация кластерной политики способствует росту конкурентоспобности бизнеса за счет реализации потенциала эффективного взаимодействия участников кластера, связанного с их географически близким расположением, включая расширение доступа к инновациям, технологиям, «ноу-хау», специализированным услугам и высококвалифицированным кадрам, а также снижением трансакционных издержек, обеспечивающим формирование предпосылок для реализации совместных кооперационных проектов и продуктивной конкуренции.

Формирование и развитие кластеров является эффективным механизмом привлечения прямых иностранных инвестиций и активизации внешнеэкономической интеграции. Включение отечественных кластеров в глобальные цепочки создания добавленной стоимости позволит существенно поднять уровень национальной технологической базы, повысить скорость и качество экономического роста за счет повышения международной конкурентоспособности предприятий, входящих в состав кластера.

В России большинство кластерных инициатив представляют собой макроэкономический или мезо-уровневый вертикальный инструмент регионального развития. Как следствие цели и показатели работы кластерной инициативы обычно определяются политически, а макроэкономические соображения превалируют над структурными и частными соображениями.

Создание кластера как самоцель может привести к искусственным формам сотрудничества и, с точки зрения перспективы экономического благосостояния — к неэффективному распределению времени и ресурсов. Доступность государственного финансирования поддержки развития кластеров послужит стимулом развития «мнимых» кластерных инициатив только для того, чтобы получить доступ к этим средствам. Результатом может стать появление «воображаемых» кластеров, широко разрекламированных пользователями этого финансирования.

Прочный каркас кластерной политики потребует четкой формулировки логического обоснования и применения системного подхода, в отношении, как идентификации проблем, так и предполагаемых решений. Развитие кластеров должно основываться на применении практик строгой оценки и согласия. Государственный сектор должен позволить частному сектору лидировать в инициативах по развитию кластеров. Формирование кластера возможно только при условии привлечения реальных предпринимателей, связанных материальными обязательствами и коммерческими потребностями.

Как и какие кластеры формируются в России

Государство выделило 1 млн руб. на поддержку проекта, структурирующего по кластерному принципу перекрестные связи между бизнесом, учебными заведениями и научными учреждениями в области информационных технологий и оптики – для России это новый опыт (Санкт-Петербургский инновационно - технологический центр). В Сосновом Бору (Ленинградская область) также существует крупный производственный комплекс. Здесь 29 государственных и частных предприятий, занимающихся высокотехнологичной продукцией, ядерным производством и техническими исследованиями, сформировали эталонный кластер. Перспективные кластеры сформированы из предприятий авиакосмической отрасли в Москве и Самаре, производства информационных коммуникационных средств в г.Москве, автомобильной промышленности в Тольятти, пищевой промышленности в городах Москве, Санкт-Петербурге и Белгородской области. В Пермской области формируется кластер предприятий химической промышленности.

Центральной точкой в Калуге становится автотранспортное производство. В этом кластере начинают работать «Фольксваген», «Шкода», «Пежо», «Ситроен» и «Вольво», а также предприятия «Сименс». Кроме этой сферы намечается потенциал серьезного роста предприятий электроники, машиностроения, логистики, ядерного профиля, туризма, химической и фармацевтической промышленности.

В Саратове центральной областью становятся нано-, био- и информационные технологии, а также лазерная техника. Имеются перспективы развития кластеров в логистике и сельском хозяйстве. Необходимо содействовать совершенствованию этих первичных элементов, обеспечивать их продвижение, подкреплять их структурами и средствами, которые дадут кластерам преимущество профессиональных рекомендаций, что закрепит их позиции в сфере международной конкуренции.

В Алтайском крае реализуется инновационно ориенированный проект формирования Алтайского биофармацевтического кластера. Центром кластера является наукоград Российской Федерации г. Бийск, большинство предприятий которого ориентированы на производство фармацевтических препаратов, имеют значительный научно-исследовательский опыт и устойчивые связи с поставщиками сырья. Основой объединения выступают предприятия, лидирующие в стране в своих сферах деятельности: ФГУП ФНПЦ «Алтай», ЗАО «Эвалар» и ЗАО «Алтайвитамины». Соединение технологических заделов, возможностей и ресурсов этих предприятий с последующим включением в поле кластера предприятий-партнеров, в том числе малого инновационного бизнеса, способно дать мощный синергетический эффект, основанный на выходе за рамки существующей отраслевой схемы и объединении вокруг системы взаимосвязанных продуктов предприятий из разных отраслей (химической, фармацевтической, пищевой и перерабатывающей).

Проблемы, вызванные неоднозначным пониманием терминологии

Основной проблемой реализации кластерной политики в России является неоднозначное определение термина «кластер». Под кластером региональными администрациями зачастую понимаются крупные территориально-производственные объединения, сконцентрированные на определенной территории.

При таком подходе к определению термина «кластер» в России можно насчитать более 400 кластеров различной специализации.

В соответствии с терминологией, принятой Минэкономразвития России, территориальные кластеры – это объединение предприятий, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных производственных и сервисных услуг, научно-исследовательских и образовательных организаций, связанных отношениями территориальной близости и функциональной зависимости в сфере производства и реализации товаров и услуг. При этом кластеры могут размещаться на территории как одного, так и нескольких субъектов Российской Федерации. Данное определение достаточно близко к классическому определению кластера, однако оно оставляет за своими рамками роль правительственных и неправительственных институтов, участвующих в функционировании кластера и конкуренции предприятий в рамках одного кластера.

На наш взгляд в качестве определения термина кластер в целях государственной политики целесообразно взять определение М.Портера: «Кластеры представляют собой группу взаимосвязанных компаний и объединенных учреждений определенной отрасли промышленности, расположенных в географической близости и связанных общностью и взаимодополняемостью. Кластеры охватывают ряд взаимосвязанных отраслей промышленности и других субъектов, которые важны для конкуренции…, включая правительственные и другие учреждения, такие как университеты, стандартные регулирующие органы, исследовательские центры, профессиональные торговые ассоциации и ассоциации повышения квалификации» [1].

Кроме того, в российской терминологии зачастую путаются кластерные инициативы и сформировавшиеся кластеры. Под кластерной инициативой на наш взгляд следует понимать создание региональными или федеральными органами власти (возможно с учетом интересов и инициативы частных предприятий, которые в дальнейшем будут представлять собой ядро для образования кластера) налоговых и неналоговых преференций на определенной территории для определенного вида экономической деятельности в целях образования кластера. Для успешного развития кластерной инициативы и ее преобразования в кластер нужно подбирать и постоянно корректировать правильное соотношение налоговых и неналоговых преференций со стороны властей.

[1] Porter, M. E. (1998), On Competition, Harvard Business School, Boston.


Страница обновлена: 19.04.2024 в 23:14:02