Поддержка глобальных преимуществ американских производителей

Емельянов С.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 12 (24), Декабрь 2001
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Емельянов С.В. Поддержка глобальных преимуществ американских производителей // Российское предпринимательство. – 2001. – Том 2. – № 12. – С. 25-31.

Аннотация:
(Окончание. Начало в № 11/2001) Продолжаем разговор о глобальных (всемирных) преимуществах как о разновидности конкурентных преимуществ фирм, связанных с приобретением активов, которые приносят внеэкономические эффекты их собственникам. Это качается соблюдения социальных и экологических стандартов в деятельности предприятий, а также развития такой формы деятельности, которая использует мировые ресурсы. Особенностью преимуществ подобного рода является конкурентоспособность, имеющаяся в социальной сфере стран, в которую в той или иной мере проникает деятельность фирм.

Ключевые слова: США, конкурентоспособность, экономика США

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Окончание. Начало в № 11/2001

Продолжаем разговор о глобальных (всемирных) преимуществах как о разновидности конкурентных преимуществ фирм, связанных с приобретением активов, которые приносят внеэкономические эффекты их собственникам. Это качается соблюдения социальных и экологических стандартов в деятельности предприятий, а также развития такой формы деятельности, которая использует мировые ресурсы. Особенностью преимуществ подобного рода является конкурентоспособность, имеющаяся в социальной сфере стран, в которую в той или иной мере проникает деятельность фирм.

Одной из разновидностей глобальных конкурентных преимуществ, поддерживаемых политикой американского правительства, являются социальные стандарты и стандарты занятости, которые обязаны вменяются в обязанности любой фирмой. Так, например, в текстильной отрасли они устанавливаются совместно государством и фирмами через ряд организаций:

1. Партнерство производителей одежды (Apparel Industry Partnership). Его создание было инициировано Президентом Б.Клинтоном в 1996 г. Партнерство объединяет в себе рабочих, производителей, потребителей продукции отрасли. Им введены нормы поведения (code of conduct) для производителей и независимые мониторинговые системы, которые будут давать необходимую информацию для анализа соблюдения этих норм. Данные нормы включают, в частности:

а) недопущение детской занятости;

б) недопущение плохого обращения (abuse) с работниками;

в) недопущение дискриминации;

г) признание прав работников создавать ассоциации и на переговоры между предприятиями и профсоюзами о заключении коллективных договоров;

д) ограничение сверхурочного времени до 12 часов в неделю.

Компании–участники AIP принимают данные нормы и требуют их соблюдения от своих партнеров. Сейчас AIP насчитывает 18 компаний-участников.

В начале 1998 г. было объявлено о глобальном плане мониторинга, который должен быть проведен независимой организацией – “Ассоциацией честного труда” (Fair Labor Association). В рамках мониторинга предполагается провести анализ условий работы на предприятиях – участниках AIP.

2. WRAP (Worldwide Responsible Apparel Production) “Достойная мирового доверия одежда” ‑ программа сертификации производителей на предмет соответствия оборудования для производства одежды 12-ти минимальным стандартам для такого оборудования (в том числе и для выявления злоупотребления рабочей силой).

Обращает на себя внимание тот факт, что доминирующая роль государства в создании глобальных конкурентных преимуществ проявляется в отраслях, имеющих смешанные ресурсно-технологические превосходства. В частности, в текстильной отрасли ресурсными преимуществами является возможность использования относительно менее оплачиваемого детского и женского труда, а также труда рабочих-иммигрантов. В отраслях же более высокого уровня конкурентоспособности мотивация самих фирм к увеличению планки стандартов качества используемой рабочей силы гораздо выше, чем требования государства. Это ярко, например, проявляется в микроэлектронике.

Поскольку в США по-прежнему большие объёмы производства высокотехнологичного, т.е. высокозатратного, но и высокорентабельного производства электронных компонентов, данная индустрия сталкивается с острой нехваткой специалистов соответствующей квалификации: инженеров-электроников, программистов и т.д. Поэтому компании отрасли пролоббировали в Конгрессе нормативный акт, известный как Закон об улучшении американской рабочей силы и конкурентоспособности 1998 г., согласно которому временно (до сентября 2001 года) были увеличены лимиты на иммиграцию высококвалифицированной рабочей силы. Однако новые лимиты были уже исчерпаны в 1999 году, поэтому был внесен проект следующего Закона о новых рабочих ради экономического роста, призванного увеличить визовые лимиты до 2002 гг.

Особо следует выделить политику американского правительства, направленную на создание глобальной информационной системы.

Политика правительства в отношении производителей информационных услуг развивается в следующих направлениях:

1. Расширение рыночного доступа к информации.

2. Обеспечение секретности и безопасности.

3. Защита авторских прав и интеллектуальной собственности.

Сотрудничество американского правительства с такими международными организациями, как Генеральное Соглашение по Торговле Услугами (GATS), Всемирная Организация Интеллектуальной Собственности (ВОИС), Комиссия ООН по праву международной торговли (КООНПМТ), Трансатлантический Бизнес Диалог (TABD), Тихоокеанско- Азиатское Экономическое Сотрудничество (APEC) и Организация Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР) позволяют увеличить доступность информационным службам для безопасной работы с пользователями во всем мире.

Конференция стран ОЭСР в Оттаве, в частности, приняла три декларации об основных принципах и целях информационной политики:

‑ Декларацию о защите секретности в глобальной сети, вновь подтвердившую важность защиты информации и необходимость продолжения совместной работы правительственных кругов и частного сектора в направлении обеспечения гарантий эффективного выполнения принципов доступа к информации в открытой глобальной сети;

‑ Декларацию защиты прав потребителей в контексте электронной торговли, выдвинувшей на первый план необходимость гарантий потребителям, которые участвуют в электронной торговле, обеспечивая эффективный уровень защиты электронных сделок;

‑ Декларацию установления подлинности сделок по электронной торговле, объявившую о намерении стран-участниц не возражать против мер определения подлинности сделок, а также о возможности корректировки национальных политических доктрин с целью устранения препятствий на пути свободной электронной торговле.

Информационная политика США, на наш взгляд, является продолжением политики создания социальных глобальных преимуществ своих производителей, поскольку фактически содействует превращению страны в производителя и экспортёра инноваций, а также менеджера инновационного процесса в мире. “В международном разделении труда США намерены исполнять роль “мировой исследовательской лаборатории и испытательного полигона”. Целесообразным считается производство только уникальных товаров, которые в силу тех или иных причин невозможно производить в других странах, либо товаров, сделанных по новейшим технологиям, не имеющим мировых аналогов. Таким образом, приоритет имеют наукоёмкие и сверхнаукоёмкие производства (в структуре себестоимости наукоёмких товаров расходы на НИОКР составляют 8-15%, сверхнаукоёмких ‑ более 15%)” [1]. А производство, реализация и управление инновациями соответствует наивысшему из известных на данное время социальных стандартов национальной хозяйственной деятельности, поскольку в их процессе воспроизводится не только национальная, но и мировая профессиональная элита. Имея это ввиду, можно считать социальную политику правительства, на первый взгляд, напрямую не относящуюся к стимулированию роста конкурентоспособности отраслей американской экономики, разновидностью политики усиления глобальных конкурентных преимуществ предприятий.

Основной производительной силой в экономике США становится “человеческий капитал”, поэтому большое внимание уделяется именно его развитию. “Поскольку в основном рабочая сила высококвалифицирована, уровень оплаты труда высок, требования к качеству жизни повышены. Например, высвободившиеся в последние годы средства от сокращения гонки вооружений и дополнительные расходы государства идут на статью расходов “человеческие ресурсы”. При этом расходы на здравоохранение выросли в 2 раза, на образование ‑ в 1,5”. [2]

Обобщая результаты анализа политики правительства США конца 90-х гг. ХХ века в области поддержки конкурентных преимуществ своих производителей, о которых мы писали в этом году в журнале “Российское предпринимательство” (№№ 7-12/2001) можно сделать следующие выводы:

1. США продолжали использовать инструменты поддержки ресурсных преимуществ своих фирм, причем это касалось не только сельского хозяйства, традиционно пользующегося покровительством государства, но и других отраслей, в частности, судо- и автомобилестроения.

2. Наиболее распространенными инструментами поддержки ресурсных преимуществ были таможенные барьеры на пути импорта, замещение частного спроса государственным на внутреннем рынке (приобретение продукции предприятий за счет средств бюджета), а также государственная финансовая поддержка частного экспортного спроса (связанные кредиты иностранным потребителям).

3. Создание более тонких систем финансирования с целью оказания поддержки национальному производству и экспорту (предполагающих возвратность и платность финансовых средств, становящихся для производителей более доступными благодаря политике правительства) нельзя однозначно классифицировать как поддержку ресурсных преимуществ, и здесь требуется дополнительный анализ. Финансово-кредитная поддержка государства может быть истолкована как поддерживающая ресурсные преимущества лишь в том случае, если она изменяет ценовые пропорции на внутреннем рынке и условия торговли (замещение частного спроса государственным, в частности, понижает нижний предел цен производителей, с которыми они могут выходить на рынок).

4. Поддержку экспорта можно считать политикой, защищающей технологические преимущества производителей, если она:

а) сопровождается стимулированием повышения степени переработки исходного сырья;

б) проявляется в устранении части таможенных барьеров в странах-импортерах в результате заключенных правительством двусторонних и/или многосторонних соглашений со странами ‑ торговыми партнерами, а также в результате участия страны в интеграционных группировках.

5. Рост технологических преимуществ стимулируется развитием внутренней конкурентной среды и антимонопольной политикой, в особенности в отраслях ‑ естественных монополиях.

6. Поддержка инновационных конкурентных преимуществ осуществляется посредством:

‑ применения финансово-кредитных рычагов стимулирования НИОКР;

‑ продвижения системы стандартов качества в мировой торговле;

‑ реализации государственными органами части маркетинговых функций, обычно выполняемых предприятиями;

‑ экспортного контроля (защиты технологий от несанкционированного распространения), защиты интеллектуальной собственности и авторских прав;

‑ кооперации сил государственных органов, бизнеса, университетов и военных лабораторий в процессе разработки и передачи технологий.

7. Формирование и поддержка глобальных конкурентных преимуществ американских производителей происходит в связи с реализацией внеэкономических (экологических и социальных) целей и ограничений в хозяйственной деятельности, направлено на все американское хозяйственное сообщество и связано с управлением глобальными ресурсами.

8. Реализация глобальных конкурентных преимуществ осуществляется через:

а) “вытеснение” за границу страны экологически грязных технологических переделов, производств и целых отраслей путем установления жестких экологических стандартов хозяйственной деятельности;

б) обеспечение безопасности ведения глобального бизнеса в сырьевых отраслях путем:

‑ контроля за мировыми сырьевыми рынками;

‑ контроля за коммуникациями по транспорту сырья;

‑ влияния на экономико-политические системы стран - основных поставщиков сырья на мировые рынки.

в) стимулирование экологически и социально ориентированных технологических и организационных изменений во вторичном секторе, которые хоть и могут в отдельных случаях усиливать, но, как правило, уменьшают ресурсные и технологические преимущества, имевшиеся в этих отраслях;

г) законодательное содействие притоку квалифицированной рабочей силы в высокотехнологичные отрасли экономики;

д) содействие становлению глобальной информационной системы, позволяющей привлекать в американскую экономику интеллектуальные ресурсы, необходимые для высокотехнологичного развития, без импорта рабочей силы;

е) проведение долгосрочной социальной политики, направленной на формирование внутри страны человеческих ресурсов, необходимых для высокотехнологичного развития.

Эти выводы говорят о том, что руководство Соединенных Штатов Америки постоянно занимается проблемой формирования глобальных национальных преимуществ своих производителей, защищая их интересы во всех уголках планеты. Это позволяет поддерживать и развивать не только экономику страны, но и решать социальные задачи на современном уровне развития общества.

[1] Даниелов А. Промышленная специализация США в мировом разделении труда// США-Канада: экономика, политика, культура, 2000 год, №2, сс.86-98 [2]Согрин В. США: общественно-политический портрет на исходе ХХ века// МЭиМО, 1998 год, №9, сс. 53.


Страница обновлена: 22.01.2024 в 18:03:14