Методы, механизмы и инструменты управления предприятиями на основе их стоимости

Шайтура А.С.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 8-1 (140), Август 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Шайтура А.С. Методы, механизмы и инструменты управления предприятиями на основе их стоимости // Российское предпринимательство. – 2009. – Том 10. – № 8. – С. 69-74.

Аннотация:
В статье рассматривается метод управления предприятиям на основе стоимости. Изложен механизм управления предприятиями, ориентированный на повышение их стоимости, что позволит создать наибольшую стоимость акций, защитит от банкротства и враждебного поглощения. Инструментом управления является информационно-аналитическая система.

Ключевые слова: менеджмент, управление, экономика предприятия, финансы, информационно-аналитические системы, экономическая добавленная стоимость, стратегии, метрики, ориентированное на стоимость, добавленная рыночная стоимость

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



В соответствии с «Прогнозным планом (программой) приватизации федерального имущества на 2009 г. и основных направлений приватизации федерального имущества на 2010 и 2011 г.» будет производиться:

– приватизация федерального имущества, которое не выполняет государственных функций и полномочий РФ;

– проведение структурных преобразований в соответствующих отраслях экономики;

– создание интегрированных структур в стратегических отраслях;

– преобразование федеральных государственных унитарных предприятий (ФГУП) в открытые акционерные общества;

– формирование доходов федерального бюджета.

Для привлечения акционеров необходимо реформировать управление на основе методов и механизмов, ориентированных на повышение стоимости предприятия. Повышение стоимости предприятия – один из показателей роста доходов его собственников. Поэтому периодическое проведение оценки стоимости бизнеса можно использовать для анализа эффективности менеджмента.

Традиционные методы финансового анализа основаны на расчете финансовых коэффициентов и только на данных бухгалтерской отчетности. Однако наряду с внутренней информацией в процессе оценки стоимости предприятия необходимо анализировать данные, характеризующие условия работы в регионе, отрасли и экономике в целом.

Метод управления предприятиями на основе стоимости

Суть метода сводится к тому, что управление предприятием должно увеличивать стоимость предприятия и его акций. На рост стоимости бизнеса в основном влияют те или иные решения менеджмента.

Стоимость корпоративной структуры, формирующаяся в результате принимаемых менеджерами решений, должна рассматриваться как целевая функция управления, которая стремится к максимуму. Наличие стоимостной технологии управления становится условием эффективности работы, так как определяет четкий критерий оценки результатов деятельности – увеличение стоимости предприятия.

В ряде работ зарубежных авторов цикл управления стоимостью предприятия изображают в виде шестиугольника (см. рис.) [1, 2, 4].

Рис. Цикл управления стоимостью предприятия

Обозначения:

1 – текущая рыночная стоимость в начале управления (точка отсчета);

2 – фактическая стоимость;

3 – потенциальная стоимость, вследствие внутренних улучшений;

4 – потенциальная стоимость, вследствие внутренних улучшений и реструктуризации;

5 – потенциальная стоимость, вследствие роста, внутренних улучшений и реструктуризации;

6 – итоговая потенциальная стоимость.

Таким образом, итоговая потенциальная стоимость предприятия будет складываться из приращений стоимости на каждом этапе реформирования.

Модель управления ФГУП основана на действиях вышестоящих органов. Характерной чертой такой модели является высокий уровень централизации.

В процессе акционирования и реструктурирования предприятий необходимо изменить механизмы управления так, чтобы на каждом уровне управления менеджеры могли принимать согласованные решения, которые увеличивали бы стоимость компании.

Механизм внедрения системы управления стоимостью предприятия

Проведение процедуры структурирования предприятий – достаточно продолжительный процесс, он может занять 2-3 года. Ниже мы рассмотрим основные этапы реструктуризации в процессе внедрения метода управления стоимостью компании.

1. Определение стоимости предприятия на основе затратного подхода.

Началом цикла управления на основе стоимости является текущая оценка стоимости компании. Существуют три подхода к оценке: сравнительный, доходный и затратный. Затратный подход и является начальной точкой отсчета преобразований. По рассчитанной таким способом цене можно ликвидировать предприятие, распродав его активы.

2. Определение стоимости предприятия на основе сравнительного подхода.

Сравнительный подход на основе сравнения с уже проданными или оцененными предприятиями показывает, какова будет цена предприятия, если оно будет работать в том виде, как оно есть. И только доходный метод может помочь оценить перспективы будущих доходов предприятия.

3. Оценка внутренних преобразований.

Сопоставив оценку на основе сравнительного и затратного подходов, можно оценить, стоит ли оставлять данное предприятие или его нужно продать. Следует оценить, какие преобразования внутри предприятия необходимо сделать и какую прибавку к стоимости это даст.

4. Оценка возможностей реструктуризации.

На четвертом этапе необходимо провести декомпозицию предприятия, вычленив нерентабельные участки и избавиться от них. Избавившись от балласта, можно приступать к продвижению вперед.

5. Оценка перспектив роста компании.

6. Оценка максимально возможной стоимости. Для этого применяется доходный подход. Сравнивая стоимость компании на 1-м и 6-м этапах, можно увидеть, что нам дал метод управления компании на основе стоимости. Эти сведения необходимо довести до акционеров предприятия.

На всех этапах необходимо производить обучение менеджеров компании всех уровней. В процессе увеличения стоимости предприятия должны быть заинтересованы все сотрудники. Для этого необходимо выработать систему поощрений для структурных единиц, которые увеличивают стоимость компании.

Информационно-аналитическая система

Информационно-аналитическая система управления стоимостью предприятия (ИАСУСП) призвана на основе данных, получаемых в режиме реального времени, помогать в принятии управленческих решений руководством предприятия. ИАСУСП – это современный высокоэффективный инструмент поддержки принятия стратегических, тактических и оперативных решений.

Посредством ИАСУСП можно оценить стоимость предприятия на основе сравнительного, доходного и рыночного подхода. Исходными данными для ИАСУСП являются бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, некоторые другие показатели, которые подготавливаются в Excel и конвертируются в систему. Программа выполняет финансово-экономические расчеты, при этом определяются:

– наиболее ликвидные активы;

– быстрореализуемые активы;

– медленно реализуемые активы;

– долгосрочные, краткосрочные и постоянные пассивы.

По результатам расчетов делаются аналитические заключения о ликвидности баланса предприятия, о динамике ликвидности баланса. В ходе расчетов определяются платежеспособность компании и финансовая устойчивость, прибыль, рентабельность. Рассчитываются показатели стоимости предприятия и динамика их изменения. Результаты анализа представляются в виде графиков.

Заключение

1. Преимуществами ценностно-ориентированного управления предприятием являются:

– максимизация стоимости;

– увеличение прозрачности;

– единение топ-менеджеров и акционеров;

– облегчение коммуникации с инвесторами, аналитиками и другими заинтересованными сторонами;

– улучшение внутренней коммуникации по стратегии;

– предотвращение недооценки акций;

– установление ясных приоритетов в управлении;

– содействие процедурам принятия решений;

– поощрение инвестиций, создающих ценность;

– улучшение распределения ресурсов;

– оптимизация планирования и бюджетирования;

– облегчение использования акций для сделок по слияниям и поглощениям;

– предотвращение враждебных поглощений.

2. Метод управления стоимостью предприятия можно представить в виде замкнутого цикла – гексаграммы, которая дает наглядное представление о сути метода.

3. Механизм внедрения метода управления стоимостью можно представить в виде последовательности этапов, соответствующих гексаграмме.

4. Создание информационно-аналитической системы позволит быстро принимать стратегические и оперативные решения по управлению предприятием.


Страница обновлена: 21.03.2024 в 20:13:44