Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»8 / 2009

Предложение и спрос как стимулы и регуляторы маркетинга

Стеценко Александр Васильевич, Кандидат экономических наук, доцент кафедры «Прикладных экономических дисциплин», Орловский Государственный Университет, Россия

Зайцев Алексей Геннадьевич, К.э.н., доцент ГОУ ВПО «Орловский государственный университет», Россия

Supply and demand as incentives and controls of marketing - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 23

Аннотация:
В маркетинговой стратегии необходимо учитывать модели регулирования и стимулирования спроса и предложения. Причем их следует рассматривать как взаимосвязанные по той причине, что они в комплексе определяют систему действий. Ведь комплекс маркетинга, помимо ценообразования, предполагает реализацию разработанных товарной, коммуникационной и договорной политик предприятия.
Цитировать публикацию:
Стеценко А.В., Зайцев А.Г. Предложение и спрос как стимулы и регуляторы маркетинга // Российское предпринимательство. – 2009. – Том 10. – № 8. – С. 86-90.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Спрос и предложение выступают своего рода регуляторами маркетинга. Сам рынок во многом влияет на принятие решения о применении того или иного набора инструментов политики маркетинга. При этом необходимо помнить, что факторы спроса и предложения могут выступать не только регуляторами уже применяемых и разработанных политик и стратегий маркетинга, но и являются своего рода стимулом для разработки новых комбинаций уже существующих и принципиально новых стратегий, концепций и инструментов.

С точки зрения действенной маркетинговой стратегии необходимо учитывать регулирующее и стимулирующее воздействие спроса и предложения. Причем эти процессы следует рассматривать как взаимосвязанные, прежде всего, по той причине, что они в комплексе определяют систему действий.

Факторы спроса и предложения

Постоянное изменение спроса и предложения под влиянием их детерминант диктует специфику применения методов маркетинга, выступает как бы регулятором и своего рода стимулом маркетинговой деятельности в целом. В подтверждение этого можно рассмотреть применение маркетинговых инструментов, в частности комплекса маркетинга, в зависимости от особенностей от колебания спроса и предложения на рынке.

Комплекс маркетинга помимо ценообразования предполагает реализацию разработанных товарной, коммуникационной и договорной политик на предприятии. Под реализацией каждой из них подразумевается использование определённых инструментов маркетинга. Выбор инструментов во многом будет зависеть от состояния спроса и предложения на рынке в каждый данный момент времени.

Товарная политика, прежде всего, определяет тип товара, а точнее – какую потребность клиента он будет удовлетворять [2]. Решение этой проблемы неразрывно связано с определением сегментов рынка, на которых действует фирма, чьи потребности она собирается удовлетворять.

Другая важнейшая проблема – нахождение, достижение и поддержание оптимального уровня качества, т.е. уровня, на котором будет удовлетворяться потребность. Нельзя не сказать и о проблеме ассортимента. Важно решить, какое разнообразие вариантов будет предложено, с какой скоростью необходимо обновлять ассортимент. И, наконец, здесь же решается проблема сервиса в тех случаях, когда он необходим для полноценного и рационального потребления товара.

На решение всех этих вопросов оказывают влияние, как факторы спроса, так и факторы предложения. Так, на определение типа товара оказывают непосредственное влияние потребительские вкусы, доходы, ожидания. Соответственно на процесс сегментирования и выбора целевого сегмента также будут влиять доходы потребителей, количество покупателей.

Постоянные изменения во вкусах и предпочтениях потребителей также порождают изменения в спросе. Их нужно постоянно отслеживать и принимать соответствующие меры в области товарной политики.

Реклама и PR

Изменение предложения и спроса будет влиять на действия маркетологов в области товарной политики. При увеличении предложения также будут решаться вопросы о расширении ассортимента, о разработке и включении в него новых товаров. А в результате внедрения и использования усовершенствованных технологий на производстве – вопросы повышения качества производимой продукции.

На основе анализа состояния спроса определяются вид, характер и затраты на рекламу [1]. Для наглядности можно рассмотреть зависимость вида рекламы от этапа жизненного цикла товара. Так, на стадии внедрения товара на рынок, когда потребители ещё ничего не знают о продукте и спрос на него не сформирован, используют информирующую рекламу.

На этапе роста необходимо использовать убеждающую рекламу (т.к. растёт спрос на товар). Содержание ее связано с воздействием на эмоциональные и мыслительные процессы человека, на процессы принятия решений.

Изменение предложения также повлияет на рекламную деятельность фирмы. Например, если фирма в результате снижения цены на производимый ею товар (по причине увеличения цен на ресурсы) решила сократить объёмы его производства и предложить рынку другой продукт, то на рекламу последнего возникнет необходимость затрачивать большие денежные средства [3].

На необходимость применения того или иного инструмента PR оказывают влияние спрос и предложение. Так, при снижении спроса под воздействием ожиданий потребителей о снижении цены на товар в будущем (которого не предполагается производителем) целесообразно использовать выступление по этому поводу представителя организации в печати, на радио или телевидении.

Помимо рекламы и PR-технологий изменение спроса и предложения под воздействием их определяющих факторов может побудить производителей прибегнуть к таким средствам коммуникационной политики, как личные продажи и комплексные формы продвижения продукции на рынок (выставки, ярмарки, обучение персонала).

Сбытовая политика

Не менее значимым элементом комплекса маркетинга является сбытовая (договорная) политика. Здесь, прежде всего, важно хорошо ориентироваться в типах и функциональном назначении многообразных категорий посредников и каналов сбыта. Эффективный маркетинг предполагает выбор оптимальных каналов сбыта среди уже действующих, формирование действенных новых каналов.

Состояние спроса и предложения определяет выбор канала сбыта. Если под воздействием вкусов и предпочтений покупателей, числа потребителей на рынке, денежных доходов, цен на сопряжённые товары или ожиданий относительно цен и доходов в будущем значительно снизился спрос (или объём предложения), то отпадает необходимость использования косвенных каналов. Целесообразней будет использовать прямые.

На основе отслеживания динамики спроса и предложения также принимаются решения о выборе посредников. Если под воздействием детерминант значительно снизилось предложение продукции, то вместо дистрибьюторов лучше воспользоваться услугами более мелких посредников, например агентов или джобберов.

На основе динамики спроса и предложения, изменчивости определяющих их факторов работники службы маркетинга принимают решения о длине и ширине канала продвижения. Создаются оптимальные маркетинговые системы, включающие в единый комплекс производителя, оптовика и розничного торговца.

При рассмотрении общей модели стимулирования и регулирования маркетинговой деятельности с помощью спроса и предложения необходимо учитывать ее упрощенный характер. В действительности существует обоюдная взаимосвязь между детерминантами спроса и предложения и инструментами реализации отдельных политик комплекса маркетинга. Именно характер этой взаимосвязи во многом определяет устойчивость рыночного равновесия.

Подводя итоги, можно сказать о том, что связь между маркетинговой деятельностью и изменениями спроса и предложения под воздействием их детерминант существует. Эти изменения обуславливают направления всей маркетинговой деятельности в целом и выбор инструментов каждого элемента комплекса маркетинга в частности.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241