Меры по усилению инвестиционной активности в санаторно-курортный комплекс

Микоян Д.С.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 8-1 (140), Август 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Микоян Д.С. Меры по усилению инвестиционной активности в санаторно-курортный комплекс // Российское предпринимательство. – 2009. – Том 10. – № 8. – С. 169-172.

Аннотация:
В статье проведен анализ современного состояния инвестиционной деятельности в санаторно-курортном комплексе региона. Сделан вывод о их недостаточности, даны рекомендации по совершенствованию государственной политики, направленной на привлечение инвестиций в данную сферу.

Ключевые слова: инвестиции, государственная политика, инвестиционные проекты, санаторно-курортный комплекс, оздоровительный туризм, капиталовложения

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Санаторно-курортный комплекс для многих городов-курортов является градообразующей отраслью, играющей основную роль в экономике региона. От успешного функционирования данного сектора зависит не только возможность предоставления комфортного и организованного отдыха и оздоровления гражданам страны, но и занятость, уровень жизни населения в регионе.

Одним из наиболее крупных курортов страны является город Сочи, в советский период заслуженно получивший звание «всесоюзной здравницы». В связи с выбором Сочи в качестве места проведения Олимпиады в 2014 году в городе проводятся крупномасштабные строительные мероприятия. Реализуются инвестиционные проекты, которые касаются не только сооружения олимпийских объектов, но и направлены на развитие инфраструктуры, а также развития гостиничного хозяйства.

Конкурентоспособный комплекс

По данным Интернет-сайта «Курорты Кубани», на территории курорта в сфере санаторно-курортного и гостиничного хозяйства подготовлены около 22 инвестиционных проектов в общем объеме 229032 млн руб., находящихся на различных этапах реализации [3].

Анализ инвестиционных проектов показывает, что инвестиции в санаторно-курортный комплекс составляют лишь 1,05 % от общего объема планируемых капиталовложений. Наиболее крупные вложения направляются в строительство и формирование многофункциональных гостиничных комплексов, гостиниц апартаментного типа.

Безусловно, это окажет положительные сдвиги в туристско-гостиничном комплексе города. Однако это также говорит о том, что инвестиции в санаторно-курортный комплекс поступают в очень малом и недостаточном объеме, в основном по линии бюджетных организаций или сырьевых и промышленных монополистов и не носят коммерческого характера. По этой же причине наблюдается отставание отечественных здравниц в технологическом и организационном плане, качестве предоставляемых услуг от лидеров мировой индустрии гостеприимства.

Формирование современного, конкурентоспособного и высокотехнологичного санаторно-курортного комплекса, способного предоставлять услуги достаточно высокого уровня и достижение международных стандартов гостеприимства требуют привлечения значительных капиталовложений.

Санаторно-курортный комплекс при формировании ясной и четкой государственной политики в отношении привлечений инвестиций может быть очень привлекателен для частных инвесторов. Интерес граждан к оздоровительному туризму с каждым годом все возрастает, что говорит о растущем спросе на курортные услуги.

Инвестиционная активизация

Основные направления совершенствования государственной политики активизации инвестиционной деятельности, на наш взгляд, могут быть следующими.

1. Формирование единого информационного пространства в целях консолидации всей имеющейся информации об инвестиционных проектах в санаторно-курортном комплексе, придание открытости и доступности данной информации для инвесторов.

2. Создание особых экономических зон туристско-рекреационного типа, механизм которых основывается на предоставлении преференций по трем ключевым для бизнеса направлениям, а именно:

– государственное финансирование создания инфраструктуры;

– создание благоприятного режима администрирования, основанного на внедрении технологии «одного окна»;

– налоговые и таможенные льготы;

– формирование регионального лизингового фонда.

3. Создание благоприятного налогового режима для наращивания производственного капитала, а именно:

– предоставление инвесторам льгот по налогам;

– вычет из налогооблагаемой базы суммы затрат, направляемых на цели развития;

– предоставление инвестиционного налогового кредита, то есть отсрочки налоговых платежей и начисленных процентов на определенный срок предприятиям, осуществляющих капиталовложения в модернизацию основных фондов и развитие деятельности.

4. Субсидирование части затрат по кредитам, полученным инвесторами в кредитных организациях для реализации инвестиционных проектов.

5. Передача инвесторам в пользование на льготных условиях объектов курортной недвижимости, являющихся государственной собственностью.

6. Предоставление на конкурсной основе государственных гарантий по приоритетным инвестиционным проектам в санаторно-курортный комплекс.

7. Принятие нормативно-правовых актов, обеспечивающих гарантию стабильности прав субъектов инвестиционной деятельности независимо от форм собственности на весь срок осуществления капиталовложений, а также равных условий деятельности как отечественных, так и иностранных инвесторов. Это должно исключить какие-либо дискриминационные воздействия на иностранные инвестиции, препятствующие управлению и распоряжению ими.


Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:37:36