Проблемы и перспективы развития малого бизнеса

Иванова Ж.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 4-1 (132), Апрель 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Иванова Ж.А. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса // Российское предпринимательство. – 2009. – Том 10. – № 4. – С. 30-34.

Аннотация:
Автор подчеркивает особую роль сектора малого предпринимательства в экономике страны. В статье говорится о необходимости создания благоприятных условий для его развития на современном этапе.

Ключевые слова: инновации, налогообложение, малое предпринимательство, кредитование, административные барьеры, численность работников



В условиях финансового кризиса рост экономики замедлился, но свет в конце тоннеля все же есть. По мнению многих экономистов, будущее за сельским хозяйством, отечественными товаропроизводителями и развитием малого бизнеса.

Для современного этапа развития экономики характерны следующие специфические особенности, присущие малому бизнесу:

— наблюдается преимущественно региональный тип развития малых предприятий, предполагающий его замкнутость, поскольку для осуществления своей деятельности они почти на 90% используют местные ресурсы и на столько же удовлетворяют потребности местного рынка;

— закрытость малого бизнеса в рамках одного региона обуславливает низкую конкурентоспособность российских регионов, а стало быть, и экономики страны в целом;

— демонстрация низкой инновационной активности субъектов малого бизнеса вопреки их способности к генерации и использованию технических и организационных нововведений.

Сегодня доля малого бизнеса в экономике России составляет около 15%, тогда как в западных странах этот показатель находится на уровне 60-80%. В 2007 году на малый и средний бизнес приходилось 11% численности работников, занятых в российской экономике. Его доля в проектировании инженерных изысканий составляла 31%, в строительстве 28%, в полиграфии 26%. Велик удельный вес малого бизнеса в производстве потребительских товаров и услуг.

В малом предпринимательстве, как и в любом другом секторе, имеются проблемы, в том числе организационно-правовые, социально-экономические, финансово-инвестиционные, инновационно-технологические.

Малому бизнесу требуются инновации

Субъекты малого бизнеса сталкиваются со следующими проблемами: сложность, дороговизна и длительность выполнения всех необходимых процедур, а также отсутствие залога и кредитной истории, не позволяющие получить кредиты на реализацию инвестиционных проектов. Наряду со сложностью получения кредита, возникает и другая проблема: предприятие не может брать кредит по причине невозможности просчета суммы сделки по итогам реализации продукции. Это обусловлено тем, что спрос на продукцию в условиях кризиса практически остановлен.

В настоящее время сложность производства и технические системы упали до такого уровня, что по отдельным видам производства стало невозможным возрождение утраченных позиций и покупка импортных комплектующих и производственного оборудования, даже бывшее в употреблении, но превосходящее отечественное оборудование по технико-экономическим характеристикам решает вопросы осуществления производственной деятельности. В итоге экономика получает заведомо отсталую технологическую базу, к тому же она лишается способности производить и совершенствоваться в этом отношении сама. При отсталости технологической базы производство конкурентоспособных товаров становится невозможным. На наш взгляд, государственная экономическая политика в первую очередь должна быть направлена на создание условий, стимулирующих и поддерживающих инновационную активность хозяйственных структур, и, прежде всего субъектов малого бизнеса (в малом бизнесе всего 3% инновационных предприятий). В современных условиях крайне важно формировать мотивацию к инновационному поведению. Необходимо обеспечить эффективное взаимодействие государственных органов управления всех уровней, организаций научно-технической сферы, предпринимательского и государственного секторов промышленности.

Информационный голод, налоги и проблемы с кредитами

Особенностью современного этапа развития экономики является все большая зависимость предприятий от состояния внешней среды, возможности оперативно и адекватно реагировать на изменение факторов внешней среды. Предпринимателям для нормальной работы не хватает не только финансово-кредитных ресурсов, но и полной и достоверной информации. В этих условиях важна консультационная поддержка по бухгалтерским, юридическим и налоговым аспектам ведения бизнеса. Она сегодня недостаточно организована, нет четких направлений поддержки малого бизнеса.

На наш взгляд, проблему высоких ставок налогообложения можно решить при помощи общего снижения налогов, налоговых ставок и упрощения самой системы. Также важно рассмотреть и возможность полного освобождения от налогов в первый (ые) год (ы) для начинающих бизнесменов. Частично эти проблемы сегодня решаются. С 2009 года п. 2 ст. 346.20 НК РФ дополнен следующим: законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15% в зависимости от категорий налогоплательщиков [1]. Например, законодательные органы Псковской, Липецкой, Кемеровской, Орловской и Калужской областей снизили ставку налога до 5%., а в Ростовской области депутаты законодательного собрания снизили ставку налога до 10%. Таким образом, можно сказать, что закон создает условия для того, чтобы малый бизнес цивилизованно платил налоги.

Целесообразно упростить порядок получения кредитных ресурсов, оформления документов для получения кредита, а также увеличение суммы кредитов для малого и среднего бизнеса. При этом, учитывая ситуацию, складывающуюся сегодня в мире, и в нашей стране, в частности, активнее следует кредитовать малый бизнес в сельском хозяйстве. В части выбора банка для обслуживания не обязательно следует склоняться в пользу банков с государственным участием, полагая, что это самые надежные партнеры. Важно детально изучить все то, что предлагает банк: оперативность рассмотрения заявки; наличие скидки на открытие расчетного счета; специальные предложения банка. Например, Сбербанк России в 2009 году планирует наращивание объемов кредитования, предоставляемых малому бизнесу. С этой целью банком будет переработан и дополнен весь продуктовый ряд для малых предприятий. В частности, в первом квартале 2009 года банк планирует внедрить специальный продукт «Экспресс-кредит для субъектов малого предпринимательства» (до 1 млн руб.), основанный на скоринговой системе оценки кредитоспособности заемщика, что сократит срок предоставления кредита до двух дней.

Одной из существенных проблем является отсутствие у малого бизнеса большого залогового имущества, и потому банки рассматривают этот бизнес как рискованный. Известно, что при получении кредита производится оценка предполагаемого в залог имущества. Банки применяют схему, при которой с помощью своих экспертов они существенно занижают стоимость имущества заемщика. Таким образом, дается оценка остаточной стоимости, способствующая увеличению сумма залога. В этой связи, для объективной оценки стоимости своего имущества заемщику предпочтительнее работа с независимыми экспертами, оценивающими рыночную стоимость имущества.

Важно отметить и то обстоятельство, что работа с малым бизнесом дает гарантию и самому банку, он не станет заложником одного крупного клиента. Доходность от вложений в проекты малого бизнеса и его кредитование превышает аналогичный показатель в секторе крупного бизнеса. В современных условиях жизнеобеспечивающей нишей для многих банков, способом расширения клиентской базы является обслуживание предприятий малого бизнеса. В этой связи, банкам сегодня надо быть более изобретательными в работе с клиентами, выступать с позиции партнерства.

Административные барьеры

Повышению эффективности взаимодействия бизнеса и власти для устранения административных барьеров и избыточного регулирования деятельности предприятий малого бизнеса, на наш взгляд, будет способствовать их взаимодействие с представителями проверяющих органов, разъясняющих с одной стороны, права и обязанности самого бизнеса, а с другой, полномочия проверяющих органов. При этом сам бизнес должен выбрать правильную модель своего развития и принимать более активное участие в устранении административных барьеров. Также представляется целесообразным проведение систематического анализа благоприятности климата для бизнеса.

В ближайшей перспективе, по нашему мнению, необходимо сохранить снижение ставок по кредитам, увеличение сроков кредитования, упрощение процедуры получения кредита, обеспечить дальнейшее снижение налоговой нагрузки. На местах следует сформировать перечень имущества, предназначенного для сдачи в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства, арендную плату и расценки на коммунальные услуги для арендаторов на время «заморозить». Также целесообразно малый и средний бизнес более интенсивно привлекать к выполнению государственного и муниципального заказа.

Скопившиеся проблемы малого бизнеса негативно влияют на экономику страны в целом. Но, несмотря на трудности, малый бизнес вследствие своей восприимчивости к позитивным тенденциям способен в современных условиях успешно конкурировать на рынке. Следовательно, необходимо взвешенное решение по накопленным проблемам, причем развивать и поддерживать малый бизнес в стране нужно не на словах, а на деле.

[1] Примечание редакции. В данном случае речь идет о налоговой ставке единого налога, уплачиваемого при применении упрощенной системы налогообложения. Как известно, налогоплательщики, применяющие этот налоговый режим, делятся на две категории: 1) те, кто рассчитывает налог с суммы доходов; 2) те, для кого объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на произведенные расходы. Для первой категории налогоплательщиков установлена налоговая ставка в размере 6% (п. 1 ст. 346.20 НК РФ), для второй — 15% (п. 2 ст. 346.20 НК РФ). Как отмечено автором, Федеральным законом от 26.11.2008 № 224-ФЗ в п. 2 ст. 346.20 НК РФ внесено дополнение, согласно которому для второй категории налогоплательщиков законодательными актами субъектов федерации указанная 15-процентная ставка может быть уменьшена в пределах «вилки» от 15 до 5%. Однако почему право решать в данном случае предоставлено субъектам федерации? Дело в том, что уменьшение ставки налога связано с сокращением той части налоговых поступлений, которая направляется именно в бюджет субъекта федерации. Поэтому существование такой законодательно установленной возможности — это еще не факт, что она будет действительно применена региональными властями.


Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:35:01