Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»4 / 2009

Потенциал инвестиционной привлекательности в инвестиционной среде региона

Горлов Александр Владимирович, Аспирант Финансово-экономического института Дальневосточного государственного аграрного университета, Россия

Potential of the investment attractiveness of the investment environment in the region - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 34

Аннотация:
В статье рассмотрены современные представления о структуре инвестиционной среды региона, определены процессы, влияющие на положение региона в инвестиционных рейтингах. Предложена новая категория в структуре инвестиционной среды региона – потенциал инвестиционной привлекательности, дана его оценка на примере данных Амурской области.
Цитировать публикацию:
Горлов А.В. Потенциал инвестиционной привлекательности в инвестиционной среде региона // Российское предпринимательство. – 2009. – Том 10. – № 4. – С. 163-166.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Инвестиционная среда любой социально-экономической системы является важным условием возможности протекания всех экономических процессов. Развитие невозможно без изменений, а для осуществления изменений на всех стадиях необходимы вложения каких-либо ресурсов. В экономической сфере такими вложениями являются инвестиции, которые являются основой системы, образующей инвестиционную среду экономики.

На уровне региона инвестиционная среда характеризуется следующими категориями:

– инвестиционный потенциал;

– инвестиционный риск;

– инвестиционный климат;

– инвестиционная политика;

– инвестиционная привлекательность;

– инвестиционная сфера;

– инвестиционная активность;

– эффективность инвестиций [1].

Однако знать о том, что регион занимает определённую позицию в официально опубликованных рейтингах, которые проводят как отечественные, так и зарубежные агентства, недостаточно. Более сложная задача заключается в эффективном управлении полученной информацией для выработки стратегии дальнейшего развития региона.

Потенциал инвестиционной привлекательности региона

В инвестиционной среде региона действуют два разнонаправленных процесса.

Первый процесс связан с ростом инвестиций в экономику региона, что обусловлено высокой доходностью вложенных средств. Второй снижает объём инвестиций, что связано со значительным риском потери вложенных средств и поэтому отпугивает потенциальных инвесторов.

В каждый момент времени данные процессы формируют инвестиционный климат и инвестиционную привлекательность региона. Равновесное состояние этой системы характеризуется объёмом поступающих инвестиций, которые обуславливают инвестиционную активность в социально-экономической системе региона.

На основании этих утверждений легко объясняется изменение позиций регионов в рейтингах инвестиционной привлекательности.

Для обобщения вышеизложенного предлагается использовать новую категорию – потенциал инвестиционной привлекательности региона. Это совокупность объективных экономических, социальных и природно-географических свойств, обеспечивающих низкую вероятность полного или частичного недостижения результатов осуществления инвестиций и высокую интенсивность привлечения капитальных вложений в экономику региона.

«Точки роста» капиталовложений

Можно воспользоваться более простым определением потенциала инвестиционной привлекательности как части инвестиционного потенциала, обладающей высокой привлекательностью для инвестора и низким риском использования.

При этом понятия инвестиционного потенциала и потенциала инвестиционной привлекательности неравнозначны. При их сравнении можно увидеть наличие существенных различий.

Во-первых, потенциал инвестиционной привлекательности является важнейшей составной частью инвестиционного потенциала. Он учитывает только те факторы производства и сферы приложения капитала, которые составляют конкурентные преимущества социально-экономической системы региона.

Во-вторых, потенциал инвестиционной привлекательности включает в себя возможности, которые позволяют наиболее эффективно использовать имеющиеся ресурсы.

В-третьих, учитываются те виды и сферы экономической деятельности, которые обеспечивают минимальный негативный риск, связанный с осуществлением предпринимательской деятельности.

Таким образом, можно определить, что потенциал инвестиционной привлекательности региона органически связан с инвестиционным потенциалом и формирует «точки роста» капиталовложений в его экономику. Такое утверждение базируется на том, что, как правило, при оценке инвестиционного потенциала учитываются сходные факторы для всех регионов. Однако в каждом конкретном случае количественный и качественный набор этих факторов всегда будет различаться. Для того чтобы эффективно управлять развитием региона с помощью инвестиционной политики потребуется выделить уникальные и наиболее выгодные для предпринимателей факторы производства, дать им оценку и разработать стратегию использования.

Очень важной задачей здесь является точное и объективное выделение таких факторов, которые и должны в конечном итоге стать конкурентными преимуществами данного региона и сформировать его привлекательность для инвесторов.

Показатели рентабельности и виды экономической деятельности

В качестве критерия отбора факторов, формирующих конкурентные преимущества региона, следует использовать общеэкономическую предпосылку притока капитала – возможность поучения более высокого дохода.

Детальную оценку элементам инвестиционной среды целесообразно давать с помощью аналитического изучения направлений инвестирования и их отдачи по видам экономической деятельности.

Показатель инвестиционной привлекательности отражает экономическую эффективность капиталовложений. Поэтому необходимо учесть, что по международным стандартам в зависимости от показателя рентабельности социально-экономической системы виды экономической деятельности можно разделить на пять групп:

А – очень высокая рентабельность, превышающая нормативное значение в четыре раза и более;

B – рентабельность выше среднего, превышает норматив в два раза и более;

C – нормативный уровень рентабельности 10–12%;

D – рентабельность ниже нормативного уровня в два раза;

E – очень низкая рентабельность, ниже нормативного уровня более чем в два раза [1].

Такое деление позволит группировать виды экономической деятельности по показателю инвестиционной привлекательности.

Перед разделением классов видов экономической деятельности на группы по признаку уровня рентабельности (убыточности) необходимо предварительно отсортировать имеющиеся данные для наглядного представления информации.

Полученные группы видов экономической деятельности отражают их привлекательность для инвестиций. В Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности выделено 60 классов.

В Амурской области экономическая деятельность осуществляется в видах, которые относятся к 49 классам. Соответственно современный экономический потенциал региона и объективные обстоятельства позволяют задействовать только 81,7% классов видов экономической деятельности. При этом, как показал анализ их привлекательности, они также являются неоднородными по своей структуре. Выделенные группы отражают потенциал инвестиционной привлекательности Амурской области и будут влиять на его величину.

Теоретически, исходя из сущности потенциала инвестиционной привлекательности, можно предположить, что его максимальная величина на уровне региона может быть равна инвестиционному потенциалу. При этом объектом капиталовложений могут стать все имеющиеся сферы и объекты инвестиций, что достигается за счет низких рисков и высокой отдачи дохода на единицу инвестиционных затрат. Однако такое положение фактически не достигаемо в виду особенностей социально-экономических систем как объекта управления.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241