Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»5 / 2009

Инновации в предпринимательских структурах как фактор конкурентоспособности экономики

Каюченко Алексей Владимирович, Аспирант Института Экономики РАН (сектор политики цен, центра финансовых и банковских исследований), Россия

Innovations in business structures as a factor in the competitiveness of the economy - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 22

Аннотация:
Современные экономические тенденции приводят к усложнению и росту количества экономических связей, в результате, условия для успешной конкуренции становятся более жесткими. По мнению автора, выработка наиболее эффективных путей и способов создания здоровой конкурентной среды связана, в первую очередь, с внутренним инновационным развитием субъектов конкуренции, а также с переносом акцента на развитие конкуренции на уровне предприятий и предпринимательских структур.
Цитировать публикацию:
Каюченко А.В. Инновации в предпринимательских структурах как фактор конкурентоспособности экономики // Российское предпринимательство. – 2009. – Том 10. – № 5. – С. 71-76.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Интеграционные процессы в мире происходят на фоне ужесточающегося всеобщего соперничества, усиления конкуренции. Этот процесс идет на уровне товаров, фирм, стран и их объединений.

Особенностью конкуренции является ее сложная системная организация. Однако в конечном итоге вся конкурентная система и каждый ее элемент могут быть разложены до отдельного субъекта. Он представляет собой минимальную единицу, формирующую конкурентные системы.

В зависимости от уровня исследования обычно выделяют три типа субъектов: товар, предпринимательская структура, а также отдельная отрасль, экономика или государство.

Вне зависимости от типа субъекта, его конкурентоспособность как относительная величина может быть рассмотрена с двух сторон:

– как внутренняя конкурентоспособность, характеризующая сам объект: то, насколько он конкурентоспособен по отношению к средней или абстрактной величине;

– как внешняя конкурентоспособность – характеристика того, насколько остальные объекты рассматриваемой конкурентной системы конкурентоспособны по отношению к рассматриваемому объекту.

Изменение этих факторов также влияет на уровень конкурентоспособности объекта и обуславливает уровень конкуренции в системе. Внутренний аспект конкурентоспособности связан с улучшением собственных преимуществ объекта, а внешний – с изменением преимуществ конкурентов. В реальной жизни, конечно же, преобладает смешанная динамика, когда изменению подвергаются одновременно оба фактора.

Укрепление преимуществ

В последнее время по мере развертывания процессов глобализации границы между конкурентными кластерами стираются. Усиливается пространственная, геополитическая, информационная, экономическая интеграция. Барьеры между отдельными обособленными системами размываются, становятся менее четкими и начинают носить условный характер [1].

Ввиду данной тенденции возрастает роль внутренней конкурентоспособности в противовес внешней. По мере того как в процессе интеграции системы становятся более крупными и глобальными, воздействие на внешнюю составляющую конкурентоспособности для улучшения конкурентных позиций оказывается всё более дорогостоящим «удовольствием».

Любое изменение (внутренних) конкурентных преимуществ возможно благодаря обновлениям и позитивным преобразованиям самого объекта конкуренции: совершенствование продукта, повышение эффективности работы компании, улучшение системы распределения национального богатства и т.п. Таким образом, развитие конкурентных преимуществ связано с обновлением и позитивными преобразованиями, то есть с инновациями в различных областях.

Инновации как осмысленный процесс (равно как и другая экономическая и интеллектуальная деятельность) позволяют увеличить вероятность положительных изменений и приблизить их наступление, задавая последовательность и позволяя управлять развитием объекта и его конкурентоспособностью.

Путь укрепления (приобретения) конкурентных преимуществ за счет инноваций ведет к усилению конкуренции и повышению эффективности. Путь снижения внешнего конкурентного давления ведет к ослаблению конкуренции в системе, торможению развития или даже регрессии [2].

Исходя из этого, развитие конкуренции за счет управления инновациями в области конкурентных преимуществ гораздо более эффективно позволяет создать здоровые конкурентные условия в системе, чем ограничительные действия по отношению самым конкурентоспособным объектам.

Инновационное воздействие на конкурентоспособность

Воздействуя на внешнюю составляющую конкуренции, предел достигается там, где у всех конкурентный уровень равен минимальному уровню конкурентоспособности. Это уровень, соответствующий самому неконкурентоспособному объекту, абстрактному нулю.

С другой стороны, предела для роста конкуренции путем повышения внутренних преимуществ отдельно взятых объектов не существует, максимального уровня инноваций, и развития конкурентных преимуществ не существует (всегда что-то можно улучшить).

С точки зрения повышения конкурентоспособности существует несколько путей инновационного воздействия:

– воздействие на конкурентоспособность товаров, то есть на технологии и качество;

– с помощью реформ, социальной, культурной и экономической инженерии изменение конкурентоспособности на макроуровне, что ведет к развитию преимущества государства и экономики в целом;

– воздействие на экономическую конкурентоспособность и повышение конкуренции на уровне предприятий (мезоуровне) [3].

В аналитической таблице сопоставлены процессы инновационного повышения конкурентных преимуществ на различных уровнях конкуренции по 5-и ключевым параметрам.

Таблица

Эмпирическая оценка инновационного процесса на различных уровнях конкуренции

Микроуровень

Мезоуровень

Макроуровень

1. Скорость внедрения инновации

Мгновенные или быстрые изменения, в зависимости от рынка

Средняя или высокая скорость внедрения в зависимости от отрасли

Медленное обновление, инновации трудно поддаются внедрению

2. Сложность распространения и легкость воспроизведения

Инновации легко или очень легко копируются

Копируются не очень просто, зачастую требуется много времени и ресурсов для точного воспроизведения

Трудно воспроизводятся (копируются) в силу социокультурных, географических и исторических различий

3. Доступность информации для инноваций

Защищены патентами или авторскими правами, держатся в секрете, информация в открытом доступе отсутствует

Информация редко защищена, обычно может быть получена вместе с работниками компаний, передовой опыт в свободном доступе

Информация и статистика в открытом доступе, учебниках, исторических материалах и архивах

4. Возможность оценки эффекта от инноваций

Можно легко и точно оценить эффект

Можно достаточно точно спрогнозировать эффект и оценить результаты

Трудно спрогнозировать конечный итог преобразований

5. Срок наступления позитивных изменений

1 день – 1 месяц

(в среднем; иногда до 1 года)

1 месяц – 1 год

(в среднем; иногда до нескольких лет)

1 год – десятилетия

(в среднем; иногда до столетий)

Мезоуровень

Именно воздействие на конкуренцию на мезоуровне оказывается наиболее эффективным способом повышения конкурентоспособности экономики. Данный подход имеет ряд преимуществ:

– средняя скорость инноваций позволяет одновременно оперативно реагировать на изменения, а так же создать задел конкурентных преимуществ;

– трудность копирования конкурентами средняя: проведение инновации не так легко как на микроуровне, но и не так тяжело как на макроуровне;

– эффект от инноваций наступает относительно быстро и длится достаточно долго;

– объективные обстоятельства (условия игры) не успевают так резко поменяться, как на микроуровне, что позволяет оценить и спрогнозировать эффект, реализации программных мер или выбранной стратегии;

– передовые методы и информация, необходимая для инноваций, находится в относительно свободном доступе в виде business-case или опыта профессионалов (head-hunt).

Для усиления конкуренции можно улучшать конкурентные позиции, а можно развивать конкурентные преимущества. В ситуации усложнения экономических связей, роста их количества и разнообразия, развитие конкурентных преимуществ становится наиболее эффективным способом. Оно связано с обновлением и позитивными преобразованиями, то есть с инновациями в различных областях.

Инновационное развитие на уровне предприятий и отдельных предпринимательских структур является наиболее эффективным путем обеспечения конкурентоспособности, сохранения существующих и выработки новых конкурентных преимуществ.

es.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241