Формирование конфигураций электроэнергетики США, стран Скандинавии и России в ходе реформ: сравнительный анализ на предмет социальной эффективности ценообразования

Камашев А.С.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 5-1 (134), Май 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Камашев А.С. Формирование конфигураций электроэнергетики США, стран Скандинавии и России в ходе реформ: сравнительный анализ на предмет социальной эффективности ценообразования // Российское предпринимательство. – 2009. – Том 10. – № 5. – С. 78-82.

Аннотация:
Автор анализирует особенности ценообразования в электроэнергетике зарубежных стран на примере США и стран Скандинавии. Ценообразование в отрасли в данных странах сравнивается с российским с позиции его социальной эффективности. Как избежать негативных последствий, с которыми столкнулись зарубежные страны в процессе реформирования электроэнергетики? Как найти собственный оптимальный вариант? Читайте об этом в статье.

Ключевые слова: ценообразование, США, Россия, электроэнергетика, реформы, социальная эффективность, скандинавия



Процесс формирования цены на товары и услуги – ценообразование – важнейший элемент в экономической системе, характеризующий принципы и механизм формирования цен. В таком аспекте социальная эффективность ценообразования – это способность механизма ценообразования обеспечивать наиболее эффективное с точки зрения общественного благосостояния формирование цен на товары и услуги.

Страны Скандинавии за годы реформ сформировали к настоящему моменту наиболее либеральную и социально эффективную конфигурацию электроэнергетики. Сбалансированность ценовых параметров как спроса, так и предложения определяет эффективность механизмов ценообразования на данном рынке.

В Скандинавии существенную часть рынка электроэнергии занимают двусторонние контракты, позволяющие поставщикам устанавливать спекулятивные цены. Несмотря на это, рынок электроэнергии в этих странах можно считать конкурентным, так как масштабы действующего оптового рынка (Nord Pool) ограничивают поставщиков, работающих на рынке двухсторонних контрактов в установлении завышенных цен [2].

Однако несмотря на это, скандинавская модель подвержена колебаниям, свойственным финансовым рынкам. Для электроэнергетического сектора это является недопустимым. Любые существенные, не связанные с системными факторами колебания цен на рынке электроэнергии крайне нежелательны с точки зрения социальной эффективности ценообразования.

Социально эффективный рынок электроэнергии в Скандинавии

Реализация концепции формирования конкурентного социально эффективного рынка электроэнергии требует от стран Скандинавии принятия ряда мер. Они должны быть направлены на обеспечение возможности стабильного и устойчивого функционирования оптового рынка, расширение его границ и привлечение в него большего числа участников.

Среди таких мер можно выделить:

– меры институционального характера в отношении правил функционирования рынка Nord Pool, направленных на недопущение резких колебаний цен на электроэнергию;

– меры системного характера, направленные на формирование сбалансированного набора генерирующих и распределительных мощностей, способных обеспечивать потребности в электроэнергии, не допуская дефицита и необоснованного повышения цен.

Принятие подобных мер уже в ближайшей перспективе может вывести страны Скандинавии на лидирующие позиции в сфере формирования социально эффективного рынка электроэнергии. Это в конечном итоге может быть примером для многих стран, еще только начинающих проведение комплекса реформ в электроэнергетической сфере.

Отмена всех ограничений на стоимость электричества в США

Перейдем к анализу ситуации в США. Штаты не обладают единым сбалансированным рынком электроэнергии, способным обеспечить сочетание рыночных принципов и социальной справедливости ценообразования.

Оптовый рынок, имеющий определяющее значение в формировании рыночных принципов ценообразования в электроэнергетике и обеспечении социально эффективного снабжения энергодефицитных районов, охватывает только часть территории США. Вследствие этого во множестве штатов торговля осуществляется только посредством заключения двухсторонних договоров [1].

Также в США по причине преобладания частной собственности на имеющие системообразующее значение передающие активы осложнен процесс реализации механизмов по обеспечению недискриминационного доступа к сетям передачи электроэнергии [1]. Данный факт существенно сказывается на возможностях формирования социально эффективного единого конкурентного рынка электроэнергии.

Пример США показывает, что отмена всех ограничений на стоимость электричества зачастую не оправдывает себя. Свои рынки электроэнергии для населения дерегулировали около 20 штатов. Все они сохранили контроль над линиями электропередачи, но сняли ограничения на конкуренцию между электростанциями и продавцами электроэнергии. Однако создать полноценный конкурентный рынок в США пока не удалось [4]. Из-за финансовых проблем количество участников рынка невелико, что не позволило снизить стоимость электричества.

К настоящему моменту в ходе реформ проводимых в электроэнергетике США можно констатировать усилившуюся дифференциацию штатов по уровню цен на электричество. Основным фактором такого развития событий стало неравномерное проведение реформ в разных регионах страны.

Достижение цели формирования в США социально эффективного и в то же время конкурентного рынка электроэнергии определяет необходимость пересмотра принципов реформирования. Такой пересмотр должен быть направлен на сближение штатов по степени либерализованности рынка электроэнергии. Эти изменения должны обеспечить расширение границ оптового рынка, а как следствие и возможность перехода к максимально рыночному и в то же время социально эффективному ценообразованию.

Российские реформы

В России реформирование электроэнергетики началось в момент, когда в ряде развитых стран уже были произведены преобразования. Поэтому можно говорить о том, что наша страна получила возможность использования накопленного другими государствами опыта в проведении преобразований в электроэнергетической отрасли.

Уже в настоящее время можно говорить о том, что в России выстраивается конфигурация электроэнергетики, основанная на внедрении рыночных принципов функционирования с сохранением государственного контроля над системообразующими инфраструктурными объектами (сети передачи электроэнергии, гидрогенерирующие активы) [5].

Возможность реализации социально эффективных рыночных принципов ценообразования в России во многом будет зависеть от выбора модели функционирования формирующегося оптового рынка электроэнергии. В этом контексте особое значение приобретает изучение мирового опыта построения таких рынков.

На примере проведенного анализа, более привлекательной выглядит модель рынка, действующая в странах Скандинавии. В связи с этим, судя по опыту стран Скандинавии, перед Россией, в случае если она будет придерживаться выбранной модели реформирования, открываются достаточно благоприятные перспективы в области построения новой модели функционирования электроэнергетической отрасли, основанной на социально эффективных рыночных принципах ценообразования.

В то же время обязательно следует учитывать те негативные моменты, с которыми столкнулись страны Скандинавии в процессе реформирования. Их предотвращение в условиях еще не законченных преобразований в электроэнергетике России крайне необходимо.

Для предотвращения превращения рынка электроэнергии в России в рынок финансовых инструментов, так же как отмечалось на примере стран Скандинавии, можно выделить два вида мер: меры системного характера и меры институционального характера.

Среди мер системного характера для России, в условиях еще не законченного процесса реформирования, можно выделить следующие:

– формирование сбалансированной структуры генерирующих мощностей;

– создание резерва мощностей, способных закрыть вероятный дефицит электроэнергии.

К мерам институционального характера, применимым к условиям России, можно отнести следующие:

– регулирование доступа игроков на оптовый рынок электроэнергии, направленное на недопущение роста количества спекулятивных игроков на рынке;

– создание жестких условий торговли электроэнергией, направленных на предотвращение финансовых спекуляций, в том числе ограничение возможности перепродажи электроэнергии среди участников оптового рынка.

При условии реализации подобных мер перед Россией открываются широкие возможности по формированию сбалансированного рынка электроэнергии, основанного на социально эффективных рыночных принципах ценообразования и не подверженного спекулятивным колебаниям.


Страница обновлена: 22.01.2024 в 20:29:38