Условия формирования модели управления бюджетными ресурсами региона в контексте социально-экономических преобразований

Ануфриев С.С.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 5-1 (134), Май 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Ануфриев С.С. Условия формирования модели управления бюджетными ресурсами региона в контексте социально-экономических преобразований // Российское предпринимательство. – 2009. – Том 10. – № 5. – С. 154-158.

Аннотация:
Рассматривая вопросы, связанные с формированием качественно новой модели управления региональными бюджетными ресурсами, автор предлагает осуществить реструктуризацию бюджетных учреждений с выделением отраслевых централизованных автономных государственных некоммерческих организаций, коммерческих предприятий и предприятий социального назначения.

Ключевые слова: бюджетирование, бюджетная политика, бюджетные учреждения, межбюджетные отношения, ориентированное на результат

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Процессы глобализации экономических отношений, мировые финансовые потрясения последних лет требуют уделять все большее внимание вопросам укрепления национальной бюджетной системы и поиску резервов повышения ее эффективности. Государству необходимо иметь четкую стратегию развития, обеспечивающую активную роль субъектов федерации в реализации приоритетных направлений развития страны.

Переход от директивного распределения финансовых ресурсов к более свободным формам межбюджетных отношений — процесс достаточно длительный и ответственный для всех заинтересованных сторон. Необходимо создать эффективную систему управления движением финансовых средств и обеспечить контроль над их целевым использованием. С этой точки зрения развитие современных межбюджетных отношений имеет два весьма важных аспекта:

‑ взаимоотношения региона с федеральным центром;

‑ учет региональной специфики формирования бюджетных отношений на уровне муниципальных образований.

Отсюда необходимость формирования качественно новой модели взаимодействия федерального центра и регионов с учетом сложившихся диспропорций в развитии территорий. Следует обратить внимание на возможность применения программно-целевых методов при выборе объектов инвестирования в процессе использования средств регионального и местного бюджетов, основанных на принципах среднесрочного планирования.

Одним из таких методов может стать бюджетирование, ориентированное на результат, центральным инструментом которого должен стать процесс реструктуризации бюджетного сектора в целях создания благоприятных условий для привлечения дополнительных финансовых ресурсов из внебюджетных источников.

Реструктуризация бюджетного сектора в регионе

В модели бюджетирования программирование как процесс разработки и реализации комплекса мероприятий, взаимоувязанных по ресурсам, срокам, исполнителям, выступает инструментом перераспределения бюджетных ресурсов в рамках среднесрочного планирования бюджета в отношении учреждений бюджетного сектора по отраслям деятельности (образование, здравоохранение, культура, спорт). Тем самым дальнейшая судьба учреждений бюджетной сферы напрямую должна зависеть от индивидуальной заинтересованности самих учреждений в получении бюджетных и внебюджетных финансовых ресурсов (посредством разработки и реализации среднесрочных программ развития организации, осуществления проектной деятельности), а также ориентиров, обозначенных стратегией регионального развития. Важно отметить, что принципы среднесрочного программирования в рамках реализации системы бюджетирования, ориентированного на результат, могут применяться в так называемых «пилотных» учреждениях с целью анализа результатов и их постепенного применения на практике.

Проведение полной реструктуризации бюджетного сектора в регионе согласно прямому назначению закрепленного за учреждениями имущества (коммерческому или социальному) в процессе реализации задач социально-экономической политики должно обеспечивать следующие направления деятельности:

— разделение бюджетных учреждений на коммерческие и предприятия социального назначения;

— отчуждение нерентабельного имущества учреждений и перепрофилирование имущества бюджетных учреждений коммерческого назначения;

— учреждение органами власти отраслевых централизованных автономных государственных некоммерческих организаций;

— автономизация в регионе финансовых ресурсов бюджетных учреждений социального назначения посредством применения принципов среднесрочного программирования деятельности, а так же участия на конкурсной основе в разработке и реализации отраслевых проектов и программ, финансируемых за счет автономных некоммерческих организаций;

— закрепление в полном объёме на постоянной основе средств, получаемых бюджетными учреждениями от дополнительных платных услуг, и обеспечение свободного распоряжения данными ресурсами.

Разделение на бюджетные учреждения и внебюджетные организации

Суть реструктуризации бюджетного сектора заключается в таком распределении расходов, при котором социальный эффект от затраченных средств был бы максимальным для потребителей социальных услуг – населения региона.

В качестве средства решения поставленной задачи допустимо применение следующих принципов: оптимизация сети бюджетных учреждений, их реорганизация, внедрение новых форм и методов финансирования, ориентированных на результат.

Исходя из предлагаемой модели, целесообразно распределить существующие бюджетные учреждения по двум секторам:

1) бюджетные учреждения, выполняющие функции некоммерческого характера и финансируемые из бюджета на основании среднесрочных программ развития (бюджетные учреждения социального назначения);

2) внебюджетные организации, к которым относятся:

— самостоятельные в своей экономической деятельности отраслевые специализированные автономные государственные «некоммерческие организации» (АГНО), финансирование которых осуществляется за счет единовременных или постоянных отчислений из регионального бюджета, «пожертвований», а также за счёт собственных средств, полученных в результате осуществления предпринимательской или проектной деятельности;

— коммерческие организации, находящиеся в государственной собственности (ГУПы, ОАО и пр.);

— другие субъекты экономической деятельности, оказывающие услуги, которые полностью или частично оплачиваются бюджетом (иные подрядчики услуг – некоммерческие организации и их филиалы).

Отказ от практики «снятия сливок»

Важнейшей проблемой формирования модели управления бюджетными ресурсами на региональном уровне остается человеческий фактор. Речь не идет только о кадровой составляющей. Сам масштаб экономических преобразований требует соответствующего уровня профессионализма на всех уровнях принятия решений. Важно не только принятие профессионально грамотного решения, но и умение брать ответственность на себя, не подменяя при этом понятие самостоятельности самовольством в распоряжении бюджетными средствами. Бюджетная политика не может основываться на психологии «временщиков». Именно отказ от практики «снятия сливок», когда важно лишь получить бюджетные деньги любой ценой и перераспределить их с точки зрения «целесообразности», является весомым психологическим фактором при формировании нового качества бюджетов регионов.

В этой связи достаточно важным направлением следует считать проведение экспертизы региональных нормативно-правовых актов на предмет коррупционной составляющей содержащихся в них положений. Подобная практика уже существует, и ее применение уже отражается в определенных положительных результатах. Так, одной из первых в стране подобными полномочиями была наделена Контрольно-счетная палата Республики Коми.

Важнейшим направлением поступательного развития страны должна стать выработка модели бюджетного регулирования с учетом федеративного устройства и региональной специфики отечественной экономической системы. Это требует как практического решения, так и более широких теоретических исследований проблем целевого управления региональными финансами и повышения эффективности бюджетного процесса в целом.


Страница обновлена: 22.01.2024 в 20:07:50