Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»6 / 2009

Конкурентные силы и факторы конкурентного преимущества на рынке нефтепродуктов

Лисак Григорий Григорьевич, Аспирант экономического факультета Ставропольского государственного аграрного университета, Россия

Торопцев Евгений Львович, Зав. кафедрой «Информационные системы в экономике» Ставропольского государственного университета, д-р экон. наук, профессор, Россия

Competitive forces and competitive advantage in the market of oil products - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 54

Аннотация:
Статья посвящена вопросам исследования ценовой динамики и особенностей экономической конъюнктуры на рынке нефтепродуктов. Автором предложен вариант научного объяснения одинаковости цен на моторное топливо и фактов их синхронного повышения, отличный от известного мнения ФАС.

JEL-классификация:

Цитировать публикацию:
Лисак Г.Г., Торопцев Е.Л. Конкурентные силы и факторы конкурентного преимущества на рынке нефтепродуктов // Российское предпринимательство. – 2009. – Том 10. – № 6. – С. 74-79.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Известно, что во множестве защищаемых диссертаций и публикуемых научных статей при рассмотрении взаимодействия совокупности конкурентных сил и факторов конкурентного преимущества на заявленном в названии рынке доминируют положения классической экономической теории, относя к числу важнейших факторов цену товара. На наш взгляд это не совсем верно.

На рынке нефтепродуктов практика ценового преимущества не работает – нефтяные компании, по официальной версии, прибегают к согласованным действиям в ценовой политике. При этом актуализируются усилия Федеральной антимонопольной службы (ФАС).

К факту, что разные продавцы держат очень близкие цены можно относиться по-разному. Скорее всего, одинаковые цены являются признаком конкуренции, а не монопольного сговора. В самом деле, продающееся на рядом расположенных заправках топливо не может сильно различаться по цене. Так не бывает. Владельцам АЗС не нужно специально договариваться о сближении цен – на это существует рынок. Он и выравнивает цены. На предпринимателе, который этого не понимает, рынок поставит крест. То, что оптовые поставщики повышают цены одновременно – это тоже еще не свидетельство сговора, так как на их действия оказывают влияние одни и те же факторы, среди которых инфляция, сезонность, изменение акцизов, удорожание транспорта и т.д. Шаблонно обвинять предпринимателей в ценовом сговоре, на наш взгляд, не вполне корректно. На то нужны специальные основания и доказательства. Таким образом, нами предложен вариант научного объяснения одинаковости цен на моторное топливо и фактов их синхронного повышения, отличный от известного мнения ФАС.

Влияние государственной политики на рынок нефтепродуктов

Очевидно, что ценовая динамика на рынке нефтепродуктов определяется экономическим циклом воспроизводства и растущей потребностью в высококачественном моторном топливе. Впрочем, следует отметить и то, что на формирование экономической конъюнктуры влияют также такие внутренние факторы, как высокая степень изношенности основных производственных фондов отрасли (отдача от них перешагнула нижний допустимый предел) и огромной долей прибыли, изымаемой в государственный бюджет. Это препятствует работе экономического механизма среднесрочного цикла, связанного с процессами возмещения основного капитала.

Известно, что возмещение основного капитала за счет амортизации почти во всех случаях связано с модернизацией техники, которая представляет текущую ступень научно-технического прогресса и развития производительных сил. Характер этого движения в исследуемой отрасли, условия ведения предпринимательской деятельности в ней в значительной мере определяются финансовыми изъятиями государства для латания дыр в социальной сфере, датирования ряда регионов и т.п.

Нам известен один способ удовлетворения потребности в моторном масле и топливе – это уверенная, надежная и «бесконечная» работа двигателя. На рынке нефтепродуктов конкуренцию наиболее целесообразно, на наш взгляд, связывать с определением типа отраслевого рынка и со степенью близости к федеральным властным структурам, что обеспечивают нефтяным компаниям конкурентные преимущества. Следовательно. важнейшим для рынка нефтепродуктов фактором, определяющим конкуренцию и управляющим ею, является государственная политика.

По данным официальных источников лидирует дизельное топливо

Отечественный рынок нефтепродуктов – это рынок продавца с несовершенной конкуренцией, на регулирование цен которого государство оказывает весьма слабое влияние. Товары на данном рынке хорошо взаимозаменяемы вследствие своей однородности. Бензин и моторное масло обладают конкурентными преимуществами или недостатками только по сравнению с другими аналогичными товарами, предлагаемыми на рынке нефтепродуктов. Если такой альтернативы нет, то бензин, в отличие от масла, все равно будет куплен, даже на невзрачной и «подозрительной» заправке. В целом же при приобретении нефтепродуктов потребителю важны не они сами по себе, а степень комфортности условий работы двигателя внутреннего сгорания автомобиля. При этом надпись на канистре с маслом «Hergestellt in Deutschland» для потребителя эквивалентна надписи «Высокое качество».

В свете сказанного в будущем аналитиками известной компании по исследованию рынков РосБизнесКонсалтинг (РБК) прогнозируется рост производства моторных топлив, соответствующих более высоким экологическим стандартам, при этом в период до 2015 года ожидается опережающий рост потребления дизельного топлива по сравнению с автомобильным бензином. В структуре продукции, выпускаемой российскими НПЗ [1], наибольший удельный вес имеет дизельное топливо – более 31%. Именно производство дизельного топлива в течение 2001-2008 гг. развивалось наиболее динамично – почти на 30%. При этом объемы выпуска автомобильного бензина все еще недостаточно велики (в пределах 15-17%). Но темпы роста выглядят довольно впечатляюще – на 28% за 2001-2008 гг.

Как отмечается в исследовании компании РБК «Нефтеперерабатывающая отрасль России и рынок нефтепродуктов», за январь-декабрь 2007 года было выработано автомобильных бензинов на 725,9 тыс. тонн больше, чем за соответствующий период 2006 года или 102,1%, в том числе А-76(80) – 9016 тыс. тонн или 25,7% от общей выработки, АИ-92 и выше – 26005 тыс. тонн или 74,3%. За 12 месяцев 2007 года дизельного топлива было выработано на 2 088,8 тыс. тонн больше, чем за соответствующий период 2006 года или 103,3%, в том числе с содержанием серы до 0,05% - 22,2%, с содержанием серы от 0,05% до 0,2% – 72,8%, с содержанием серы 0,5% и выше – 5,0%.

За январь-декабрь 2007 года было выработано топочного мазута на 3114,1 тыс. тонн больше, чем за соответствующий период прошлого года или 105,3% [1].

То, на что следует обращать внимание аналитикам

Оценивая определенную информативность таких обзоров, сделаем следующие замечания.

Во-первых, нередко в официальных данных используется только часть показателей, отражающих экономическую конъюнктуру. Значительное число таких показателей вынуждает исследователей всегда ограничивать их круг. Следовательно, и анализ будет не всесторонним. Неучтенные показатели могут значимо характеризовать экономическую конъюнктуру и ее динамику, но исследователь об этом знать не будет. В результате неполноты анализа растет риск принятия неправильного предпринимательского решения. Так, например, из приведенных данных не следует вывод о том, что в ближайшее время в нефтеперерабатывающей отрасли России может наступить кризис.

Во-вторых, при исследовании экономической конъюнктуры нужно стараться не просто давать динамику изменения ее показателей по принципу «было…, стало…», но и установить взаимосвязи между показателями, а также определяющие их факторы. Например, интересно было бы определить точку слома тренда [2] зависимости «производство нефтепродуктов – степень изношенности перерабатывающего оборудования». В создавшихся в российской нефтепереработке условиях длительное наращивание объемов производства нефтепродуктов невозможно без инвестирования в основной капитал. Тем более, что после 2010 г. в структуре потребления моторного топлива непременно увеличится спрос на высококачественные сорта топлива, соответствующие стандартам ЕВРО-4 и ЕВРО-5.

В-третьих, использование относительных величин, выраженных в процентах, в качестве показателей состояния и динамики экономической конъюнктуры (а это применяется сплошь и рядом) может дать искаженное представление о них. Например, отношение какого-либо показателя к его значению в предыдущем интервале времени () может меняться, да еще и по нелинейному закону, тогда как сам показатель будет иметь совершенно стабильную динамику.

Ранжирование исследуемых факторов по степени их влияния на рынок нефтепродуктов привело нас к следующим результатам:

1) соперничество ВИНКов [3] между собой за долю рынка;

2) влияние государства на рынок нефтепродуктов;

3) способность крупных поставщиков нефтепродуктов «договариваться».

Прочие факторы, на наш взгляд, не имеют существенного значения для исследуемого рынка.



[1] НПЗ — сокращение от «нефтеперерабатывающий завод» — прим. ред.

[2] Тренд — направленность изменения экономических показателей, определяемая путем обработки отчетных, статистических данных и установления на этой основе тенденций экономического роста или спада — прим. ред.

[3] ВИНК — сокращение от «вертикально-интегрированная нефтяная компания» — прим. ред.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241