Экономическая безопасность в монетарной сфере

Алтунян А.Г.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 6-1 (136), Июнь 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Алтунян А.Г. Экономическая безопасность в монетарной сфере // Российское предпринимательство. – 2009. – Том 10. – № 6. – С. 4-9.

Аннотация:
В статье анализируется влияние денежно-кредитной и валютной политик на экономическую безопасность. Автор делает вывод, что жесткая монетарная политика блокирует кредитование экономики и ее развитие. В качестве мер по поддержанию реальной экономики предлагаются снижение ставки рефинансирования и поддержание устойчивости национальной валюты.

Ключевые слова: антиинфляционная политика, монетизация, валютная политика, ставка рефинансирования, денежно-кредитная политика, конвертируемость рубля, отток капитала



В условиях обострившегося кризиса и особой значимости финансовой сферы в структуре макроэкономической системы возникает необходимость анализа состояния монетарной сферы в обеспечении экономической безопасности.

Значение монетарной сферы для обеспечения экономической безопасности заключается в том, что она влияет на реальную покупательную способность национальной денежной единицы и на стабильность денежного обращения, обеспечивающую нормальные условия воспроизводственного процесса.

В России за годы благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры и подъема финансовый механизм не был настроен на ускоренное решение экономических проблем, что подтвердили события мирового финансового кризиса. Экономический рост и подавление инфляции любой ценой не могло быть самоцелью.

До мирового экономического кризиса доминировала консервативная монетарная политика, проявляющаяся в стерилизации денежной массы в золотовалютных резервах и в финансовых фондах. Российская экономика всегда была в условиях острого дефицита денег, который, по мнению денежных властей, являлся основным средством антиинфляционной политики.

Монетарная политика

Низкий уровень монетизации экономики, который на начало 2009 г. составил 32,8% [1], не позволял обеспечить условия простого воспроизводства и дестабилизировал денежное обращение. Вследствие ограничения прироста денежной массы и высоких процентных ставок на внутреннем рынке корпоративный сектор вынужден был обратиться за внешним финансированием. В результате размер корпоративного внешнего долга на 1 октября 2008 г. достиг 540,5 млрд долл. [2].

Антиинфляционный характер монетарной политики, проявляющийся в ограничении денежной массы, блокировал расширение кредитных ресурсов. Сегодня необходимо развивать внутренний рынок и внутренний спрос. Без расширения кредита и доверия населения к национальной валюте нельзя добиться роста конкурентоспособности экономики и вывода ее из кризиса.

Важно было формировать условия устойчивого развития, обеспечиваемого качественными изменениями в экономике, а не стремиться к краткосрочным количественным показателям роста в ущерб долгосрочным интересам. Переход к устойчивому росту, как основному условию соблюдения национальных интересов и достижения экономической безопасности, требует проведения адекватной монетарной политики.

Нашей экономике близок вариант не финансовой стабилизации, а производственной, исходящей из непосредственной ориентации на подъем производства и структурную перестройку экономики. Экономический рост в таком случае выступает с самого начала как составная часть макроэкономической стабилизации, в то время как при финансовой стабилизации он выступает в роли ее производной. Проводимая же у нас жесткая денежно-кредитная политика, направленная на борьбу с инфляцией, не содействует условиям расширенного воспроизводства. В арсенале денежно-кредитного регулирования не работают такие инструменты, как ссудный процент и рефинансирование. Высокие процентные ставки, обусловленные завышенной ценой денег, ведут к повышению цены кредита, который, в свою очередь, с помощью ценового механизма перекладывается на потребление и стимулирует инфляцию.

Следует предпринять комплекс мер по структурной перестройке экономики и совершенствованию монетарной политики с учетом национальных интересов в целях обеспечения экономической безопасности.

В области денежно-кредитной политики необходима направленность на экономическую стабилизацию, оздоровление финансов предприятий. Блокирование кредитования реальной экономики рестрикционной денежно-кредитной политикой парализует развитие экономики. Основной целью денежно-кредитного регулирования должно стать повышение кредитоспособности реального сектора экономики, использование кредитной эмиссии для финансовой стабилизации.

Проводимая монетарная политика была подчинена цели стабилизации финансового сектора без учета динамики развития реального сектора экономики, в отрыве от реальных экономических и социальных процессов в стране, что, безусловно, не могло не отразиться на состоянии всей экономики.

Ставка рефинансирования

Важнейшим инструментом экономической политики должна стать ставка рефинансирования. Система рефинансирования должна быть модифицирована, с доведением процентной ставки до уровня, не превышающего среднюю норму рентабельности производственной сферы. Иначе ЦБ блокирует развитие все банковской системы, ограничивая спрос на деньги краткосрочными спекулятивными операциями.

Завышение процентной ставки и ее рост в период кризиса с 1 декабря 2008 г. до 13% [1] [3] привел к росту транзакционных издержек, падению конкурентоспособности отечественного производства.

В области валютной политики поддержание стабильного курса рубля выступает в качестве долгосрочного фактора конкурентоспособности. Без него переход к модели инвестиционно ориентированного роста будет затруднителен.

Введение конвертируемости рубля должно стать не самоцелью, а инструментом достижения стабилизации и осуществления структурной перестройки экономики. Хотя придание национальной валюте статуса региональной и конвертируемой валюты – это необходимая предпосылка и действенный стимулятор интегрирования внутренней экономики в мировую.

Изначально снятие ограничения по капитальным операциям стимулировало приток капиталов в Россию и способствовало дальнейшему росту курса рубля. Но события мирового финансового кризиса показали, насколько уязвима наша финансовая система.

Снятие ограничений на движение капитала привело к притоку спекулятивного капитала в условиях благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры, а в условиях ухудшения отток капитала оказался больше чем приток. В итоге чистый отток капитала из России в 2008 г. составил 129,9 млрд долл., при этом банковский сектор страны вывез за рубеж 57,5 млрд долл., а остальной сектор 72,5 млрд долл. [4]. В целом свободное движение капитала привело к неустойчивости национальной экономики и коллапсу финансовой системы. В тех же странах, где контроль над валютными операциями был сохранен, девальвация национальной валюты протекала не с такими тяжелыми последствиями.

Антикризисные меры

Государственные антикризисные меры в виде финансовых вливаний в экономику в условиях девальвации оказались малоэффективны. Кредитная поддержка банков и предприятий в связи с оттоком денежных средств на валютный рынок сыграла против российской экономики и охладила пыл антикризисных мер государства. Отток ликвидности на валютный рынок привел к резкому сжатию рублевой денежной массы и к дефициту рублевых кредитов.

Поскольку система рублевого кредитования экономики даже и до кризисных событий слабо работала, после известных событий она полностью перешла на безденежную систему расчетов. Предприятиям катастрофически недостает текущей ликвидности, тогда как ведущие мировые страны в поддержку реального сектора экономики снижают процентные ставки по кредитам, а в России она растет.

На пути к полной конвертируемости рубля необходимо:

– увеличить долю российского экспорта в структуре мировой торговли;

– проводить расчеты за российский экспорт в национальной валюте;

– расширить сферу влияния рубля, сделав его региональной валютой на пространстве экономически и политически связанных государств;

– полномасштабно использовать внутренние инвестиции;

– создать развитую кредитную систему.

Таким образом, меры по преодолению кризиса в России должны быть согласованы с политикой долгосрочного развития, установленной Концепцией социально-экономического развития до 2020 г. [2] Если антикризисные меры не будут дополнены конкретными механизмами обеспечения устойчивости национальной валюты и долгосрочного кредитования предприятий реального сектора, то экономической депрессии с переходом в затяжную стагфляцию [3] не избежать.

[1] Заметим, что после повышения ставки рефинансирования с 1 декабря 2008 г. до 13% (указание ЦБ РФ от 28.11.2008 № 2135-У) дальнейшая тенденция изменения ставки была к ее уменьшению: с 24 апреля 2009 г. она была снижена до12,5% (указание ЦБ РФ от 23.04.2009 № 2222-У), с 14 мая 2009 г. — до 12% (указание ЦБ РФ от 13.05.2009 № 2230-У) — прим. ред.

[2] Речь идет о Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р — прим. ред.

[3] Стагфляция (от лат. stagno — делаю неподвижным и inflatio — вздутие) — сочетание стагнации и инфляции, то есть экономического кризиса с инфляцией. Речь идет о таком состоянии экономики, при котором происходят одновременно спад производства, рост цен и безработицы — прим. ред.


Страница обновлена: 22.01.2024 в 16:18:29