Методика анализа отклонения прибыли

Кутанин Ю.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 6-1 (136), Июнь 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Кутанин Ю.В. Методика анализа отклонения прибыли // Российское предпринимательство. – 2009. – Том 10. – № 6. – С. 42-49.

Аннотация:
Каждое предприятие ориентируется на максимизацию прибыли, которая достигается посредством эффективного планирования, а затем использования финансовых, материальных и людских ресурсов. В случае отклонения прибыли от ожидаемого значения предприятию необходимо проанализировать все причины, повлиявшие на ее снижение или увеличение. В предлагаемой вниманию читателей статье рассматривается методика, позволяющая оценить влияние различных факторов на общее отклонение прибыли.

Ключевые слова: прибыль, себестоимость

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



При анализе прибыли изучаются причины, вызывающие ее изменение, соответствующие факторы отражаются в отчете и позволяют принять корректирующие меры. Основными причинами отклонений являются:

— изменения в объеме продаж;

— изменения в ассортименте продаж;

— изменения в цене продукции;

— изменения в затратах на единицу продукции.

Анализ отклонений сегодня используется достаточно широко. Однако абсолютные величины отклонений имеют ограниченную смысловую нагрузку и зачастую не могут сравниваться друг с другом. Для того чтобы величины отклонений можно было сравнивать, необходимо выразить их в качестве стоимостной части одного общего отклонения. Анализ отклонения прибыли (АОП) с помощью математического метода изоляции и суммирования отклонений компонент, позволяет рассчитать стоимостную оценку причин отклонения прибыли. То есть, АОП показывает не просто абсолютное отклонение компоненты, а ее стоимостное значение, рассчитанное от общей суммы прибыли.

Анализ отклонения прибыли должен проводиться регулярно

АОП это в первую очередь инструмент анализа бизнеса. Анализ отклонения прибыли полезен для выявления возможностей и рисков компании, а также для принятия решений о повышении цен по отношению к росту затрат себестоимости продукта, при выборе альтернативных бизнес планов и т.д. АОП служит также инструментом коммуникации внутри компании. Финансовый отдел подготавливает АОП, чтобы объяснить отделу маркетинга и руководству компании основные факторы изменения бизнеса. В компании с хорошо отлаженными бизнес-процессами финансового отдела АОП должен проходить на регулярной основе, а результаты должны представляться в стандартизированном удобном для восприятия виде. Эффективно настроенная процедура анализа прибыли помогает определить основные факторы изменения бизнеса, имеющие отображение в отчете о прибылях и убытках. Итоговые результаты анализа должны непременно иметь комментарии по отклонениям. Комментарии должны быть выполнены ответственным и планировавшим это отклонение специалистом. АОП, как правило, проводится на месячной, квартальной и годовой основе. В зависимости от возможностей учетной системы компании АОП может проводится на различных уровнях консолидации: по артикулам – по сегментам – по брэндам – по всем продуктам в целом. Предметом АОП всегда выступают два сценария: текущий факт и факт прошлого года, факт и план, либо альтернативные планы.

Компоненты анализа

Основными компонентами АОП являются [4]:

1) объем продаж;

2) ассортимент продукции;

3) выручка (цена, торговые условия);

4) переменные издержки;

5) постоянные производственные издержки;

6) рекламные расходы;

7) управленческие и общехозяйственные расходы;

8) прочие издержки.

Первые четыре компоненты являются переменными, т.к. имеют прямую взаимосвязь с объемом реализованной продукции. Эти компоненты рассчитываются с помощью метода изоляции и взвешивания и в сумме своей объясняют отклонение маржинальной прибыли. В таблице 1 приведены пояснения этих компонент и интерпретация их эффекта на прибыль в АОП.

Таблица 1

Компонента
Отчет о прибылях и убытках
АОП
Объем продаж
Количество проданной продукции, (шт., кг).
Отклонение прибыли из-за изменения объема
Структура продаж
Строка в отчете о прибылях и убытках отсутствует
Отклонение прибыли вследствие изменения ассортимента
Выручка (нетто)
Доход за вычетом бонусов и скидок
Отклонение прибыли из-за изменения в бонусе и скидках
Переменные издержки
Сырье и материалы, оплата труда рабочих и транспортные расходы
Отклонение прибыли из-за изменения переменных издержек

Следующие 4 компоненты рассматриваются в рамках расчета АОП как абсолютные. Абсолютные компоненты зачастую являются фиксированными, так как в короткий промежуток времени остаются неизменными относительно объема. Абсолютные компоненты в отчете о прибылях и убытках в основном располагаются ниже маржинальной прибыли. Эффект этих компонент на прибыль рассчитывается через абсолютное отклонение.

Таблица 2

Компонента
Отчет о прибылях и убытках
АОП
Постоянные производственные издержки
Амортизация, фиксированная оплата труда, страхование и т.д.
Абсолютное изменение. Отклонение не вызвано изменением объема производства / продаж
Рекламные расходы
Реклама в СМИ, промо-0000акции в торговых точках и т.д.
Абсолютное изменение
Управленческие и общехозяйственные расходы
Административные расходы, расходы управленческих отделов, расходы НИОКР
Абсолютное изменение
Прочие издержки
Роялти, валютные риски, прочие доходы и расходы.
Абсолютное изменение

Методика определения отклонения маржинальной прибыли

В табл. 3 представлены компоненты и их обозначения для фактического и планового сценариев. Также дана интерпретация отклонений этих компонент в АОП.

Таблица 3

Факт прошлого года
Факт текущего года
АОП
Базовый объем V1
Новый объем V2
Эффект изменения объема / ассортимента Pv (VM)
Базовый переменный оборот VR1
Новый переменный оборот VR2
Эффект изменения цен / условий продаж Pv (VR)
Базовые переменные издержки VR1
Новые переменные издержки VR2
Эффект изменения переменных издержек Pv (VC)
Базовая переменная маржинальная прибыль Pv1
Новая переменная маржинальная прибыль Pv2
Отклонение переменной маржинальной прибыли Pv
Базовые фиксированные издержки FC1
Новые фиксированные издержки FC2
Абсолютное изменение FC
Базовая фиксированная маржинальная прибыль P1
Новая фиксированная маржинальная прибыль P2
Полное отклонение маржинальной прибыли P

Приведем формулы для расчета отклонения прибыли по компонентам.

— отклонение прибыли, обусловленное изменением объема продаж;

= ; — отклонение прибыли, обусловленное изменением структуры продаж (ассортимента)

= + ;

; — отклонение прибыли, обусловленное изменением компоненты оборота (цены, торговые условия)

; — отклонение прибыли, обусловленное изменением переменных издержек;

=++ — отклонение маржинальной прибыли;

= — отклонение прибыли из-за изменения фиксированных издержек;

=++ — полное отклонение прибыли.

Рассмотрим пример №1 анализа отклонения прибыли за 2008 год компании ОАО «Фаворит», производящей и реализующей инструменты.

Пример № 1


Факт 2008
План 2008
Отклонение против плана*
Объем
10 000
16 000
(–6000)
Оборот
30 000
40 000
(–10 000)
Переменные издержки
10 000
12 000
(–2000)
Реклама
3000
5000
–2000
Постоянные производственные издержки
1000
3000
–2000
Управленческие и общехоз-ые расходы
6000
8000
–2000
Прочие доходы/расходы
3000
2000
(1000)
Валовая прибыль
7000
10 000
(–3000)
* В скобках даны отклонения уменьшающие прибыль: увеличение доходной компоненты увеличивает прибыль, а увеличение затратной компоненты уменьшает

Теперь рассчитаем по вышеприведенным формулам отклонение прибыли.

= (10 000 – 16 000) x (40 000 : 16 000) = –6000 x 2,5 = –15 000 — прибыль компании уменьшилась на 15 000 у.е. в связи с уменьшением объема продаж;

= (16 000 – 10 000) x (12 000 : 16 000) = 4500 — прибыль компании увеличилась на 4500 у.е. в связи с улучшением структуры продаж (ассортимента);

= ((30 000 : 10 000) – (40 000 : 16 000)) х 10 000 = 5000 — прибыль компании увеличилась на 5000 у.е. из-за изменения в компоненте оборота (изменение торговых условий и изменения в ценах);

= ((12 000 : 16 000) – (10 000 : 10 000)) x 10 000 = –2500 — прибыль компании уменьшилась на 2500 у.е. из-за роста переменных издержек;

= –(3000 – 5000) = 2000 — прибыль компании увеличилась на 2000 у.е. из-за уменьшения рекламы;

= –(1000 – 3000) = 2000 — прибыль компании увеличилась на 2000 у.е. из-за уменьшения фиксированных издержек.

= –(6000 – 8000) = 2000 — прибыль компании увеличилась на 2000 у.е. из-за уменьшения управленческих и общехозяйственных расходов;

= –(3000-2000) = –1000 — прибыль компании уменьшилась на 1000 у.е. из-за увеличения прочих расходов

= + + +++++= – 15000 + 4500 + 5000 – 2500 + 2000 + 2000 + 2000 – 1000 = - 3000

В итоге имеем уменьшение прибыли к плановому значению на 3000 у.е. Главным фактором уменьшения прибыли при этом являлось падение объема продаж (-15 000 у.е.), а позитивным фактором оказались меньшие фиксированные издержки (+6000 у.е.). Также положительно на изменение прибыли повлияло улучшение ассортимента продаж (+4500 у.е.) и изменение торговых условий (+5000 у.е.).

Анализ отклонения прибыли на уровне артикулов с известной структурой продаж

Теперь рассмотрим анализ отклонения прибыли на примере портфеля 2-х продуктов (X и Y). В отличие от предыдущего примера, рассчитанного в консолидированном уровне, в нижеприведенном случае АОП рассчитывается на уровне артикулов с известной структурой продаж.

Пример № 2

год
2007

2008

Отклонение от 2007

X
Y
Всего
X
Y
Всего
X
Y
Всего
Объем (кг)
15
20
35
30
60
90
15
40
55
Структура продаж
43%
57%

33%
67%

-9.5%
9.5%

Цена за кг (у.е.)
4.0
5.0
4.6
7.0
5.0
5.7
3.0
0.0
1.1
Валовый оборот
60
100
160
210
300
510
150.0
200.0
350.0
Скидки и бонусы
6%
6%

5%
5%

1%
1%

Нетто оборот
56.4
94.0
150.4
199.5
285.0
484.5
143.1
191.0
334.1
Себестоимость
45
40
85
150
120
270
105.0
80.0
185.00
за кг
3
2
2.4
5
2
3.0
2.0
0.0
0.6
Маржинальная прибыль
11.4
54.0
65.4
49.5
165.0
214.5
38.1
111.0
149.1
за кг
0.76
2.70

1.65
2.75




Управленческие расходы


20


30


10
Нетто прибыль
11.4
54.0
45.4
49.5
165.0
184.5
38.1
111.0
139.1

С помощью абсолютных отклонений оценить влияние компонент на прибыль невозможно. АОП позволяет глубже взглянуть на причины изменения прибыли.

Проведем АОП по продукту Х:

Общее отклонение прибыли по продукту Х составило 38,1 у.е. Попробуем разобраться какие факторы и насколько повлияли на изменение прибыли.

1. — отклонение прибыли вследствие изменения объема продаж:

= (90 – 35) х 43% х 0,76 = 17,9 у.е.

где — доля продукта X в структуре продаж;

— маржинальная прибыль продукта X.

2. — отклонение прибыли вследствие изменения структуры продаж:

= (30-15) х 33% х 0,76 – (30-15) х 43% х 0,76 = –6,5 у.е.

3. - отклонение прибыли вследствие изменения цены

= (7 – 4) х 30 = 90 у.е.

4. — отклонение прибыли вследствие изменения скидок и бонусов, которое будет состоять их 2-х частей: эффект изменения скидки и эффект изменения цены на скидке :

= 30 х 7 х 6% – 30 х 7 х 5% = 2,1 у.е.

= 30 х 4 х 6% – 30 х 7 х 6% = –5,4 у.е.

5. – отклонение прибыли вследствие изменения себестоимости:

= (3 – 5) х 30 = –60 у.е.

Проверка:

=+++++ = 17,9 – 6,5 + 90 + 2,1 – 5,4 – 60 = 38,1

Таким образом, основными факторами роста прибыли продукта Х являются рост объема продаж (47%) и увеличение продажной цены (222%). Главным негативным фактором отклонения прибыли (ОП) является рост себестоимости продукта (–157%).

АОП продукта Y проводится аналогично.


X

Y

Всего

∆V
11.4

108.0

119.4

∆P(M)
–6.5
–17%
23.1
21%
16.6
12%
∆P(V)
17.9
47%
84.9
76%
102.8
74%
∆P(Pr)
90
236%
0

90.0
65%
∆P(∆D)
2.1
6%
3
3%
5.1
4%
∆P(Pr D)
–5.4
–14%
0

–5.4
–4%
∆P(C)
–60
–157%
0

–60.0
–43%
∆P(O)




–10.0
–7%
∆P
38.1
100%
111.0
100%
139.1

По результатам общего АОП видно, что продукт Y является приоритетным для компании. Он имеет значительно большую чем Х маржинальную прибыль на кг. 3-x кратный темп роста продаж Y свидетельствует о том, что продукт только занимает свою нишу на рынке. Баланс портфеля по сравнению с планом стал лучше, более прибыльный продукт Y увеличил свою долю на 10%. План по продаже продукта Х также перевыполнен. В АОП отчетливо прослеживается стремление компании компенсировать рост себестоимости продукта Х повышением цены. Причем эффект от повышения цены перекрыл потери от роста себестоимости. Можно сделать вывод о том, что руководство компании приняло решение о слишком высоком повышении цены Х. Из-за поднятия цены практически незаметным остается эффект от снижения скидки.

Подводя итог можно сказать, что АОП является эффективным инструментом финансового анализа. АОП позволяет увидеть эффект различных компонент, взвешенных по единой базе. На основе результатов АОП можно принимать управленческие решения, как в отношении отдельных продуктов, так и к компании в целом. При регулярном проведении АОП позволяет вовремя определить отклонения от плана и при необходимости предпринять необходимые корректировки.


Страница обновлена: 17.04.2024 в 06:32:13