Статья опубликована в журнале «Креативная экономика»12 / 2014

Анализ концептуальных подходов формирования предпринимательских решений

Ефимушкин Сергей Николаевич, кандидат экономических наук, доцент кафедра «Менеджмент», Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана, Россия

Красникова Анастасия Сергеевна, аспирантка кафедры менеджмента, Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана, Россия

Analysis of conceptual approaches to the entrepreneurial business decision-making - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 40

Аннотация:
Рассмотрены подходы к исследованию организации управления предпринимательской деятельностью как креативного процесса, возможность создания инструмента формализации логики предпринимателя, алгоритма развития инновационного проекта. Проведен анализ теоретических исследований предпринимательства как определенного процесса с самого начала, когда будущий участник предпринимательской деятельности должен понять в динамике значимость многофакторного выбора реализации и установления связности между собой и системой деятельности, приводящей к пониманию достижения цели – коммерциализации. Представлена схема принятия решения предпринимателем-инноватором на основе таких категорий средств, как сама личность предпринимателя, знания, которыми он обладает, связи и взаимоотношения, которые он может использовать.

JEL-классификация:

Цитировать публикацию:
Ефимушкин С.Н., Красникова А.С. Анализ концептуальных подходов формирования предпринимательских решений // Креативная экономика. – 2014. – Том 8. – № 12. – С. 63-70.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Число и многообразие предпринимателей постоянно растет. Также постоянно множатся виды предпринимательской деятельности в количественном измерении. Однако число исследований в области организации предпринимательской деятельности, рекомендаций по совершенствованию подготовки предпринимателей и самого инновационного процесса до сих пор остается достаточно ограниченным.

Управляемая креативность

В значительной мере это объясняется тем, что вся деятельность и большинство этапов работы предпринимателя лежат в области креатива, характеризуется наличием рисков и неопределенности, отсутствием стандартов. Именно поэтому пока не удается формализовать, представить алгоритм или создать модель действий предпринимателя на всех этапах его деятельности. Но опыт показывает, что при всем многообразии историй успеха и неуспеха ситуаций, требующих принятия решений, логика их принятия часто повторяются. Не пропустить событие, принять в этот момент правильное решение – путь к успеху.

В настоящее время предприниматели-инноваторы нуждаются в использовании некого инструмента, который поможет им формализовать логику, алгоритм развития инновационной деятельности.

В области управления инновационной деятельностью накоплен значительный опыт, однако подходы, позволяющие формализовать креативный процесс, еще не сложились.

Креативные методы, в отличие от математических (строгих), предполагают изучение принципов переработки информации, генерируемой человеком на различных этапах его деятельности при решении разнообразных задач. Первые попытки формализации творческой деятельности относятся к глубокой древности. Этими вопросами занимались Евклид, Аполлоний и Аристей Старший. Они разработали некоторые приемы анализа и синтеза. Ряд эвристических приемов приписывают Платону. В дальнейшем вопросами формализации творческой деятельности интересовались Б. Больцано, А. Пуанкаре и др.

Сложность проблематики, тесная связь между точными и общественными науками, отсутствие широких экспериментальных возможностей не позволили этим ученым дать системное изложение творческих методов.

Советский инженер-патентовед, ученый, изобретатель и писатель Генрих Альтшуллер был убежден, что из опыта предшественников возможно выявить устойчиво повторяющиеся приемы успешных изобретений. С этой целью было проведено исследование более 40 тыс. авторских свидетельств и патентов, и на основе выявленных закономерностей развития технических систем и приемов изобретательства разработана теория решения изобретательских задач (ТРИЗ). Данную теорию десятки тысяч людей во всем мире используют для решения творческих проблем в различных областях человеческой деятельности.

Однако ТРИЗ не может в полном объеме применяться для решения организационно-экономических задач в инновационной деятельности предпринимателя-инноватора в связи с тем, что она, как правило, представляет собой набор случайных воздействий со стороны внешней среды, характеризуется отсутствием четкой структуры и логики, использованием элементов творчества. Все это приводит к необходимости использовать другие подходы к формализации креативной деятельности.

Что из чего исходит?

Современные научные исследования в области предпринимательской деятельности направлены на то, чтобы лучше понять структуру действий и направленность решений предпринимателя, благодаря этому отбросить некоторые ошибочные идеи уже на ранних стадиях. Анализ одних работ показывает, что опытные предприниматели действуют с учетом «приемлемых потерь», т.е. они действительно готовы к потерям. Другие исследования позволяют лучше понять, каким образом создаются рынки еще не существующие.

Специальные исследования в области предпринимательских знаний направлены на то, чтобы попытаться понять, что происходит в голове предпринимателя-инноватора, каков способ его мышления и принятия решений. Последующие перспективы этих исследований могут лучше понять архитектуру предпринимательской мысли, в особенности то, как предприниматель задумывает свой проект, как достичь успеха.

Из анализа большого количества реальных проектов и сравнения манеры думать и принимать решения между инженерами и предпринимателями обнаруживается значительная разница. Однако эта разница известна ученым-исследователям, но с опозданием доходит до практиков. И тем не менее, уже сегодня известно, что удачливые предприниматели, как правило, имеют, чем удивить, способны предвидеть изменения и использовать связанные с этим возможности.

Исследования в области предпринимательства развиваются широким фронтом в бизнес-школах и подразделениях крупных университетов, где занимаются развитием управленческих навыков и лидерских качеств.

Часто весьма плодотворной базой подобных исследований являются бизнес-инкубаторы и научные парки, в которых сосредоточено огромное количество самых разнообразных бизнес-проектов и множество различных типов предпринимателей-инноваторов.

Теоретические исследования в этом направлении чаще всего и главным образом сводятся к рассмотрению возможности выработки стратегии достижения цели.

При этом в исследованиях предпринимательства наблюдается явный тренд в сторону комплексных исследований, сочетающих сбор и анализ микроданных с анализом макроэкономических индикаторов, углубляются представления о предмете исследований предпринимательства. Важная роль отводится анализу возникновения и реализации бизнес-идей, изучению различных факторов, способствующих распознаванию логики предпринимателей, совершенствуются методики исследований, включающие в себя сбор и анализ как количественных, так и качественных данных, предполагающие реактивные и проактивные подходы – вплоть до постановочных кейсов и симуляционного моделирования.

Сара Сарасвати [1] и Саймон [2] рассматривают концептуальную схему работы инноватора в рамках создания рациональности с учетом имеющихся ограничений.

В своих трудах Сарасвати и Саймон сходятся в том, что теории реализации (задуманного) и квазидекомпозиция являются основой эффективной аналитики в понимании динамики процесса создания предприятия. К тому же, и Сарасвати, и Саймон уточняют, что декомпозиция процесса «способа достижения» (цели) является началом возникновения квазиразложимой системы.

Исследования этого разветвления будут возможны, если мы найдем возможность измерения составляющих системы, описывающих неформальную среду, в которую погружен предприниматель. Эта задача может быть достижима с учетом многослойности системы. И действительно, в своих работах Weic [3], Walsh [4] и Ward [5] предлагают раскрыть и понять структуру и содержание информации, связанной с особой средой, с тем чтобы руководитель, принимая решения, мог их использовать.

Необходимо также раскрыть содержание и структуру форм знаний, каковыми руководитель-предприниматель владеет и использует при принятии решений.

Как сложный, динамичный и креативный процесс, предпринимательство необходимо рассматривать на базе взаимодействия бизнеса, науки о сложных и информационных системах и когнитивной психологии.

Теоретическую основу для дальнейших исследований представляют собой результаты научных работ, проведенных в соответствующих областях наук С. Сарасвати, Саймоном, Уолшем, Вейком и Уордом (см. рис.1).

Науки о сложных и информационных системах

Предпринимательство


Овал: Видение 

Осуществление задуманного

Возможности
                                                 


Когнитивная психология

                                                                                                     

                                                                                                                                                                          

Рис.1. Интегрированные зависимости результатов научных исследований инноваций

В этой интегрированной зависимости выделены основные элементы рассмотренных теоретических подходов для создания концепции, которая может дать ответ на вопрос: «Какой процесс принятия предпринимателем решения приведет к успеху?».

Согласно Сарасвати, в зависимости от личностных качеств предпринимателя, опыта, которым он обладает, а также стадии, на которой находится бизнес-проект, инноваторы-предприниматели могут опираться на деятельную логику в достижении возможных целей, исходя из используемых способов и средств, или логику причинную, в соответствии с которой изыскивается выбор в достижении заранее установленной цели. Различия в подходах указанных логик и характеристики ситуаций приведены в таблице.

Таблица

Различие характеристик и факторов в использовании причинной и деятельной логики

Характеристики ситуаций для решения

Причинный подход

Деятельный подход

Видение будущего

Будущее – это продолжение прошлого. Определение предсказания необходимо и полезно

Будущее – это сотворенное желанием автора, который постепенно вступает в проект

Данные для действий

Ориентация в направлении цели: определить подцели, план действий

Ориентация в направлении различия средств, которые участвуют в мышлении: цель возникает в центре действия, начиная с необходимых инструментов

Видение ресурсов и рисков

Поиск оптимального значения, учитывающего риски, для максимизации возврата ожиданий с привлеченными ресурсами

Поиск удовлетворяющих возможностей, учитывая всевозможный риск

Порядок действий по отношению к окружающей среде

Анализ компетенций

Поиск партнеров

Порядок действий относительно неожиданности (непредвиденности)

Неожиданность по своей сути бесполезна

Сюрприз – потенциально новый инструмент или новый эффект

Опытный предприниматель использует особую рациональность, которая называется «деятельная логика». Она складывается на основе особого мышления предпринимателя. Ее отличительные характеристики: представлять новые цели, возможности интегрированного использования инструментов, расширение и поиск взаимодействия с различными заинтересованными сторонами.

В этом процессе предприниматели обладают и могут использовать три категории средств: сама личность предпринимателя; знания, которыми он обладает; связи и взаимоотношения, которые он может использовать.

Эти средства направляются и концентрируются вокруг следующих вопросов:

- Кто они? Отражение их характерных черт, вкусов, возможностей;

- Что они знают? Речь об образовании, подготовке, компетенции, опыте;

- Кто их знает? Профессиональные и социальные сети.

В определении точной цели и последующего поиска средств для ее реализации предприниматели используют инструментарий, отвечающий на вопросы: Кто я? Что я знаю? Кого я знаю?

И, как следствие, предприниматель выбирает достижимые усилия – что я могу сделать?

Рис. 2. Схема принятия решения предпринимателя-инноватора в соответствии с деятельной логикой

Взаимодействие различных заинтересованных сторон позволяет им проверить область возможностей. К тому же, это взаимодействие позволяет определить успешные заинтересованные стороны для присоединения к проекту. Как следствие, полученная связь (взаимодействие) обогащает имеющиеся средства в поисках ожидания новых усилий и определении новых перспектив (целей). Этот процесс повторяющийся, кумулятивный, как и процесс вовлечения новых заинтересованных сторон.

Выводы

На наш взгляд, создание инструмента в виде гибкой итеративной модели креативного процесса принятия решений в предпринимательской деятельности существенно повысит их эффективность. Модель такого рода должна основываться не только на особенностях креативной логики, но и на тщательном информационном анализе, который будет также являться обязательной базой для маркетинговых исследований инновационного продукта.

Авторы полагают, что дальнейшие исследования в этом направлении должны вестись на основе системного подхода. При этом на первом этапе изобретение должно быть сформулировано в виде технологического предложения с функциями, отражающими его конкурентные преимущества. На следующем этапе развития предпринимательского проекта необходимо найти рынки с такими ключевыми потребностями, которые удовлетворяются конкурентными преимуществами инновационного предложения, и далее, как это следует из разработок Сарасвати, необходим поиск инструментов и средств для реализации бизнес-проекта.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Sarasvathy S. Entrepreneurship as a science of the artificial, 2003. Journal of Economic Psychology.
2. Simon H. Rationality as process and as process of thought», 1978. American Economics Review.
3. Weick K. Theory construction as disciplined reflexivity. Academy of Management Review, Vol. 24, № 4. 1999.
4. Walsh J. Managerial and organizational cognition. Organization Science, Vol. 6, № 3, 1995.
5. Ward T. Cognition, creativity and entreneurship, Vol. № 19, 2004.
6. Альтшуллер И., Фияксель Э. Клуб инноваций и палитра инноваторов. – М.: Дело, 2007.
7. Дубина И. Управление творчеством персонала в условиях инновационной экономики. – М.: Academia, 2009.
8. Ефимушкин С., Рыженко С., Овсянникова А. Креативный маркетинг в создании инновационного продукта // Креативная экономика, 2013. – № 10.