Роль кластерного подхода в обеспечении конкурентоспособности отечественных инновационных предпринимательских структур в условиях ВТО

Решетов К.Ю.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 12 (96), Декабрь 2014

Цитировать:
Решетов К.Ю. Роль кластерного подхода в обеспечении конкурентоспособности отечественных инновационных предпринимательских структур в условиях ВТО // Креативная экономика. – 2014. – Том 8. – № 12. – С. 13-22.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=22702308
Цитирований: 40 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Материал посвящен выявлению принципов формирования инновационных кластеров, функционирование которых на мировом рынке в рамках ВТО способствует достижению максимальной конкурентоспособности отечественных предпринимательских структур. В данном исследовании также предложена классификация инновационных кластеров.

Ключевые слова: инновации, конкурентоспособность, предпринимательские структуры, интеграция, глобализация, кластер, кластерный подход, инновационность, регион, фасилитаторы

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Долгосрочное успешное развитие экономики связано с ростом конкурентоспособности различных отраслей, в том числе и наукоемких. Огромную роль в этом играет кластерный подход [3].

Раздвигая горизонты

На сегодняшний день данный подход является не только средством достижения целей государственной экономической политики (рост конкурентоспособности национальной экономики, повышение уровня ее инновационности и др.), но и важным инструментом регионального развития, к индикаторам которого можно отнести рост уровня занятости, повышение размеров заработной платы, увеличение объемов отчислений в региональный бюджет, рост уровня стабильности и конкурентоспособности региональных производств. Кластерный подход дает возможность улучшить эффективность взаимодействия государства и предпринимательских структур; производственных, образовательных и исследовательских учреждений в рамках инновационного развития страны, региона. Использование кластерного подхода может стать фундаментом для паритетного диалога между представителями государственной власти и предпринимательства в целях выявления проблем развития производства и науки, поиска направлений в наиболее успешной реализации потенциальных возможностей инвестирования и необходимых мер государственной экономической политики [9].

В мировой практике существует множество моделей использования кластерного подхода. В частности, некоторыми странами Евросоюза была принята шотландская модель кластеров, в которой ядром совместных производств становятся большие предприятия, объединяющие вокруг себя небольшие фирмы [16]. Часто в развитых странах используется и итальянская модель – более гибкие и «равноправные» варианты сотрудничества предприятий малого, среднего и крупного бизнеса [18]. В силу ряда причин для участников российских инновационных кластеров наиболее оптимальным является использование шотландской кластерной модели. В ней применяется вертикальная иерархия организационных отношений, что позволяет создать цепочку «создание – разработка – производство – продвижение – реализация» инновационной продукции (услуг) на международные рынки. Особенно эта модель стала актуальной в условиях членства России в ВТО.

В формировании и работе кластеров важная роль принадлежит так называемым фасилитаторам [5, 8]. Они в рамках функционирования кластеров координируют процессы взаимодействия предприятий, способствуют привлечению новых компаний, влияют на партнерство и сотрудничество. В роли фасилитаторов могут выступать региональные и местные органы власти (на начальном этапе развития кластеров), но также это могут быть и торгово-промышленные палаты. В случае формирования региональных инновационных кластеров на роль фасилитаторов лучше всего подходят региональные центры инновационного развития.

К основной обязанности фасилитаторов можно отнести формирование необходимой рыночной среды, что осуществляется посредством постоянной диагностики и сегментации рынка по территориальному расположению, по потребителям, по продуктам; анализа условий развития региональной экономики, т.е. существующих каналов сбыта и возможности создания новых; идентификации региональных кластеров и т.д.

Следует также отметить, что в ситуациях, когда кластер расширяется и становится зрелым, в нем должна сформироваться формальная структура, поскольку в кластер привлекаются инвестиционные проекты со значительными финансами. Важная роль именно на этом этапе организационных изменений принадлежит региональным, местным органам власти, в обязанности которых входит налаживание коммуникационных каналов между кластером, фасилитатором и другими организациями региона, т.е. региональные, местные власти содействуют сотрудничеству между хозяйствующими субъектами [19].

Обобщение передовой практики свидетельствует, что к экономическим мероприятиям региональных, местных органов власти в процессе кластерного развития следует отнести [15]:

- обеспечение ресурсами (материальными, кадровыми и др.) фасилитатора;

- финансовую поддержку инновационной деятельности (в первую очередь, новых членов кластера);

- инвестирование в научно-исследовательские работы кластера (НИОКР, страхование рисков, регулирование инновационных процессов и др.);

- налоговое регулирование деятельности предприятий в кластере.

С этих позиций к направлениям кластерной политики на уровне государства и регионов, на наш взгляд, должны быть отнесены:

- оценка и постоянный мониторинг развития инновационных кластеров на национальном, региональном и местном уровне. При этом необходимы оценка структуры кластеров с позиций ее эффективности и анализ уровня локализации кластеров в территориальном или отраслевом аспекте. На данном этапе следует также проводить оценку и прогнозирование перспектив развития кластеров на международных рынках (с учетом факта членства России в ВТО). Необходим здесь и анализ влияния кластеров на территории и их социальный сектор;

- способствование налаживанию коммуникаций между потенциальными участниками инновационных кластеров;

- влияние на обмен опытом по кластеризации между регионами, между отечественными и международными предпринимательскими объединениями;

- способствование объединению участников кластеров, влияние на выход кластеров на международные рынки в рамках ВТО. Необходимо содействие в проведении маркетинговой и рекламной политики, в поиске специалистов в сфере науки и техники;

- формирование коммуникационно-информационных структур на уровне регионов;

- создание благоприятного институционального климата для развития региональных промышленно-инновационных кластеров.

Спла знаний и опыта

Для вхождения инновационных кластеров на рынок инноваций, по справедливому утверждению Ю.В. Громыко [2], необходимо создание нескольких параллельно работающих групп (в их состав должны входить представители науки, системы образования, малого, среднего и крупного бизнеса и др.), ориентированных на разработку методического инструментария деятельности кластера. Особенно это актуально в условиях членства Россия в ВТО, что определяет дополнительные требования к деятельности предприятий, влияющие, в свою очередь, на обеспечение конкурентоспособности российских инновационных предпринимательских структур и их объединений. Создание кластеров обусловливает необходимость объединения на определенной территории инновационных производственных бизнес-проектов в тех или иных технологических сферах, осуществления фундаментальных разработок и использования современных систем проектирования инновационной продукции и подготовки производства новых видов продукции. Такое объединение дает возможность в рамках единой системы управления циклов обменов научными знаниями и опытом использования технологий сформировать институциональную структуру будущих кластеров.

При этом следует помнить, что основным моментом создания кластеров является не географически-территориальное объединение предпринимательских структур, а сближение различных производств в отраслях, дающее синергетический эффект и ведущее к возникновению паритетных функциональных отношений между участниками кластера [10]. Также важнейшим моментом является осуществление коммерциализации современных инновационных разработок.

Исследование имеющихся научных подходов к решению вышеотмеченных проблем позволяет сделать вывод, что при создании кластеров необходимо придерживаться следующих организационных основ [7, 10]:

1) получение дохода за пределами сырьевых отраслей – на основании научно, технологически и экономически обоснованных решений следует создавать среду для возможности переоснащения и перепрофилирования высокотехнологичной промышленности, а также все необходимые условия для привлечения инвесторов (как внутренних, так и внешних). Указанный подход является основой повышения конкурентоспособности в условиях членства России в ВТО;

2) возможность сращивания новых типовых решений регионального развития – технологические пакеты, которые создаются в кластерах, могут тиражироваться в пределах разных территориальных формирований, создавая территориальные центры обеспечения стратегической занятости;

3) создание звена для сочетания между прикладными разработками и фундаментальными научными исследованиями. Данное направление позволит регулировать и расширять обороты знаний и их практическое использование для получения эффекта и развития инноваций [2].

Также изучение вышеотмеченных научных трудов и исследование аналитических материалов дало возможность определить, что создание кластеров предполагает приверженность следующим функциональным направлениям [12]:

- технологическое направление предусматривает выбор типов технологий, которые могут быть созданы на основе фундаментальных знаний. Для этого необходимо взаимодействие между организациями-разработчиками и научно-исследовательскими учреждениями;

- организационно-производственное направление – процесс выбора типов серийных производств, который должен быть сформирован на основании экспериментально-опытных образцов инновационной продукции;

- маркетинговое направление – процессы определения перспективного спроса на инновационную продукцию, продвижения и позиционирования предприятий кластера на рынке, формирования дилерской сети;

- инвестиционное направление – инвестиционная оценка инновационной продукции, проведение оценки рисков; постоянная оценка эффективности инвестиций;

- кадровое направление предусматривает подбор кадров и управление ими в условиях функционирования гибкой инновационно-производственной кластерной системы.

Как справедливо указывают зарубежные исследователи, для создания эффективного инновационного кластера необходимо учитывать также организационно-институциональные аспекты. В состав инновационных кластеров международного уровня, по их мнению, должны входить четыре вида технологических объединений, среди которых лаборатории, внедренческие центры, технологически-промышленные группы, маркетинго-сбытовые объединения [15, 19].

Рассмотренные нами материалы, касающиеся зарубежной практики организации кластеров, свидетельствуют, что для обеспечения взаимосвязей указанных групп необходимо наличие сверхструктур, которые могут быть представлены [17, 20]:

- объединениями инвесторов, принимающими решения о приоритетном финансировании конкретных проектов;

- советами экспертов, анализирующими различные инновационные проекты по мере их подготовки к процессам реализации;

- центрами креативного развития, формирующими материалы для принятия решений советами экспертов и объединениями инвесторов.

Усилия дают результат

Представляется, что включение в инновационные кластеры на основе вертикальной интеграции создает не спонтанно организованные объединения разных технологических изобретений, а комплексно ориентированные системы внедрения новых технологий, знаний и инноваций. При этом создание сетей стойких связей между всеми участниками кластеров является приоритетным условием обеспечения конкурентных преимуществ.

Можно предложить следующий подход к типологии инновационных кластеров, основанный на выделении их видов по признакам и особенностям (см. табл. ).

Таблица

Классификация инновационных кластеров в зависимости от признаков и особенностей функционирования (разработано нами)


Критерий классификации
Вид инновационного кластера
Особенности инновационного кластера
1
По направлению достижения конкурентных преимуществ
Продуктовые инновационные кластеры
Разработка новых продуктов
Технологические инновационные кластеры
Внедрение новых технологий
Сырьевые инновационные кластеры
Использование новых видов сырья
Инфраструктурные инновационные кластеры
Использование преимуществ расположения
Организационные инновационные кластеры
Использование новых методов управления
2
По ориентации на инновационный эффект
Корпоративные (бизнес ориентированные)
Обеспечение конкурентных преимуществ для предприятий- участников кластера
Региональные кластеры
Обеспечение развития региона
3
По отраслевому охвату
Отраслевые инновационные кластеры
Направленные на генерирование инноваций в конкретной отрасли
Надотраслевые инновационные кластеры
Способные создавать инновации для какого-либо комплекса отраслей
4
По месту и роли учреждений науки и образования в кластере
Образовательно-инновационные кластеры
Ядро данных кластеров представляют учреждения образования
Научно-инновационные кластеры
Основу кластеров составляют научные учреждения
5
По инновационным направлениям
Кластеры с инновационным направлением
Нацелены на внедрение инноваций
Исключительно инновационные кластеры
Их цель – исключительно способствование инновациям
6
По охвату инновационного процесса
Комплексные инновационные кластеры
Кластеры, охватывающие весь инновационный процесс: от зарождения идеи к ее полному воплощению
Точечные инновационные кластеры
Создают инновационный эффект на определенной стадии процесса
7
По территориальному размещению
Региональные или межрегиональные инновационные кластеры
Размещены в одной или нескольких областях России и включают соответствующих участников
Инновационные кластеры в условиях трансграничного сотрудничества регионов
Кластеры расположены на территории России, активно используют потенциальные возможности и преимущества трансграничного сотрудничества
Трансграничные инновационные кластеры
Кластеры, объединяющие участников по разные стороны границы (двух и больше государств)

Следует отметить, что эту классификацию можно использовать для внедрения кластеризации в определенных отраслях, выхода предпринимательских структур в рамках кластеров на международные рынки.

Выводы

Как свидетельствуют материалы многочисленных научных трудов и аналитических исследований [1, 4, 11, 13, 14], формирование инновационных кластеров – это новейший путь перестройки предпринимательских структур, отраслей для выхода на новый уровень международных хозяйственных взаимоотношений (в частности, в рамках ВТО), поскольку наиболее перспективным методом повышения конкурентоспособности современных предприятий и целых отраслей является продуцирование и оперативное внедрение инноваций.


Источники:

1. Анискин Ю.П. Корпоративное управление инновационным развитием. – М.: Омега-Л, 2007.
2. Громыко Ю.В. Что такое кластеры и как их создавать? // Альманах «Восток», 2007. – № 1 (42). – http://www.situation.ru/app/j_art_ 1178.htm.
3. Ибатуллова Ю.Т. Кластеры как инновационная форма диверсификации и развития региональной экономики // Креативная экономика, 2008. – № 8.
4. Инновационный потенциал научного центра: методологические и методические проблемы анализа и оценки / В.И. Суслов и др. – Новосибирск: Сибирское научное издательство, 2007.
5. Корчагина Н.А. Международная конкурентоспособность и стратегии компаний: Учебно-методическое пособие / Н.А. Корчагина, К.С. Соколова, И.Н. Ахунжанова. – Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2011.
6. Кошелева Т.Н. Анализ моделей инновационного развития субъекта малого предпринимательства // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana), 2011. – № 4.
7. Кропотова Н.В. Кластерная форма регионального развития // Материалы научно-практической конференции «Проблемы формирования инновационных механизмов в современных условиях. Социально-экономическое развитие Крыма на основе кластеров». – Симферополь: Минэконом АРК, 2007.
8. Лапыгин Ю.Н. Основы стратегического управления. – Владимир: ВлГУ, ВИБ, 2002.
9. Меньшенина Н.Г. Кластерообразование в региональной экономике. – Екатеринбург: Изд-во Уральского государственного экономического университета, 2008.
10. Николаев М.А., Махотаева М.Ю. Методологические аспекты оценки эффективности инновационных кластеров // Вестник Псковского государственного университета, 2012. – № 1.
11. Скоробогатов А.С. Институциональная экономика: курс лекций. – СПб: ГУ-ВШЭ, 2006.
12. Соколенко С. Промышленная и территориальная кластеризация как средство реструктуризации // Материалы конференции «Социальные аспекты и финансирование индустриальной реструктуризации» (Москва, 26-27 октября 2003 г.). – М.: Региональный форум, 2003.
13. Три исследования по конкурентной политике / Под ред. А.Е. Шаститко; Бюро экономического анализа. – М.: ТЕИС, 2002.
14. Узбекова А.С., Колесов К.И., Шибанов Н.А. Проблематика идентификации и построения кластерных образований предприятий Нижегородской области // Труды Нижегородского государственного технического университета им. Р.Е. Алексеева, 2013. – № 1(98).
15. Competitive Regional Clusters National Policy Approaches Reviews of Regional Innovation, OECD, 2007 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.unescap.org/tid/artnet/mtg/gmscb_regionalclusters.pdf.
16. Cortright J. Making Sense of Clusters: Regional Competitiveness and Economic Development. // The Brookings Institution. 2006. March.
17. Ketels C. Clusters of Innovation in Europe, in: Structural Change in Europe 3 – Innovative City and Business Regions, Bollschweil: Hagbarth Publications. 2003.
18. OECD Reviews of Regional Innovation. Competitive Regional Clusters: National Policy Approaches, 2007.
19. Van den Berg L. Growth Clusters in European Cities: An Integral Approach / L. Van den Berg, E. Braun and W. van Winden // Urban Studies, 2001. 38.1.
20. Wickham M. Regional Economic Development: Exploring the Role of Government in the Porter’s Industrial Cluster Theory. CRIC Cluster conference. Beyond Cluster-Current Practices&Future Strategies Ballarat. Jure 30-July 1. 2005.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 18:55:27