Инвестиционная привлекательность региона: баланс между социально-экономическим развитием и преференциями инвесторам

Крутиков В.К., Зайцев Ю.В., Дорожкина Т.В.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 11 (95), Ноябрь 2014

Цитировать:
Крутиков В.К., Зайцев Ю.В., Дорожкина Т.В. Инвестиционная привлекательность региона: баланс между социально-экономическим развитием и преференциями инвесторам // Креативная экономика. – 2014. – Том 8. – № 11. – С. 108-114.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=22616226
Цитирований: 15 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Рассмотрены процессы глобализации, проявляющиеся не только в мировом масштабе, но и в регионализации, на примере Калужской области. Продемонстрированы особенности и проблемы реализации экономической политики, связанной с защитой национальных интересов и предоставлением преференций для стимулирования ввоза иностранного капитала.

Ключевые слова: инновационное развитие, инвестиционный климат, институциональная среда, бюджет региона, индустриальные парки

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Ведущие экономисты и представители властных структур оценивают современную социально-экономическую ситуацию в России как сложную. За истекшие месяцы 2014 г. наблюдаются отток капитала и сокращение инвестиций, имеют место негативные прогнозы рейтинговых агентств, прогнозируются напряженные бюджеты на федеральном и региональном уровнях [1].

Из столиц на места

Преодоление проблем и построение новых перспектив развития страны эксперты связывают с формированием качеств, которыми должна обладать современная экономика. К подобным качествам, в первую очередь, относят уровень регионального сотрудничества и развития, который в ХХI в. стал важной составляющей международных отношений. Глобализация проявляется не только в мировом масштабе, но и в процессах регионализации. Регионы выступают в качестве самостоятельных субъектов международных отношений. В условиях глобализации именно они разрабатывают и реализуют политику, сочетающую открытость к внешнему миру и защиту национальных интересов, принимают оптимальные решения по предоставлению преференций для ввоза иностранного капитала и обеспечению социально-экономического развития конкретных территорий [2].

Еще одним важным свойством современной ситуации определяют качество принимаемых существующей властной системой решений по управлению экономикой и обществом. Констатируется, что Россия находится сегодня на переходном этапе, и для нее характерен вариант ручного управления. На фоне прохождения промежуточного этапа наблюдаются усталость общества от существующей системы принятия решений и нарастание потребности в стратегическом управлении. В будущем новые перспективы потребуют перехода на вариант институционального управления, основанного на институтах, разделяемых участниками процесса [3].

К числу других качеств исследователи относят диверсификацию, которая позволяет бизнесу реализовать разнообразные инвестиционные проекты и, в свою очередь, призвана обеспечить российское общество созданием к 2020 г. 25 млн высокотехнологичных рабочих мест [4].

Анализируя процессы регионализации, проходящие в нашей стране, следует остановиться на некоторых показательных результатах исследований.

В исследовании «Индекс конкуренции регионов – полюса роста России» (2013 г.) представлены регионы страны, отличающиеся наиболее высоким рейтингом, которые, по мнению российских ученых и практиков, должны взять на себя ответственность за экономический рост России: Москва, Московская область, Республика Татарстан, Свердловская область, Санкт-Петербург, Краснодарский край, Красноярский край. Определены и регионы, входящие в первую двадцатку рейтинга. Для выявления «полюсов роста» сопоставлялся целый ряд показателей экономически развитых стран мира и стран БРИКС [5, 6].

Калужская область не включена в «полюса роста», т.к., по мнению исследователей, она является составной частью московской агломерации. Но на экономическом форуме в Давосе (2014 г.) представлены данные Всемирного банка по шести территориям РФ, где созданы наиболее комфортные условия для ведения бизнеса и реализации инвестиционных проектов. Эксперты банка назвали следующие регионы: Ульяновск, Мордовия, Северная Осетия, Ростов, Татарстан и Калуга. На форуме представителями властных структур и сообщества бизнесменов подчеркивалась мысль о том, что Москва перестала быть двигателем экономической активности, а перспективы развития экономики России связаны с регионами [2, 6].

В настоящее время большинство субъектов Российской Федерации разработали и законодательно приняли стратегии социально-экономического развития своих территорий. В то же время отсутствует единая методология и методика разработки региональных стратегий во взаимосвязи со стратегиями национального уровня.

Поэтому в реальной экономической действительности страны и возникают казусы. Так, в Калужской области в 2009 г. принята Стратегия долгосрочного социально-экономического развития Калужской области до 2030 г., в которой отмечено, что при ее разработке учтены положения Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. (2008 г.). Таким образом, горизонты планирования в субъекте федерации оказались значительно перспективнее, чем во всей Российской Федерации.

Более того, сегодня не в полной мере используется инновационная составляющая, приобретенная опытом реализации в России с 2006 г. приоритетных национальных проектов и проявлявшаяся на всех уровнях в следующих положениях: политический контроль над осуществлением проектов; публичность и персонализированная ответственность за реализацию проектов; применение программно-целевых технологий и своевременного межбюджетного согласования. Говорить о возможности совершенствования проектов федерального уровня за счет расширения горизонта планирования вообще не приходится.

Если в современной России важнейшим направлением развития было определено создание привлекательного инвестиционного климата, обеспечивающего инновационное развитие страны, то и перспективный план требовал соответствующих адекватных горизонтов. Необходимо было обеспечить более долгосрочное планирование перспективного партнерства государства и бизнеса, следовало четко сформулировать задачи, критерии, индикаторы и регуляторы выполнения, облечь их в ясную законодательную форму.

Работаем, но что-то не складывается

Представители бизнеса внимательно отслеживают сигналы, посылаемые представителями высших органов государственной власти, и чутко на них реагируют, выстраивая долгосрочный вектор предпринимательской деятельности. Интеграция ресурсов власти, общества и бизнеса на всех уровнях могла бы активно способствовать переходу от разового участия бизнеса в отдельных мероприятиях – к формированию новой социально-экономической политики страны с участием бизнеса.

Используя наработанный положительный опыт и отказавшись от неоправданных подходов, экономика страны сегодня могла бы иметь совсем другие результаты от реализации Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020, утвержденной Правительством в 2011 г.

Убедительным примером, подтверждающим сформулированное мнение, является положительный опыт проведения повторной индустриализации Калужской области, осуществленной благодаря иностранным инвестициям.

С 2006 г. в Калужскую область привлечено 6,4 миллиарда долларов прямых иностранных инвестиций. Только за 2013 г. приток иностранных инвестиций составил свыше 1 миллиарда рублей. В индустриальных парках региона работают 64 компании, среди них: General Electric (США), Volkswagen AG (Германия), PSA Peugeot Citroen (Франция), Samsung (Южная Корея), L’Oreal (Франция), KT&G (Южная Корея), SAB-Miller (ЮАР), Hemofarm (Сербия) и другие. В регионе реализуются 86 инвестиционных проектов, построено больше 1млн м2 производственных площадей, в 2,5 раза увеличен объем промышленного производства, создано более 20 тысяч новых рабочих мест [7, 8].

Мнение экспертов Всемирного банка о создании в калужском регионе наиболее комфортных условий иностранным инвесторам для реализации инвестиционных проектов вполне закономерно.

Инвестиционная привлекательность региона связана с формированием благоприятной законодательной базы, определившей финансовые, налоговые и иные преференции. Например, принято Положение о предоставлении субсидий инвесторам в рамках реализации стратегических инвестиционных проектов, в соответствии с которым субсидия предоставляется в размере уплаченной инвестором суммы налога на прибыль организаций, зачисленной в бюджет Калужской области. Приняты нормы, освобождающие организации от налогообложения в отношении имущества, созданного и приобретенного в результате реализации инвестиционного проекта, связанного со строительством.

В регионе при полной административной поддержке формируются индустриальные парки с готовой инфраструктурой. Развитием инфраструктуры индустриальных парков, организацией финансирования инфраструктурных проектов, исполнением обязательств органов власти Калужской области перед инвесторами в соответствии с заключенными инвестиционными соглашениями занимается ОАО «Корпорация развития Калужской области» (КРКО). Корпорация создана на основании нормативно-правовых документов властных структур субъекта РФ и выступает единым государственным оператором по развитию индустриальных парков на территории области.

При содействии КРКО в 2013 г. в регионе начали работать 13 новых промышленных предприятий. По сравнению с 2012 г., общий прирост промышленного производства составил 7,5%, в бюджет области поступило на 1 млрд рублей больше [7, 9].

В то же время еще в 2008 г. губернатор Калужской области А. Артамонов в своем интервью журналу BSR заявил: «В ближайшем будущем мы планируем полностью обеспечить наполнение областного бюджета за счет собственных средств и стать регионом-донором» [8].

За истекшие годы бюджет региона, хотя и демонстрирующего положительную динамику, так и не стал бездефицитным. За счет налогов от иностранных предприятий, несмотря на реализацию около 200 инвестиционных проектов в различных отраслях, в связи с принятой системой региональных преференций, увеличить доходную часть бюджета до необходимых объемов не представилось возможным.

Область балансирует между низкими темпами роста доходной части бюджета, выполнением возрастающих социальных обязательств и предоставлением налоговых льгот, поддержкой институтов развития, гарантирующих благоприятный режим инвестиционной привлекательности для бизнеса, в первую очередь, иностранного.

Результат анализа складывающейся современной экономической ситуации вызывает сомнение в возможности Калужской области стать регионом-донором. Он более созвучен с мнением министра финансов РФ А. Силуанова, который текущую ситуацию в России обрисовал в тревожных тонах и обратил внимание на следующее обстоятельство: «Мы еще ни копейки не потратили в инфраструктурные проекты» [1].

Активность рождает решения

Остановимся на некоторых фактах из бюджетной политики Калужской области.

На 1 февраля 2013 г. объем государственного внутреннего долга региона составил свыше 17 миллиардов 357 миллионов рублей, а с долгами муниципальных образований суммарный долг области составил более 21 миллиарда руб. В Белгородской, Тверской и Рязанской областях долгов больше, чем в Калужской. Но и динамика их накопления отличается постепенностью. Долг Калужской области с муниципальными образованиями растет по 1 млрд в месяц. За весь 2013 г. в консолидированный калужский бюджет поступило свыше 43 млрд рублей, а прирост собственной доходной базы равнялся 2%.

«Тревожная», по мнению А. Силуанова, ситуация потребовала жестких условий для формирования бюджетов всех уровней. Так, и в законе Калужской области «Об областном бюджете на 2014 г. и на плановый период 2015 и 2016 гг.» заложен максимально возможный дефицит, около 15%. Доходная часть областного бюджета в текущем году составит около 43 млрд рублей. Рост расходов над доходами прогнозируется в объеме 5 миллиардов 582 миллионов рублей, т.е. бюджет региона, как и в прошлые годы, остается дефицитным.

В то же время в условиях исполнения напряженного бюджета начало 2014 г. ознаменовалось в регионе принятием решений, неоднозначно воспринятых экспертами и общественностью. Правительство области одобрило займы во Внешэкономбанке на сумму 470 млн рублей под государственные гарантии областного бюджета, которые планируется направить через корпорацию развития области на расширение индустриальных парков.

Губернатор области принял постановление № 169 «О направлении средств областного бюджета в уставный капитал открытого акционерного общества «Корпорация развития Калужской области»». В постановлении Министерству экономического развития области предписывается «в целях создания и развития инфраструктуры индустриальных парков» направить средства областного бюджета в уставный капитал ОАО «Корпорация развития Калужской области» в сумме 1 млрд 107 млн рублей в пределах бюджетных ассигнований. Средства направляются в рамках подпрограммы «Формирование благоприятной инвестиционной среды в Калужской области», государственной программы Калужской области «Экономическое развитие в Калужской области» [7].

Обеспокоенность общественности в регионе и экспертов обоснована. Так, в рейтинге «Лучшие города России» Калуга опустилась с прошлогоднего 14 места на 24, среди 149 городов и городских округов с населением более 100 тысяч человек. Особенно слабые позиции для столицы субъекта федерации, являющегося лидером новой индустриализации, показала инфраструктура: состояние жилого фонда, качество здравоохранения, обеспеченность дошкольными учреждениями и прочее, что связано с притоком мигрантов из других регионов [11]

Калужская область, продемонстрировавшая неоспоримые успехи в развитии, занимающая лидирующие позиции в России по темпам роста промышленности, объемам инвестиций на душу населения, темпам роста реальных доходов населения и уровню внедрения передовых технологий, продолжает борьбу за сохранение баланса интересов власти, общества и бизнеса.

Задачи эффективного решения проблем международного сотрудничества и инновационного развития страны, которые решают сегодня регионы, выступая в качестве самостоятельных субъектов международных отношений, во многом зависят от системы управления, скоординированной позиции, и совместной практической деятельности федеральных и региональных органов власти.

Требуются незамедлительные меры по дальнейшему совершенствованию законодательной базы и межбюджетных отношений с целью стимулирования регионов к активной деятельности по привлечению инвестиций в инновационное развитие.

Выводы

1. Пример Калужской области, за последние годы значительно увеличившей налогооблагаемую базу, но сталкивающейся с сокращением федеральной бюджетной поддержки, предусмотренной бюджетным законодательством, свидетельствует о недостатке на федеральном уровне адекватных мер по стимулированию субъектов федерации, действующих в интересах России и грамотно, эффективно выстраивающих отношения с иностранными инвесторами.

2. Ситуации в регионах следует оценивать с позиций возможного возникновения угроз в социально-экономической сфере.

3. Учитывая региональные и федеральные интересы, необходимо разработать совместные опережающие меры, с одной стороны, улучшающие институциональную среду для привлечения иностранных инвесторов и внедрения инноваций, с другой – обеспечивающие устойчивое комплексное развитие территории и снимающие социальную напряженность.


Источники:

1. Силуанов А. Доклад о ситуации в 2014 году. Сайт РБК [Электронный ресурс.]. – Режим доступа: http: rbcdaily.ru/economy.
2. Кудрин А., Цывинский О. Обзор «Российские регионы: драйверы роста». 2014 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: www.vedomosti.ru.
3. Клейнер Г. Какая экономика нужна России и для чего? (опыт системного исследования) // Вопросы экономики. – М.: 2013. – № 10.
4. Балацкий Е.В., Екимова Н.А. Доктрина высокотехнологичных рабочих мест в российской экономике. – М.: Эдитус, 2013.
5. Крыловский А. Индекс конкуренции регионов – полюса роста России // Экономика и жизнь, 2013. – № 42.
6. Официальный сайт Росстата [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc.
7. Портал органов власти Калужской области [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: www.admoblkaluga.ru/main.
8. Артамонов А. Будущее Калуги: автомобильная промышленность и инновационный бизнес. Интервью. 2008 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: www.bsr-russia.com.
9. Дворкович А. Выступление на экономическом форуме в Давосе. 2014 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: rbctv.rbc.ru.
10. Официальный сайт Территориального органа федеральной службы государственной статистики по Калужской области [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: www.kalugastat.ru/ default.aspx.
11. Сайт группы «Вся Россия». «ТОП 100 Лучших городов России». 2014 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: www.allrussia.ru.

Страница обновлена: 29.03.2024 в 15:31:43