Статья опубликована в журнале «Креативная экономика»11 / 2014

Инновационная активность как фактор кластеризации экономики региона (на материалах Тюменской области)

Скипин Дмитрий Леонидович, кандидат экономических наук, доцент кафедры учета, анализа и аудита, Тюменский государственный университет, Россия

Innovative activity as a factor of clustering of the regional economy (on materials of Tyumen Oblast) - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 33

Аннотация:
Обоснована перспективность создания в Тюменской области инновационного нефтегазохимического кластера. Данное предположение базируется на анализе основных направлений инновационной деятельности и ряде индикаторов инновационной активности региона: социально-экономический уровень, научно-технический потенциал, инновационная политика.
Цитировать публикацию:
Скипин Д.Л. Инновационная активность как фактор кластеризации экономики региона (на материалах Тюменской области) // Креативная экономика. – 2014. – Том 8. – № 11. – С. 84-94.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Одной из самых актуальных проблем в современной России является проблема оперативной оценки, принятия и внедрения передовых идей, тех, которые повлекут за собой повышение производительности труда, стимулируя эффективность деятельности организаций, способствуя социально-экономическому развитию территории, информированности общества и специалистов о нововведениях, закладывая базу инновационных кластеров. Данные кластеры, основываясь на результативных нововведениях, являются стержнем инновационной модели региона и играют основополагающую роль в подчинении предприятий разного масштаба общей цели.

Какова степень новизны?

Известный экономист Б. Санбо считал, что инновация – это общественный, технический, экономический процесс, способный через практическое использование идей и изобретений приводить к созданию лучших по своим свойствам изделий и технологий [15]. Сегодня имеется множество определений инноваций, но большинство авторов под ними понимают нововведения, дающие заметный эффект, открывающие перспективу развития. Несмотря на активный анализ инновационной деятельности, сохраняются не только проблемы сущностного видения данного процесса, но и недостаточной разработанности терминологического аппарата [22].

Сегодня большинство исследователей под инновационной деятельностью понимают процесс трансформации идей, являющихся результатом исследований, разработок, научно-технических решений, в технологически новые продукты, услуги, усовершенствованные технологические процессы, способы производства. Данная деятельность предполагает целый комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, которые в своей совокупности и приводят к инновациям [11].

В свою очередь, инновационная активность территорий характеризует степень и качество их участия в осуществлении инновационной деятельности в целом или отдельных ее видов в течение определенного времени. Одним из основополагающих показателей данной активности определяется как отношение числа организаций, осуществляющих технологические, организационные или маркетинговые инновации, к общему числу обследованных организаций [10].

Проблема повышения инновационной активности стоит в России достаточно остро, т.к. удельный вес организаций, осуществляющих инновации, остается низким. В Тюменской области в 2012 г. 10,1% предприятий осуществляли технологические инновации, что было немного выше, чем в целом по стране. Область отстает по данному показателю от других территорий Уральского федерального округа, это особенно заметно в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком округах.

В добывающей промышленности, производстве и распределении электроэнергии, газа и воды в 2009 г., предприятия, внедряющие инновации, составляли в стране 11%. В сфере связи, областях, использующих вычислительную технику и информационные технологии, данный показатель был несколько больше и достиг 13,2% [6]. В 2012 г. объем инновационных товаров, работ и услуг позволил получить 2509,6 млрд рублей, на один рубль затрат пришлось 4,3 рублей дохода [19]. В основном данный результат был достигнут за счет крупных организаций, доля субъектов малого предпринимательства в общем объеме составила около 5%. В Тюменской области этот показатель в 2012 г. оказался выше и составил 7,5% [19].

Вместе с тем уровень внедрения новейших технологий остается пока недостаточным. В соответствии с Глобальным индексом инноваций, представленным Международной бизнес-школой INSEAD, Корнельским университетом и Всемирной организацией интеллектуальной собственности (World Intellectual Property Organization, WIPO), в 2013 г. Россия заняла 62 место в списке из 142 стран, что на 11 позиций ниже, чем в предыдущем году [5]. Ученые предлагают проводить анализ экономической активности регионов на основе инновационных индексов [13, 14]. Одна из таких методик разработана Институтом статистических исследований и экономики знаний Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» на основе руководства Осло по сбору и анализу данных по инновациям [12].

Обоснование ряда индикаторов инновационной деятельности представлено в аналитическом докладе «Российский инновационный индекс», подготовленном по решению Правительства Российской Федерации [10]. В докладе указаны направления инновационной активности, выделены ее основные индикаторы, что весьма важно для сравнительного анализа данного процесса в регионах. В числе показателей технологические и нетехнологические инновации; научные исследования и разработки, их объемы, структура и финансирование; человеческий потенциал сферы науки и инноваций; уровень развития информационного общества.

Основной целью данных исследований является необходимость установления инновационной активности регионов и страны в целом, оценки конкурентоспособности, в том числе и в сфере экспорта технологий и высокотехнологичной продукции. В докладе дана иерархическая структура российского регионального инновационного индекса (РРИИ) и интегральная оценка состояния инноваций по ключевым индикаторам, к числу которых отнесены следующие:

- социально-экономические условия инновационной деятельности (СЭУИД);

- конкретные проявления инновационной деятельности и ее результатов (ИД);

- научно-технический потенциал (НТП);

 - качество инновационной политики (КИП).

Рис. 1. Основные составляющие российского регионального инновационного индекса (РРРИ)

Таблица 1

Основные показатели инновационной активности региона

№ п/п

Наименование показателя, единица измерения

I. Инновационный потенциал

1.

Удельный вес населения, имеющего высшее образование и занятого в экономике региона, в общей среднегодовой численности занятых в экономике региона, %

2.

Удельный вес работников государственной гражданской службы, повышающих квалификацию, на 1000 занятых в экономике региона, %

3.

Внутренние затраты на научные исследования и разработки из средств организаций предпринимательского сектора, % от общих затрат на ИР

4.

Затраты на технологические инновации из собственных средств организаций, % от общих затрат на инновации

II. Инновационная инфраструктура и инновационный климат

5.

Доля организаций инновационной инфраструктуры в общем числе организаций и предприятий, %

6.

Затраты на технологические инновации из всех источников, кроме средств федерального бюджета, % от ВРП

7.

Доля организаций, имевших кооперационные связи при разработке технологических, маркетинговых и организационных инноваций в общем числе инновационных предприятий, %

8.

Доля организаций в секторах связи, исследований и разработок в общем числе организаций, %

III. Результативность инновационной деятельности

9.

Доля персонала, занятого в секторах связи, ИКТ, в исследованиях и разработках, в общей численности занятых в экономике региона, %

10.

Число созданных передовых производственных технологий на 10 000 занятых в экономике региона, ед.

11.

Число поданных патентных заявок на изобретения и полезные модели на 10 000 занятых в экономике региона, ед.

12.

Доля организаций, осуществляющих технологические, организационные и маркетинговые инновации, в общем числе организаций, %

13.

Удельный вес внутренних затрат на исследования и разработки в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ и услуг, %

14.

Объем инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг, %

15.

Доля отгруженной за пределы Российской Федерации инновационной продукции, работ и услуг инновационного характера в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ и услуг

16.

Число поданных патентных заявок на изобретения и полезные модели на 10 000 занятых в экономике региона, ед.

Цифры и факты

Тюменская область – территория с развитой добывающей нефтяной и газовой промышленностью. Около 90% компаний, занимающихся добычей сырья в области, являются частными. В целом инновационная активность в России остается невысокой в 2011 г. только 10,4% предприятий проявили себя в данном процессе [3]. Добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, распределение электроэнергии, газа и воды позволили получить в 2012 г. в области 261046 млн рублей [8]. Однако в последние годы объемы добычи полезных ископаемых стали снижаться, а цены на сырье мировом рынке характеризуются нестабильностью и тенденцией к снижению [21].

Организаций, осуществляющих технологические, организационные и маркетинговые инновации, немного, из числа тех, кто занят добычей полезных ископаемых, их число составляет 4,2% в стране. Наиболее активно инновации используют те, кто связан с использованием вычислительной техники и новейших технологий, это в основном предприятия с числом работников от 100 до 200 человек.

В связи со сложившейся ситуацией рассчитывать на развитие региона только за счет добывающих отраслей не представляется возможным, но использовать сложившийся потенциал в инновационном развитии необходимо, тем более что вложения в данные отрасли не уменьшаются [16]. В целом затраты на технологические, организационные и маркетинговые инновации в России в 2009 г. на добывающих и обрабатывающих предприятиях и производствах, связанных с распределением газа, электроэнергии и воды, составили в 2009 г. 365785,1 млрд рублей.

В числе предприятий, осуществлявших инновации, лидируют производители кокса и нефтепродуктов, их доля среди таких предприятий составляла в 2012 г. 31,7% [19]. В этом отношении Тюменская область весьма привлекательна: здесь располагается ряд газо- и нефтедобывающих производств, выделяется г. Тобольск, где построен крупный нефтехимический комбинат, который планируется расширять [10].

Тюменская область относится к территориям, имеющим достаточно высокий рейтинг инновационного развития среди субъектов Российской Федерации по значению индекса «Социально-экономические условия инновационной деятельности» и занимает 8 строчку, но этот показатель в последние годы снижается. Так, если в 2006 г. ИСЭУ составлял 0,458, то в 2010 г. был равен 0,434 [9]. Особенно заметна данная тенденция в Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском автономных округах.

Таблица 2

Рейтинг регионов Уральского федерального округа по важнейшим макроэкономическим показателям индекса «Социально-экономические условия инновационной деятельности» 2006–2010 гг. [9]

Важнейшие макроэкономические показатели СЭУИД

Уральский федеральный округ

Валовой региональный продукт в расчете на одного работающего в экономике региона

Отношение валового регионального продукта к себестоимости основных фондов

Удельный вес занятых в высокотехноло-гичных и среднетехноло-гичных производствах к общему числу занятых в экономике региона

Удельный вес населения, занятого в наукоемких областях сферы услуг, в общей численности населения

Годы

2006

2010

2006

2010

2006

2010

2006

2010

Курганская область

0,056

0,036

0,172

0,127

0,550

0,465

0,188

0,248

Свердловская область

0,151

0,104

0,456

0,388

0,477

0,445

0,262

0,295

Тюменская область

0,467

0,36

0,745

0,588

0,236

0,216

0,415

0,456

Ханты-мансийский автономный округ

0,319

0,335

0,369

0,236

0,166

0,166

0,320

0,341

Ямало-Ненецкий автономный округ

0,689

0,449

-

-

0,123

0,314

0,531

0,332

Челябинская область

0,142

0,09

0,458

0,364

0,543

0,503

0,196

0,225

Несмотря на некоторое уменьшение СЭУИД, основные макроэкономические показатели остаются в регионе сравнительно высоким: территория имеет высокий образовательный потенциал, отличается развитой информационной инфраструктурой, проявляет тенденции к кластеризации, что способствует внедрению инноваций.

В целом Россия отличается достаточно внушительным научно-техническим потенциалом, позволяющим добиться высокого ИНТП. Так, численность персонала, занятого исследованиями и разработками, в 2010 г. в нашей стране составляла 839993 человек, что сопоставимо с количеством занятых в данной области в других европейских странах. Так, в Великобритании число сотрудников, занятых научными исследованиями, в 2010 г. было равно 319487 человек, в Нидерландах – 100544, в Германии – 549042 человек. Для сравнения: в азиатской Японии число занятых данной деятельностью в этом же году достигало 878018 человек, т.е. немного больше, чем в России [11]. В то же время внутренние затраты на научные исследования составили: в России – 32793 млн долл.; Великобритании – 39137,8 млн долл.; Германии – 86299,4 млн долл.; Нидерландах – 12968,1 млн долл.; Японии – 140832 млн долл. США [11].

Потенциал нуждается в подпитке

Тюменская область обладает значительным НТП и в 2010 г. занимала 22–23 строчку в рейтинге регионов России, при этом территория демонстрирует постоянный прирост инвестиционной активности [9], имея реальные возможности наращивать затраты на исследовательские работы, в том числе и в расчете на одного исследователя. Нельзя не замечать проблем в данной сфере деятельности, связанных с тем, что основные инвестиции продолжают вкладываться в сырьевые отрасли [18]. Официально отмечено, что перспективы развития региона, да и страны в целом лежат не в плоскости наращивания объемов производства в добывающих отраслях, а связываются с развитием отраслей, основанных на применении нанотехнологий.

Количество организаций Тюменской области, выполняющих научные исследования, равно 58. Большая их часть располагается в г. Тюмени, 4 работают в Ямало-Ненецком национальном округе, 14 – в Ханты-Мансийском автономном округе – Югра. Общая численность персонала, занятого научными разработками в области, в 2012 г. составляла 6914 человек, из них 733 имели ученые степени. Значительная часть проживает на Юге области, в основном в городе Тюмени, В ХМАО-Югра работали 1683 человека, в ЯНАО – 88 специалистов [8].

Наблюдается процесс «взросления» научных работников, что особенно касается высококвалифицированных кадров, остаются слабыми критерии оценки вклада каждого конкретного специалиста в общее дело. В настоящее время усилен контроль НТП путем подсчета числа опубликованных работ в специальных научных изданиях, количества патентов и изобретений, анализа объема затрат на научно-исследовательские работы, в том числе и путем выяснения их отношения к общему к объему ВРП, а также путем анализа результативности НИР. Затраты Тюменской области на научные исследования и разработки в 2012 г. равнялись 8964,9 млн рублей, из которых 137,7 млн рублей израсходовали на приобретение нового оборудования. Значительная часть средств пошла на фундаментальные и прикладные исследования, соответственно, 588,3 и 1006 млн рублей, а так же и научные разработки – 71116 млн рублей [8].

В рейтинге субъектов Российской Федерации по критерию «Инновационная деятельность» Тюменская область имела в 2010 г. 39–40 ранг. Этот показатель ниже, чем у соседей – Омской, Свердловской, Курганской и Челябинской областях. В Ханты- Мансийском автономном округе данный показатель оказался даже ниже, чем в целом по стране [9]. Инновационная активность в 2012 г. составляла: Тюменская область – 8,2%, ХМАО-Югра – 6,1%, ЯНАО – 7,6%, что ниже, чем в среднем по УРФО, где данный показатель был 10,6% [8]. Затраты на инновации в области составили в 2012 г. 33666 млн рублей, из них в ХМАО-Югра – 21465,5 млн рублей, а в ЯНАО – 8139,5 млн рублей, что сопоставимо с вложениями в указанную сферу в Свердловской области, однако эффект от них в Тюменской области оказался меньшим.

Инновационных товаров и услуг в Тюменской области в 2012 г. было произведено и оказано на сумму 27080 млн рублей, что составило 0,6% от общего объема работ. Соответственно, в Свердловской области данные показатели равнялись 61642,6 млн рублей и 4,1% [8]. Слабое использование имеющихся возможностей объясняется многими причинами. Так, интенсивность затрат на технологические инновации в последние годы практически не увеличилась; малый и средний бизнес в них участвовал слабо; имелись организационные недостатки, не позволившие достичь высокой степени отдачи от нововведений; сказывалось отсутствие разработанной перспективной инновационной модели региона; проявлялась доминирующая роль крупных предприятий, связанных с добычей нефти и газа. И это при том, что процесс кластеризации в Тюменской области не был завершен.

По мнению многих исследователей, более приспособленными к инновациям являются организации, имеющие гибкую адаптивную структуру, представляющие своим работникам больше самостоятельности в принятии решений. При этом чувствительность организаций к инновациям зависит от их масштабов: средние и малые предприятия оперативнее реагируют на рыночную конъюнктуру и нововведения. Однако данная тенденция в Тюменской области проявляется слабо. Большая часть инновационных технологий связана с крупными предприятиями нефтегазовой отрасли [4]. Эта тенденция не противоречит общероссийской статистике: в России доля малых предприятий, осуществляющих технологические инновации, невелика и составляла в 2009 г. немногим более 4,1% от их общего числа [6]. Удельный вес организаций с числом работников более 10 тыс. человек, осуществлявших технологические инновации, в 2011 г. составил 82,2%. В 2012 г. данный показатель вырос на 2,2%, составив 84,4% [19].

Значительная часть средств, направляемых на технологические инновации, тратится на приобретение новых машин и оборудования, исследования, разработки и приобретение программного обеспечения работ. Вложения в подготовку и переподготовку специалистов, маркетинговые исследования пока незначительны. Несомненно, что сложившуюся территориальную инновационную инфраструктуру не учитывать нельзя, даже если предположить, что формирующееся инновационное кластерное ядро может переместиться в иную сферу деятельности. В процессе разработки региональной политики в сфере инноваций необходимо отделить задачи федеральных, региональных и местных структур при определении их роли в данном процессе, т.к. значительная доля нагрузки ляжет на небольшие местные предприятия, легче поддающиеся нововведениям [1].

Стратегия по возможностям

Одной из важнейших задач Тюменской области является переход от сырьевой экономической модели к инновационной структуре. Социально-экономическое развитие территории и ее кластеризация во многом зависит от экономической политики, сложившегося механизма управления инновациями. Регионы имеют специфику, поэтому и их путь к инновационной экономике не может быть универсальным. На самых высоких ступенях находятся территории, сумевшие разработать инновационную стратегию, соответствующую их возможностям и местным особенностям [17].

В рейтинге субъектов Российской Федерации по значению индекса «Качество инновационной политики» (ИКИП) Тюменская область в 2010 г. находилась на 69–70 позиции [9]. И это в то время, когда наибольший эффект от нововведений наблюдается в тех регионах, где разработана стратегия инновационного развития, существует региональная политика в данной сфере деятельности, растут инвестиции не только из государственного, но и местного бюджета, сложилась нормативная правовая база, разработанная не только на государственном, но и на региональном уровне.

Большое значение в этом отношении имело принятие закона «О научной, научно-технической и инновационной деятельности в Тюменской области» [2], «Стратегии развития Тюменской области до 2020 г.», целевых программ «Основные направления развития научно-инновационной сферы в Тюменской области» и «Основные направления развития образования и науки Тюменской области». В процессе реализации принятых решений в 2006 г. в Тюмени был создан технопарк ИНТЦ «Западно-Сибирский инновационный центр нефти и газа», сформирован областной Совет по развитию инновационной деятельности [7]. Стимулирующее значение имеют программы государственной поддержки инновационных предприятий области.

В настоящее время действует инновационный комитет при правительстве Тюменской области, который курирует реализацию региональных научно-технических и инновационных проектов, проводит мероприятия, направленные на пропаганду инноваций. Комитет совместно с другими государственными и негосударственными организациями поощряет и поддерживает разработку и внедрение передовых технологий, организует работу по мониторингу инновационной активности региона, курирует работу научно-исследовательских центров, содействует повышению уровня информированности населения в области инноваций, имеет возможность оказывать содействие созданию малых инновационных компаний путем грантовой поддержки.

С 2013 г. Комитетом по инновациям Тюменской области предоставляются субсидии на реализацию инновационных проектов, получивших поддержку Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Общая сумма региональных субсидий по программам Фонда составила в 2013 г. 43,8 млн рублей. Всего с 2010 г. по 2013 г. тюменские инноваторы получили от Фонда более 89,5 млн рублей [23].

Активизирующую роль играют научные конференции и выставки, действует Тюменский инновационный форум «НЕФТЬГАЗТЭК», который регулярно проводит конкурс научно-инновационных проектов в сфере нефтегазовой отрасли [20]. Заметную роль в развитии инновационной деятельности играет ГБУ ТО «Западно-Сибирский инновационный центр». Представляется, что Тюменская область находится на стадии формирования региональной инновационной системы.

Инновации, как и кластеризация, невозможны без инвестиций, но последние поступают на нововведения с осторожностью, т.к. их результативность с трудом поддается предварительной оценке. В 2013 г. Тюменская область являлась регионом, характеризующимся наибольшим приростом инвестиций, в 2012 г. они достигли 1439576 млрд рублей, что значительно больше, чем на других территориях Уральского федерального округа [8]. Большая часть средств была направлена на приобретение машин и оборудования, росли вложения и в научные разработки и исследования. Важно наращивать диффузию прогрессивных новшеств, показывать их результативность, стараться повышать каждый из индикаторов, прежде всего, технологический, продуктовый, процессный, маркетинговый и организационный, отвечающих на инновации, детализируя основные направления инновационной политики.

Выводы

1. Сегодня опережающими темпами развиваются регионы, имеющие инновационные кластеры, играющие роль «тягловой лошади» в инновационном процессе, подтягивающие более мелкие организации к новейшим идеям и технологиям.

2. Определение и поддержка инновационного кластерного ядра, создающего условия для новейших разработок в других областях, в том числе и на предприятиях малого бизнеса, является одной из основных задач социально-экономической политики региона.

3. Кластерное образование усиливает диффузию инноваций и проникновение их в организации.

4. В числе складывающихся в Тюменской области основных кластеров (агропромышленный, медицинский, образовательный, строительный, нефтегазоперерабатывающий) одним из самых перспективных является нефтегазоперерабатывающий. Данный кластер характеризуется применением новейших технологий, способностью объединить самые передовые предприятия региона, став тем кластерным ядром, которое так необходимо региону.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Городнова Н.В., Скипин Д.Л. Анализ, обоснование и перспективы формирования инвестиционно-строительного кластера в Тюменской области // Экономический анализ: теория и практика, 2010. – № 39.
2. Закон Тюменской области от 21.02.2007 N 544 «О научной, научно-технической и инновационной деятельности в Тюменской области» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://law7.ru/tyumen/act0t/d874.htm.
2. Индикаторы инновационной деятельности: 2013: Статистический сборник. – М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2013
4. Инновационные проекты [Электронный ресурс] // Официальный портал органов государственной власти Тюменской области. – Режим доступа: https://www.admtyumen.ru/ogv_ru/finance/innovation/nov_projects.htm.
5. Исследование INSEAD: Глобальный индекс инноваций 2013 года. [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий. – Режим доступа: http://gtmarket.ru/news/2013/07/01/6051.
6. Основные показатели инновационной деятельности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/science_and_innovations/science/#.
7. Распоряжение Правительства Тюменской области от 18.05.2012 N 899-рп [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://law7.ru/tyumen/act0t/d874.htm.
8. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2013. – М.: Росстат, 2013. – 990 c.
9. Рейтинг инновационного развития субъектов Российской Федерации: аналитический доклад / Под ред. Л.М. Гохберга. – М.:ВШЭ, 2012. – http://www.hse.ru/primarydata/rir2012.
10. Российский инновационный индекс Л.М. Гохберг. – М.: ВШЭ, 2011. – http://www.i-russia.ru/media/files/41d377dd1ee6d66b7fcc.pdf.
11. Россия и страны мира, 2012. – Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/b12_39/IssWWW.exe/Stg/12-03.htm.
12. Руководство Осло. Рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям. – М.: ОЭСР и Евростата, 2006.
13. Рыкова И.Н. Индекс инновационного развития регионов России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.fa.ru/institutes/efo/Documents/27.07.2012/ %D0%A0%D1%8B%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B0_%D0%98.%D0%9D._27.07.2012_rus.pdf.
14. Мазуркин П.М. Глобальный инновационный индекс: относительные показатели рейтинга стран // Успехи современного естествознания, 2013. – №2.
15. Санбо Б. Инновация как средство экономического развития. – М.: Прогресс, 2005. – 376 с.
16. Скипин Д.Л. Приоритеты кластерной политики в Тюменской области // Экономический анализ: теория и практика, 2013. – № 25.
17. Скипин Д.Л. О формировании лесопромышленного кластера тюменской области на основе системно-интеграционного подхода // Российское предпринимательство, 2013. – № 15 (237).
18. Скипин Д.Л. Проблемы межкластерного взаимодействия в Тюменской области // Сборник научных трудов Sworld, 2013. – Т. 31. – № 2.
19. Статистика инноваций в России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/business/nauka/ind_2020/pril3.pdf.
20. Уткин А., Морозова Г., Морозова Н. Тенденции и особенности формирования понятийно-терминологических конструкций инновационной экономики // Управление экономическими системами: электронный научный журнал, 2012. № 1. – http://www.uecs.ru/uecs-37-372012/item/963-2012-01-18-05-31-15.
21. Тюменский инновационный форум «НЕФТЬГАЗТЭК» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.neftgaztek.ru/
22. Урожаева Ю.В., Иванов Д.С., Л.М. Григорьев Синтетическая классификация регионов: основа региональной политики // Российские регионы: экономический кризис и проблемы модернизации. – М.: ТЕИС, 2011.
23. Фонд содействия подводит итоги работы за 20 лет // Официальный портал органов государственной власти Тюменской области [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.admtyumen.ru/ogv_ru/finance/innovation/novation_news/ more.htm? id=11155350@egNews.