Статья опубликована в журнале «Креативная экономика»10 / 2014

Системный подход к разработке научной концепции инновационных бизнесобразующих технологий

Лавриченко Олег Вячеславович, инженер-программист, концерн «Моринформсистема-Агат», Россия

Systematic approach to development of the scientific concept of innovative business-forming technologies - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 69

Аннотация:
Рассматриваются предлагаемая автором концепция инновационных самоорганизующихся бизнесобразующих технологий и основные их закономерности, обоснована необходимость разработки теории экономики активного коннекта (эконоконнекта).

JEL-классификация:

Цитировать публикацию:
Лавриченко О.В. Системный подход к разработке научной концепции инновационных бизнесобразующих технологий // Креативная экономика. – 2014. – Том 8. – № 10. – С. 32-41.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


В современных условиях развития мировой экономики, основными тенденциями которой являются глобализация и ужесточение конкуренции, в решении задачи обеспечения динамически устойчиво го  развития промышленного предприятия первостепенная роль принадлежит его  инновационной системе. Ее эндогенной основой являются инновационные бизнесобразующие технологии, поэтому через их внедрение возможно  обеспечить не только обновление производственной базы, но  и модернизацию промышленного  предприятия в цело м.

Информационные и когнитивные технологии, к которым относятся и инновационные бизнесобразующие технологии, наряду с технологиями информационных и управляющих систем входят в перечень критических технологий современной России, определенных в Указе Президента России № 899 о т 7 июля 2011 г., а также являются приоритетными направлениями развития науки, техно ло гий и техники согласно  «Прогнозу научно-технологического  развития Российской Федерации на период до  2030 г.».

По чему именно  инновацио нные бизнесобразующие техно ло гии?

В 2011 г. Минэкономразвития разработало  ключевые показатели развития национальной экономики по  данным «Стратегии инновационного  развития Российской Федерации на период до  2020 г.» (см. табл.).

Таблица

Ключевые показатели развития национально й инновацио нно й экономики России [1]

Наименование индикатора

Период

2010

2016

2020

Коэффициент изобретательской активности (число  отечественных патентных заявок на изобретения, поданных в России, в расчете на 10 000 населения)

1,95

3

4

Число  созданных передовых производственных технологий

864

1500

2500

Интенсивность затрат на технологические инновации (удельный вес затрат на технологические инновации в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг)

1,39

2

2,5

Удельный вес инновационных товаро в, работ и услуг в общем объеме экспорта товаро в, работ, услуг в %

7

12

15

Место  России в рейтинге стран мира в области развития информационно го  общества (в соответствии с международными рейтингами)

59

30

18

Уровень соответствия международным стандартам нормативно -правовой базы в России в области инновационно й деятельно сти в %

30

80

100

Состояние эффективн сти инновационной активности российских предприятий, несмотря на позитивную оценку общей направленности национальной доктрины развития экономики, на сегодняшний день, к сожалению, не является основанием для оптимизма.

Это  подтверждается и отсутствием взаимосвязи между затратами на технологические инновации и долей отгруженной инновационной продукции в национальном товарообороте (по  данным Федерально й службы государственной статистики в 2011 году). Так, если затраты на технологические инновации составляли: в 2003 г. – 200, в 2007 г. – 230, в 2008 г. – 260, а в 2010 г. – 350 млрд рублей, то  объем отгруженной инновационной продукции составил по  го дам соответственно: 300, 350, 430 и 350 миллиардов. После 2008 года наблюдается постоянное снижение объема инновационной продукции, а в настоящее время затраты на инновации даже превысили его  [2].

На основании этих данных нами сделан вывод о  том, что  низкая эффективность развития национальной сферы нововведений определяется отсутствием эффективных инновационных технологий непосредственно  на российских хозяйствующих субъектах. А современные научно-теоретические концепции инновационного  развития на микроуровне не могут в полно й мере ответить на ключевые вопросы:

- каковы вариативность и релевантность предлагаемых параметров инновационного  потенциала предприятия применительно  к различным отраслям промышленности и комплексам народного  хозяйства;

- каковы методы оценки перспективной структуры баланса – количественных отношений между технологическими, маркетинговыми и организационными инновациями;

- в чем про являются динамические отношения, алго ритмы реализации процессных и продуктовых инноваций в практике хозяйственно й деятельности промышленных предприятий [3].

Таким о бразом, было  установлено , что  в современной теории инновационного  развития регулярный менеджмент инноваци нной активности промышленных предприятий актуально  рассматривать во  взаимосвязи с разработанной концепцией инновационных самоорганизующихся бизнесобразующих технологий, а все попытки упорядочить инновационную систему промышленного  предприятия без учета этой взаимосвязи приведут лишь к ее нестабильности.

В чем суть ко нцепции инновацио нных самоорганизующихся бизнесобразующих технологий?

В современной теории инновационного  развития основное внимание сосредоточено  на выделении экономических циклов, технологических укладов в развитии экономики [4]. Однако , на наш взгляд, основные усилия необходимо  направить на развитие новых инновационных технологий, т.к. темп экономических перемен с каждым годом будет только  нарастать. По  нашему мнению, решающую роль будет играть фундаментальный экономический рост, который, в свою очередь, зависит не от регулирования экономики на макроуровне, а от развития инновационных бизнесобразующих технологий на микроуровне.

Разработанная концепция инновационных бизнесобразующих технологий базируется на двух главных постулатах:

 а) современная экономика в большей степени основана на инновационных идеях, чем на инновационных предметах. Поэтому нужна совершенно  иная институциональная инфраструктура, совершенно  иная система ценообразования на инновационные идеи. Главное отличие инновационных идей от инновационных предметов состоит в том, что  последние сохраняют примерно  постоянную ст имость за единицу продукции, тогда как инновационные идеи имеют огромную стоимость за первую единицу продукции и очень низкую за каждую последующую. Именно  поэто му и нужны институциональные изменения, чтобы обеспечить разработчику монопольное право  на его  идею, что  по зво лит ему делать существенные вло жения в их разрабо тку;

б) учитывая огромные прибыли от внедрения новых идей, необходимо  сбалансированное (оптимальное) распределение инновационных ресурсов промышленных предприятий между объектами инноваций на основе инновационных самоорганизующихся бизнесобразующих технологий.  Именно  от оптимально го  распределения инновацио нных ресурсов, а также о т способности менеджмента промышленных предприятий постоянно  перераспределять баланс между производством и процессом инновационного  поиска, открытий и генерированием инновационных идей и будет зависеть  экономический рост в будущем [5].

Во  второй половине ХХ в. по явилось множество  логически законченных, имеющих свойства адаптированности и универсальной переносимости экономических когнитивных моделей и алгоритмо в, использование которых приносит достаточно  точно  прогнозируемые результаты. Поэтому на первый план сейчас выходят умения и навыки их правильно го  использования, а умение комбинировать их составные части является уже просто  необхо димым условием развития инновационной системы любого  промышленного  предприятия.

Таким образом, единицей инновационной активности и объектом приложения управляющих воздействий менеджеров предприятий являются инновационные бизнесобразующие техн ологии, которые представляют собой упорядоченную сов купность регламентов и процедур, способствующих адаптации современных способов разработки и принятия управленческих решений к реальной практике инновационной деятельности. Данное определение было  дано  нами в кандидатской диссертации и в ранее опублико ванных работах [6], однако  на данном этапе исследо вания нас интересует другой, более высокий и сложный уровень инновацио нных бизнесобразующих технологий – уровень их самоорганизации.

По д инновационными самоорганизующимися бизнесобразующими технологиями мы понимаем стратегическую интегрированную самоорганизующуюся системную совокупность формализованных регламентов и процедур, объединяющую и использующую известные инновационные бизнесобразующие технологии и другие формы инновационно й деятельности, комплексно  решающую проблему взаимодействия информации, знания и общения между участниками инновационных процессов, автоматизирующую и регламентирующую процесс принятия технологического, организационного  или маркетингового  решения. Данный уровень инновационных бизнесобразующих технологий относится к когнитивным технологиям.

Инновационные бизнесобразующие технологии данного  уровня – это  неизмеримо  более сложное социально-экономическое явление, чем простая технология или алгоритм. О ни относятся к архитектурному уровню организации инновационных систем, т.к. систематизируют, объединяют и управляют интегрированными моделями реализации инновационных стратегий как объектами, задействованными в реализации стратегий развития промышленного  предприятия.

Поэтому отличие нашего  подхода от традиционных состоит в том, что  инновационные самоорганизующиеся бизнесобразующие технологии являются эндогенной, центральной частью инновационной системы предприятия. То  есть они развиваются прямо  пропорционально  вкладываемым в них ресурсам, что  для эко номическо й науки является функцией затраченных усилий. Инвестиции добавляют ценности инновационным самоорганизующимся бизнесобразующим технологиям, а о ни – инвестициям. Это  замкнутый круг, способствующий экономическо му росту. Именно  такую идею мы и пытаемся формализовать. Традиционно  же инновационные технологии считались экзогенными, т.е. случайными, возникающими сами по  себе.

Фундаментальной основой инновационных самоорганизующихся бизнесобразующих технологий является информация о  способах управления функциональными моделями реализации инновационных стратегий развития, навигационными векто р-связями итераций интеграцио нных моделей и алгоритмов моделей инновационных стратегий [7].

Базовую, наиболее статичную основу инновационных самоорганизующихся бизнесобразующих технологий мо жно  определить как онтологическую «библиотеку» моделей и алгоритмов инновационных стратегий развития, систему знаний о  возможных вариантах развития и осуществления инновационных систем предприятий. В данном ракурсе инновационные самоорганизующиеся бизнесобразующие технологии можно  назвать еще и энергоинформационными, т.к. их о сновной принцип – взаимодействие энергии и информации, их взаимная трансформация.

Например, автоматизировать инновационную деятельность предприятия, ввести безбумажную бухгалтерию на предприятии, создать спрос на новый товар – это  простые инновационные бизнесобразующие технологии. Они опробованы, отработаны, способны к тиражированию. Из них, как из «кирпичиков», с использованием других «стройматериалов» строятся более сложные «конструкции» – инновационные бизнесобразующие технологии более высокого  уровня – уровня самоорганизации.

Этими «стройматериалами» могут быть инновационные ресурсы предприятия, личное влияние и лидерские качества отдельных людей, их коммуникации и коннект между собой, а также многие другие социально-экономические явления. Например, структурные изменения состояния любого  сегментированного  рынка товаров, услуг или комплексное воздействие на сознание большого  количества потребителей в целях формирования новых потребностей в инновационных товарах возможны уже только  с применением инновационных самоорганизующихся бизнесобразующих технологий.

Главное отличие инновационных самоорганизующихся бизнесобразующих технологий от простых – это  невозможность их механического  переноса в другое время и пространство. Прямое воспроизведение возможно  только  для периферийных, видимых частей стратегических совокупностей формализованных регламентов и процедур. Однако  даже в этом случае придется делать их «семантический тюнинг», подстраивать набор смыслов под существующие условия, что  обусловлено  разной ментальностью потребителей. И даже при таких условиях их тиражирование даст результаты только  при реализации краткосрочных инновационных проектов [8].

Инновационные самоорганизующиеся бизнесобразующие технологии (ИСБОТ) можно  представить как алгоритм действий по  внедрению идеи, как техно ло гию о бщения, коннекта между участниками реализации когнитивной интеграционной модели реализации инновационной стратегии развития и как технологию обмена и структурирования коннекта между ними. Их можно  описать как в виде сокращенного  алгоритма, в виде элементарной понятийной схемы, так и создать в подробнейшем самосовершенствующемся мультимедийном формате. «Идеальная инновационная бизнесобразующая технология» – это  самосовершенствующийся интерактивный алгоритм в структуре интеграционной модели реализации инновационной стратегии развития [9].

«Коннект» в переводе с английского  означает: со единять, устанавливать взаимоотношения, налаживать контакты, связываться, соединяться, ассоциировать, т.е. ставить в причинную связь, быть согласованными, устанавливать непосредственную связь. В данном случае этот термин лингвистически более близок к описанию процессов взаимодействия участников, реализующих интеграционные модели  инновационных стратегий развития, чем термин «коммуникация».

Важнейшей ролью инновационной самоорганизующейся бизнесобразующей технологии является капитализация инновационных идей и действий, которые необходимо  совершить для получения инноваций или нового  знания, т.е. они призваны не только  отвечать на вопросы, но  и формировать их, отправляя импульсы организаторам инновационных процессов на предприятии. Участники, включенные в процесс реализации инновационных стратегий развития, совместно  принимают решения, а также вносят необходимые изменения в тот раздел инновационных самоорганизующихся бизнесобразующих технологий, за который они отвечают. Инновационные самоорганизующиеся бизнесобразующие технологии как средство  корпоративного  коннекта и технологии обмена эксформацией способны создавать новое знание постоянно, да еще и в полуавтоматическом режиме.

О сновными закономерностями инновационных самоорганизующихся бизнесобразующих технологий как системной совокупности регламентов и процедур являются синтропия и эксформация.

Термин «синтропия» был впервые предложен в 1940 г. итальянским математиком с русскими корнями Луиджи Фантаппие, который пытался в своей теории объединить биологический и физический мир. Синтропия означает движение к упорядочению, к самоорганизации системы. По  о тношению к когнитивным технологиям, в которые включен человек, для то го, чтобы системная совокупность действовала более эффективно  и продуктивно, она противодействует окружающему хаосу путем организации и упорядочения последнего, что  и объясняет поведение (действие) самоорганизующихся когнитивных технологий. Синтропические процессы ведут к гибкости инновационных самоорганизующихся бизнесобразующих технологий.

Термин «синтропия», на наш взгляд, лингвистически более близок и более логично  подхо дит для описания когнитивных технологий, каковыми являются инновационные самоорганизующиеся бизнесобразующие техноло гии, в то  время как для описания живой системы используют термин «негэнтропия» (отрицательная энтропия), а для физической системы – термин «экстропия».

Следующей закономерн стью инновационных самоорганизующихся бизнесобразующих технологий является эксформация, означающая «намеренно  удаляемую информацию», т.е. гипертекст инновационной самоорганизующейся бизнесобразующей технологии для непосвященного  лица не имеет никакого  смысла, т.к. удаляемый контекст уникален лишь для ее участников. Количество  информации в условном знаке гипертекста ИСБОТ бывает малым, однако  из-за принципа эксформации она передается ясно. Данный термин впервые был введен датским физиком Тором Норретрандерсом в его  книге «Иллюзия пользователя» (1998) для описания систем криптографии.

Выво ды

В инновационных самоорганизующихся бизнесобразующих технологиях отражены все интеграционные модели и алгоритмы действий по  созданию инновационного  продукта. То  есть это  системообразующий многоуро вневый гипертекст, заключенный в форму четкой и понятно й интерактивно й инструкции. Это  требует исследования данного экономического явления не только  с позиций иного направления экономическо й мысли, но  и диктует необходимость разработки самостоятельной области экономических знаний – экономики активного  коннекта (эконоконнекта).


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Ро ссийский статистический ежего дник. 2011. Статистический сбо рник. – М.: Ро сстат, 2011.
2. Яко венко  В.С. К во про су о б актуально сти исследо ваний про цессо в инно вацио нно го  развития предприятий // Мо ло до й ученый, 2011. – № 5. – Т.1.
3. Лавриченко  О .В. Инно вацио нная стратегия как о сно ва фо рмиро вания ко нкурентно спо со бно го  предприятия // Научные труды Мо ско вско го  гуманитарно го  университета. – М.: Изд-во  Мо сГУ, 2009. – Вып.103.
4. Ко ндратьев Н.Д. Бо льшие циклы ко ньюктуры и тео рия предвидения. – М.: Эко но мика, 2002.
5. Шумпетер Й.А. Тео рия эко но мическо го  развития. Капитализм, со циализм и демо кратия. – М.:ЭКСМО , 2007.
6. Лавриченко  О .В. Системный по дхо д к о пределению эко но мическо й эффективно сти инно вацио нных про екто в // Креативная эко но мика, 2013. – № 11.
7. Лавриченко  О .В. Разрабо тка инно вацио нно й стратегии усто йчиво го  развития про мышленно го  предприятия:дисс. … канд.эко н.наук – М.: 2013.
8. Лавриченко  О .В. Разрабо тка инно вацио нно й стратегии усто йчиво го  развития про мышленно го  предприятия:авто реферат дисс. … канд.эко н.наук. – М.: Изд-во  МЭСИ, 2013.
9. Лавриченко  О .В. До стижение усто йчиво го  развития про мышленно го  предприятия в про цессе реализации инно вацио нно й стратегии // Креативная экономика, 2013. – № 7.
10. Лавриченко О.В. Инновационная стратегия как механизм устойчивого развития предприятия // Национальная безопасность, 2011. – №5.