Воздействие информационно-сетевой среды на процессы обращения товаров и услуг в современной экономике

Тутаева Ю.Р.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 9 (93), Сентябрь 2014

Цитировать:
Тутаева Ю.Р. Воздействие информационно-сетевой среды на процессы обращения товаров и услуг в современной экономике // Креативная экономика. – 2014. – Том 8. – № 9. – С. 124-138.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=22022257

Аннотация:
В статье рассматриваются особенности процессов обращения товаров и услуг в информационно-сетевой среде. Анализируется ее влияние на систему экономических интересов субъектов электронной коммерции, их реализацию и согласование, обосновывается необходимость использования нерыночных механизмов сглаживания противоречий между ними.

Ключевые слова: электронная коммерция, экономические интересы, информационно-сетевая среда

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Появление и развитие информационных сетей (телефонной, факсимильной, компьютерной, сети Интернет) способствовало выделению части информационного пространства более высокого уровня, связывающего источники информации с пространственно удаленными потребителями с нулевыми потерями времени. Информационно-сетевое пространство – часть информационного пространства, в котором информация передается, обрабатывается и хранится посредством сетей для различных целей (коммерческих, образовательных и др.).

Структура информационно-сетевой среды

Изобретения людей, привносящие новшества в процесс обработки, передачи и хранения информации, инициируют развитие информационно-сетевого пространства, способствуют структурированию отдельных его частей в соответствии с определенными целями отдельных индивидов и всего общества в целом. Результатом процесса преобразования человеком пространства является формирование среды его жизнедеятельности – информационно-сетевой.

Информационно-сетевая среда (ИСС) – определенным образом структурированная человеком часть информационно-сетевого пространства, представляющая собой совокупность целенаправленно созданных человеком и опосредующих процесс его жизнедеятельности условий (информационных, социальных, политических, экономических, культурных и др.), определяющих характер его существования (см. рис.).

Источник: составлено автором.

Рис. Соотношение понятий «информационное пространство», «информационно-сетевое пространство» и «информационно-сетевая среда»

На основе определения принципов ИСС можно утверждать, что информационно-сетевая среда имеет универсальный характер. Форма его проявления такова.

1) Открытость среды обусловлена применением «открытых информационных систем», состоящих из аппаратных, программных продуктов и технологий, разработанных в соответствии с общедоступными и общепринятыми международными стандартами и спецификациями. Различные открытые информационные системы предполагают возможность их интеграции друг с другом, а также с прикладными программами и данными с минимальными издержками.

2) Глобальность среды выражается во всепроникающем характере Интернета и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), которые обеспечивают экономическим агентам доступ к зарубежным рынкам при минимальных затратах. «Лидирующие отрасли информационно-сетевой экономики образуют секторы глобальной экономики без границ (финансы, телекоммуникации, СМИ)» [1].

3) Общедоступность среды предполагает отсутствие ограничений естественного характера на использование информационных, образовательных и сетевых ресурсов.

4) Самосозидание и самоорганизация ИСС проявляется в постоянном расширении сетевых структур за счет присоединения новых пользователей к сети. В рамках синергетического подхода Г. Хакен считал «систему самоорганизующейся, если она без специфического воздействия извне обретает какую-то пространственную, временную или функциональную структуру» [6]. Примером самосозидания и самоорганизации в информационно-сетевой экономике являются профессиональные сообщества в Сети, унифицированные (объединенные) коммуникации (англ. Unified communications, UC), которые в полной мере проявляют свои функциональные возможности при увеличении количества пользователей (пользователи не оказывают прямого воздействия на программные и технические характеристики сети, а только пользуются ими).

5) Динамичное реагирование (восприимчивость) на изменение систем, действующих в рамках информационно-сетевой среды. Так, на потребность в непрерывном образовании, обусловленную высокой конкуренцией на рынке труда, ИСС отреагировала развитием систем дистанционного обучения; на потребность в жестком контроле и экономии водо- и энергоресурсов в связи с ростом тарифов – развитием автоматизированных и дистанционных систем снятия и учета показаний потребления ресурсов; на развитие электронной коммерции – появлением большого количества электронных способов оплаты товаров и услуг и др.

Воздействие ИСС на систему социально-экономических отношений

Влияние информационно-сетевой среды на систему социально-экономических отношений, протекающих в ней, выражается через ее функции:

1) оптимизирующая функция выражается, прежде всего, в значительном снижении некоторых видов трансакционных издержек: издержек поиска, обработки и хранения информации, ведения переговоров, заключения контрактов;

2) коммуникативная функция информационно-сетевой среды обеспечивает «трансграничную, интерактивную и мобильную коммуникации различных субъектов деятельности, в рамках которой они осуществляют информационный обмен» [4];

3) информационная функция предполагает более эффективное накопление и использование информации о социально-экономическом пространстве субъектами экономической деятельности, что выражается в снижении информационной асимметрии;

4) стимулирующая функция. Стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий заставляет экономических субъектов постоянно совершенствовать организационную и производственную составляющие их деятельности, в т.ч. используя инновационные компоненты, чтобы не потерять конкурентных преимуществ.

5) социальная функция информационно-сетевой среды проявляется в трансформации общества, его интересов и характера общественных отношений вследствие внедрения информационно-коммуникационных технологий во все сферы жизнедеятельности. В связи с этим увеличивается ценность инновационного мышления и продуктов интеллектуального труда;

6) регулирующая функция. Информационно-сетевая среда задает направленность экономической деятельности субъектов хозяйствования, что обусловлено тесной взаимосвязью и интеграцией различных сфер современной экономики (например, разработчики приложений для мобильных устройств заинтересованы в развитии рынка смартфонов, в развитии сети сотовой связи). Поэтому экономические субъекты вынуждены согласовывать свои интересы с интересами других субъектов. При этом единые цели, элементы доверия и сотрудничества между субъектами хозяйствования становятся ключевыми источниками конкурентоспособности каждого из них [3].

Развитие информационно-сетевой среды

Развитие информационно-сетевой среды инициировало появление электронной формы обращения товаров и услуг, при которой трансакции между субъектами рынка полностью или частично совершаются с использованием ИКТ и сети Интернет. Основу экономических отношений субъектов на электронном рынке составляет совокупность экономических интересов, образующих систему, т.к. она удовлетворяет основным признакам системности, сформулированным в общей теории систем [7]: качественное различие входящих в систему элементов, целостность, развитие, целесообразный характер системы, взаимосвязанность элементов системы и их противоречивость, как особая форма связи.

1) Качественное различие входящих в систему элементов, применительно к системе экономических интересов на рынке электронной коммерции, обусловлено: во-первых, различием их носителей (отдельных хозяйствующих субъектов), во-вторых, различным содержанием экономических интересов их носителей:

а) экономический интерес личности – удовлетворение индивидуальных потребностей в товарах и услугах высокого качества с минимальными расходами, чтобы обеспечить рост реального дохода;

б) коллектива (фирмы) – максимизация прибыли;

в) государства, представляющего интересы всего общества, – эффективное расходование бюджетных средств и их непрерывное восполнение с целью удовлетворения потребности общества в коллективных благах.

Стоит отметить, что, несмотря на идентичность ключевых экономических интересов субъектов электронного и традиционного рынка, электронная форма коммерции диктует специфические условия их реализации:

‑ для покупателей – наличия доступа к Сети и навыков использования ИКТ и Интернета;

‑ для дистрибьюторов – обеспечения высокого качества, доступности и узнаваемости «торгового места» на виртуальном рынке, использования различных видов Интернет-рекламы, обеспечения доступности электронных способов оплаты товаров и услуг;

‑ для государства в лице федеральных, региональных и муниципальных органов власти – эффективных методов осуществления налогового контроля над деятельностью компаний, ведущих деятельность в Сети, навыков организации государственных и муниципальных закупок на электронных торговых площадках и др.

2) Целостность системы экономических интересов обусловливает наличие общих для разных экономических агентов экономических интересов: хотя потребитель товаров и услуг и дистрибьютор преследуют разные экономические интересы: первый стремится покупать дешевле, а второй – продавать дороже, оба субъекта заинтересованы в бесперебойном функционировании Сети, отсутствии искусственно создаваемых сетевых ограничений.

3) Так как экономические интересы тесно связаны с потребностями экономических субъектов, одним из важнейших факторов формирования закономерности развития системы экономических интересов выступает действие закона возвышения потребностей. Согласно данному закону, результатом развития общественного воспроизводства становится постоянное количественное и качественное видоизменение потребностей, которое «опережает» увеличение ограниченных экономических возможностей (ресурсов) общества. Фактором реализации закона является научно-технический прогресс [2].

Информатизация и сетевизация процесса обращения товаров и услуг в условиях электронной коммерции обеспечивает развитие системы экономических интересов субъектов этого рынка в соответствии с законом возвышения потребностей. Количественное и качественное усложнение потребностей потребителей и дистрибьюторов вынуждает производителей сетевых товаров непрерывно разрабатывать новшества, будь то специальная фото-техника для оцифровки снимков товара в формате 3D, позволяющая потребителю рассмотреть товар со всех ракурсов, или уникальные технологии ускорения сайта, уменьшающие продолжительность оформления заказа товара, или таргетированная реклама в социальных сетях, как ответ на потребность дистрибьюторов в поиске кратчайшего пути к целевой аудитории потребителей и др. Удовлетворение данных потребностей с помощью новейших информационных и сетевых технологий, а, следовательно, и реализация сопряженных с ними экономических интересов, порождает новые, более сложные для реализации потребности и интересы.

4) Целесообразный характер системы означает, что развитие всей системы и ее отдельных элементов предопределяется целью, заданной вышестоящей структурой. Направление развития системы экономических интересов всей совокупности хозяйствующих субъектов и отдельных ее элементов в электронной коммерции определяется стремлением к развитию рыночных отношений, не имеющих пространственных и временных ограничений.

5) Взаимосвязанность экономических интересов субъектов электронной коммерции обусловлена наличием внешних и внутренних связей:

а) внешние связи проявляются во взаимодействии системы экономических интересов с внешней средой – информационно-сетевой через ее институты: электронное правительство, электронные трудовые отношения, электронное образование и культуру и др. Вопрос о первичности взаимовлияния интересов и среды спорный. Мы полагаем, что влияние интересов на формирование среды первично. Подтверждением этого является тот факт, что возникновение предпосылок появления электронных институтов информационно-сетевой среды, а, следовательно, и соответствующих интересов экономических агентов, произошло гораздо раньше, чем обретение ими виртуальной формы.

Изобретение, активное развитие глобальной сети Интернет и информационно-коммуникационных технологий, создавшие техническую основу для виртуализации институтов, стали мощным инструментом повышения эффективности реализации давно существовавших экономических интересов, таких как экономия времени, снижение издержек, в т. ч. трансакционных и др. Т. е. виртуализация институтов, создавшая основу для формирования информационно-сетевой среды, стала логическим продолжением развития системы экономических интересов и процесса их реализации.

Таблица

Предпосылки появления виртуальной формы институтов информационно-сетевой среды

Виртуальная форма институтов
Электронное образование
Электронные трудовые отношения
Электронное правительство
Электронная медицина
Предпосылки появления
Реализацию идеи в обучении на расстоянии начали осуществлять:
в 1946 г. – University of South Africa;
в 1969 г. – британский Открытый Университет (The Open University);
в 1974 г. – немецкий FernUniversität in Hagen
Идеи работы вне офиса была предложена американцем Дж. Ниллесом в 1972 г.
Ее популяризация – конец 70-х – 80-е гг. XX в.
С 1980-х гг. в США развивается концепция нового государственного управления (new public management), основанная на принципах:
- повышение производительности;
- ориентация на потребителя;
- децентрализация;
- ориентация на результат.
1905 г. – основоположник ЭКГ В. Эйтховен попытался предать кардиосигнал по телефону.
1922 г. – в Готтенбурге по радиоканалам проводились медицинские консультации моряков, находившихся в плавании;
1965 г. – американский кардиохирург М. Дебеки через канал спутника связи консультировал ход операции на сердце, выполняемой в Женеве;
1967 г. – первая телемедицинская система создана в США на базе Тафтского медицинского университета
1983 г. – появление сети Интернет.
1990-е гг. – активное развитие Сети
Обретение институтами виртуальной формы
Термин e-Learning (электронное обучение) впервые прозвучал в 1999 г. на семинаре CBT Systems в Лос-Анджелесе
Первая электронная биржа удаленного труда Elance.com была создана в CША в 1999 году.
В 1993 г. начал работу Интернет-сайт Белого дома в США, позволяющий гражданам получать информацию о работе гос. структур и оплачивать налоги.
В 1997 г. Российская военно-медицинская академия С.-Петербурга при поддержке правительств РФ и США подключилась к Медицинкому центру У. Рида Армии США через Интернет
Источник: составлено автором.

б) внутренние связи проявляются через детерминацию, координацию и субординацию экономических интересов, определяющих иерархию интересов, составляющих систему, и противоречивость экономических интересов.

Рассмотрим примеры воздействия информатизации и сетевизации торговых трансакций на противоречивость элементов системы экономических интересов.

Осуществление торговых трансакций электронным способом создает возможности для неправомерного присвоения и использования результатов интеллектуальной деятельности, вследствие чего возникает противоречие интересов:

в) собственников интеллектуальных продуктов нематериальной формы и их потребителей (онлайн-покупателей). Суть рассматриваемого противоречия заключается в том, что собственники интеллектуальных продуктов (оцифрованных книг, фильмов, музыкальных произведений, определенных видов информации и знаний) заинтересованы в продаже максимального количества их копий, что становится невозможным в случае размещения в Сети и открытых источниках одним покупателем целого продукта или его фрагмента. Большая часть потребителей стремится получить данные продукты бесплатно, вследствие чего придерживается «прагматической поведенческой стратегии, сущность которой заключается в преимущественном потреблении контрафакта – интеллектуальных продуктов, произведенных и предлагаемых к потреблению с нарушением прав интеллектуальных собственников» [5];

г) сотрудников компании, разрабатывающих интеллектуальные продукты, и собственников Интернет-магазина. Источник противоречия их интересов заключается в том, что труд в разработку интеллектуального продукта вкладывают сотрудники компании (программисты, сотрудники маркетинговой службы), а основной доход от его эксплуатации получают собственники Интернет-магазина. Если уровень оплаты труда разработчиков интеллектуальных продуктов не будет соответствовать их ожиданиям, нарастание данного противоречения в перспективе способно перерасти в конфликт интересов, побочным действием которого станет сокращение новаторской активности сотрудников и отток инноваций к конкурентам.

Защита информационных ресурсов

Развитие трансграничной электронной торговли, осуществление которой не требует от дистрибьюторов создания постоянного представительства в стране-импортере его продукции, создает предпосылки для развития противоречивости экономических интересов более высокого уровня – межнациональных – в части борьбы за налоговую базу. Логика привязки взимания прямых налогов к наличию представительства иностранной компании в стране осуществления продаж состоит в том, чтобы обеспечить эту страну необходимыми полномочиями для обложения налогом крупных оборотов [8].

Однако возможность отсутствия представительства иностранной компании, осуществляющей продажи виртуальным способом, ведет к нарушению сложившегося баланса налоговых поступлений между странами-импортерами товаров и услуг, предоставляемых электронным способом, и странами местонахождения продавцов.

Все субъекты электронной коммерции стремятся защитить информационные ресурсы от несанкционированного доступа, иначе говоря, реализовать интерес в информационной безопасности. Однако, защищая свою информацию, они хотят обладать информацией о других участниках виртуальной торговли: так, например, дистрибьюторы желают получить доступ к информационным ресурсам конкурентов (базам данных, показателям экономической деятельности и т.д.) и потребителей (с целью анализа их предпочтений, стратегии совершения покупок и т.д.). Результатом данного противоречия интересов становится угроза информационной безопасности, многократно возрастающая в связи с осуществлением процесса обращения товаров и услуг в условиях информатизации и сетевизации.

Рассмотрим ситуацию на электронном рынке, при которой взаимодействуют ключевые экономические интересы покупателя и дистрибьютора товара: первый стремится приобрести товар по минимальной цене, второй – максимизировать прибыль от продажи данного товара. Количество конкурентов дистрибьютора на электронном рынке практически не ограничено, т.к. он имеет глобальный характер. Следовательно, покупатель имеет возможность выбора из множества предложений данного товара на рынке.

Возможность реализации экономического интереса покупателя на электронном рынке выше по сравнению с традиционным за счет снижения издержек поиска и обработки информации о ценах на данный товар, устанавливаемых различными дистрибьюторами. Эффективность реализации экономического интереса дистрибьютора при осуществлении продаж электронным способом выше за счет возможности неограниченного сбыта товаров и снижения издержек (снижение расходов на аренду офисных и складских помещений и организацию рабочих мест, автоматизация бизнес-процессов с помощью информационных систем и др.) Однако возможность потребителя легко выбрать наиболее дешевый товар усугубляет противоречие с интересом рассматриваемого дистрибьютора, так как для максимизации прибыли от продажи товара ему необходимо либо повысить цену на товар, либо снизить издержки. Так как в результате глобальной конкуренции и безграничных возможностей потребителя в выборе продавца возможности повысить цену на товар у него нет, он может использовать инструменты электронной коммерции для снижения издержек. Кроме того, может инициировать конфликт интересов с государством в лице налоговых органов, уклонившись от уплаты налогов с целью снижения издержек. Таким образом, до определенного момента информационно-сетевая составляющая рыночного механизма дает возможность сглаживания экономических интересов дистрибьютора и потребителя. Однако, когда возможность снижения издержек дистрибьютора исчерпана, возникает конфликт интересов: продавец вынужден снижать цену на товар при условии снижения прибыли или использовать преимущества информатизации и сетевизации для ущемления интересов потребителей (применять различные методы информационно-психологического воздействия на потребителя, результатом которого является совершение спонтанных покупок, ценовую дискриминацию и др.).

Рассмотренные примеры позволяют нам сделать следующий вывод. В условиях электронной коммерции складывается следующая ситуация: информатизация и сетевизация процесса обращения товаров открывает возможности для более эффективной реализации экономических интересов отдельных субъектов рынка при одновременном усложнении процесса их согласования.

Однако противоречивость отдельных экономических интересов является внутренним источником развития системы интересов, поскольку задает направленность развитию экономических отношений. Поэтому полное исключение противоречивости экономических интересов невозможно как в условиях традиционного рынка, так и электронного. Гораздо важнее их сглаживание, недопущение состояния конфликтности, в результате которого возникает риск потери устойчивости экономики в целом вследствие взаимосвязанности элементов системы интересов – задача, которая в условиях рыночной экономики не может быть решена без участия государства.

По нашему мнению, российский рынок электронной коммерции пока еще находится на этапе формирования, поэтому государство должно предпринимать активные действия, направленные на сглаживание противоречий в системе экономических интересов его субъектов при минимальном вмешательстве в рыночный механизм, тем самым стимулируя развитие рынка. Кроме того, во всех вопросах, касающихся электронной коммерции, государству следует принимать решения исключительно в результате диалога с представителями рынка, т.к. в силу специфики рынка только они знают все сложности, с которыми сталкиваются в процессе организации онлайн-торговли. Комплексный подход государственной политики в целях сглаживания противоречий экономических интересов в области электронной коммерции в России должен включать:

1) разработку комплексной законодательной базы, закрепляющей юридический статус всех составляющих этого явления и процессов с ним связанных, учитывающей принципы международного законодательства в связи с развитием трансграничной онлайн-торговли;

2) осуществление ясной и предсказуемой налоговой политики, не предусматривающей введения дополнительной налоговой нагрузки по сравнению с традиционной торговлей;

3) антимонопольное регулированию электронной коммерции, основанное на «правиле разумного подхода» («rule of reason»);

4) развитие инфраструктуры электронной коммерции (информационно-сетевой и транспортной);

5) формирование условий для повышения доверия общества к электронному способу совершения покупок;

6) создание системы эффективной подготовки квалифицированных кадров в области информационно-коммуникационных и сетевых технологий.

Вывод

Основу экономических отношений субъектов на электронном рынке составляет система экономических интересов, включающая множество взаимосвязанных элементов. Влияние информатизации и сетевизации процесса обращения товаров и услуг на систему экономических интересов, их реализацию и согласование проявляется в следующем:

1) информационно-сетевая среда инициировала появление специфических условий реализации экономических интересов на электроном рынке, так или иначе связанных с Сетью;

2) информатизация и сетевизация процесса обращения товаров и услуг в условиях электронной коммерции обеспечивает развитие системы экономических интересов субъектов этого рынка в соответствии с законом возвышения потребностей;

3) виртуализация институтов (в т.ч. института коммерции), создавшая основу для формирования информационно-сетевой среды, стала логическим продолжением развития системы экономических интересов и процесса их реализации;

4) воздействие информатизации и сетевизации на элементы рыночного механизма превращает его в эффективный механизм реализации экономических интересов отдельных субъектов рынка при одновременном усложнении процесса их согласования, что обусловливает необходимость использования нерыночных механизмов сглаживания противоречий между экономическими интересами субъектов электронного рынка.


Источники:

1.Дятлов С.А. Информационно-сетевая экономика: структура, динамика, регулирование: Монография / Дятлов С.А., Марьяненко В.П., Селищева Т.А. – СПб: Астерион, 2008. − С. 281.
2.Канапухин К.А. Система экономических интересов и закономерность ее развития. // Проблемы современной экономики, 2008. − № 3 (27)/
3.Ляпина М.В. Экономическое пространство: сущность, функции, свойства / Ляпина М.В., Моисеева И.С. // «Вестник Тюменского государственного университета» – 2012. – № 3. – С. 34−57.
4.Манойло А.В. Государственная информационная политика в особых условиях: Монография. М.: МИФИ, 2003. – с. 94. − http://www.evartist.narod.ru/text24/0022.htm.
5.Самохвалова Е.В. Социальное регулирование отношений в сфере интеллектуальной собственности. Диссертация ... кандидата социологических наук. − Белгород, 2008.
6.Хакен Г. Информация и самоорганизация: Макроскопический подход к сложным системам: Пер. с англ. – М.: Мир, 1991. – C. 28−29.
7.Чернецова Н.С. Теория и методология исследования экономических интересов. − М.: МИЭМ, УЧЛИТВУЗ, 2001. – C. 69−71.
8.Электронная коммерция и ее налогообложение. Roche & Duffay. − 2002. – C. 12. − www.roche-duffay.ru/articles/e-commerce.htm.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:00:25