Парадигма, тенденции развития и трансформации видеоконтента в традиционном телевидении и в интернете

Кравежина Л.Е.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 9 (93), Сентябрь 2014

Цитировать:
Кравежина Л.Е. Парадигма, тенденции развития и трансформации видеоконтента в традиционном телевидении и в интернете // Креативная экономика. – 2014. – Том 8. – № 9. – С. 115-123.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=22022256
Цитирований: 2 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Рассматриваются особенности развития видеоконтента в эпоху цифровой революции. Если ранее только телевидение предоставляло возможность массового потребления видеоконтента, то на данный момент развитие цифрового видеоконтента происходит огромными темпами с точки зрения как его количества, так и качества. Принимая во внимание все возрастающую роль интернета, можно предположить, что уже в скором времени цифровой видео-контент будет приобретать все бόльшую популярность и конкурировать с традиционным телевидением за долю в медиа-потреблении.

Ключевые слова: маркетинг, информация, конкуренция, экономика знаний, видеоконтент, телесмотрение, медиа-потребление, медиа-планирование, интернет-коммуникации



Как известно, человек получает информацию по всем имеющимся у него каналам восприятия, но некоторые из них имеют особое влияние для восприятия и общения. Это, в первую очередь, визуальная и вербальная коммуникации. По подсчетам исследователей, 69% информации, которую потребитель получает при потреблении телевизионного контента, приходится на визуальную коммуникацию, т.е. восприятие видеоряда [1]. В этом отношении можно сказать, что телевидение является одним из самых действенных средств передачи информации, т.к. оно сочетает в себе аудиовизуальные составляющие.

Больше картинок хороших и разных

C появлением новых интернет-практик аудиовизуальный контент стал активно распространяться, частично копируя телевизионные особенности, но при этом трансформируясь в новый тип контента. Изначально задачей интернета было создание и хранение текстовой информации, а также обмен ею. В связи с этим печатные СМИ и информационные агентства ощутили на себе его влияние первыми. СМИ в интернете зарождались как простое копирование офлайновой информации. Постепенная цифровизация традиционных СМИ привела к развитию интернет-изданий (онлайн-версий газет, журналов, радио и телевидения) в промежуток с 1994 по 1999 гг. Научная общественность уже проявила интерес к трем первым видам, однако интернет-телевидение все еще остается малоизученным.

В настоящий момент в Сети существует огромное количество мультимедийных сайтов, которые транслируют аудио- и видеоматериалы. Этот тип интернет-сервисов является одним из наименее изученных типологически, исторически и функционально, а также представляет наиболее современное отражение форм подачи и распространения контента. Работы по исследованию электронных сетей, интернет-журналистики проводились и ранее, однако в них практически не рассматривались аудиовизуальные средства в интернете, в том числе феномен телевизионного вещания и интерактивного телевидения, вопросами изучения которых занимались всего несколько российских исследователей [2, 3, 4].

По данным каталогов интернет-СМИ [5], только 16% всех электронных СМИ относятся к телевидению. Интернет-телевидение позволяет объединить возможности традиционного телевидения и интернет-практик, что является толчком для создания такого феномена, как активное телепотребление с возможностью выбора контента и сервисов, времени просмотра и т.д. Во всем мире это направление считается одним из наиболее перспективных в видео-вещании. Так, темп прироста интерактивного телевидения в 2012 г. составил 62% по сравнению с предыдущим годом, тогда как сегменты кабельного и спутникового телевидения выросли на 3% и 20% соответственно [3].

По данным отдельных исследователей, большинство интернет-медиаресурсов являются аналогами офлайн-СМИ, a именно 54% текстовых сайтов, 61% телевизионных сайтов и 70% радийных ресурсов. Вместе с тем, средства массовой информации представляют собой подавляющее большинство учредителей интернет-ресурсов, они почти вдвое опережают по объему количество интернет-площадок коммерческих структур, при этом органам власти принадлежат лишь 1% текстовых сайтов и 3% радийных и телересурсов [6]. Эта статистика подтверждает тот факт, что средства массовой информации претерпевают процесс цифровизации с тем, чтобы следовать тенденциям медиа-потребления населением.

На рисунке 1 представлен график с отражением наиболее популярных интернет-практик потребителей, которыми, по данным ряда исследовательских организаций [7, 8], являются скачивание музыки (среди 18–30-летних пользователей – 64%). 44% – скачивание или просмотр видео (среди молодежи – 55%). Меньше всего распространены такие формы интернет-деятельности, как ведение блога и прослушивание радио.

Рис. 1. Наиболее популярные среди пользователей онлайн-сервисы, % [7, 8]

В русле тенденций

За последние два десятилетия рынок цифрового контента проделал путь от появления первых носителей цифровой информации до масс-медиа ресурсов цифровой дистрибуции в интернете, определяя основные тенденции медиа-потребления населения и следуя таковым. Безусловно, распространение и популяризация цифрового контента в сети будет расти и далее, создавая все больше нишевых, т.е. аффинитивных ресурсов. Под цифровым контентом в данном случае понимаются информационно-развлекательные материалы в цифровом формате, предназначенные для использования на цифровых устройствах, таких как компьютер, мобильные устройства и т.д. Цифровой контент включает в себя в первую очередь видео, аудио, игры, текст. По результатам аналитических исследований [10], в 2012 г. рынок цифрового контента в мире оценивался в 58 млрд долл. Уже к 2016 г. (см. рис. 2) ожидается увеличение объемов этого рынка почти вдвое.

Рис. 2. Мировой рынок цифрового контента в денежном выражении, млн. долл., 2010–2016 гг. [9]

Крупнейшим рынком на текущий момент является США – 38%, при этом Россия занимает только 2% от общего объема мирового рынка [9].

Мировой рынок цифрового контента растет в основном за счет видео и мобильного контента. Пo результатам 2012 г. быстрее всего развивались сегменты видео и мобильной музыки – рост составил 62% и 99% соответственно. Главным дистрибутором цифрового контента конечному потребителю на сегодняшний день являются контентные интернет-площадки, такие как онлайн-магазины музыки, сайты платного видео-контента, игровые площадки и др. Существуют также мультифункциональные площадки, сочетающие в себе сразу несколько видов контента, перечисленных выше. Примером такой площадки может быть Amazon.com, которая начинала с распространения электронных книг, a затем расширила свой спектр и на другие типы контента. В российской же интернет-практике таким порталом является группа mail.ru, сочетающая в себе практически все виды контента, разделенные по тематическим разделам площадки.

Несмотря на пока незначительную долю России в общемировой сети цифрового контента, отмечается значительный рост инвестиций. Так, по нашим прогнозам, уже в 2016 г. данный рынок в денежном выражении будет уже почти в два раза выше, чем в 2012 г. (см. рис. 3).

Рис. 3. Российский рынок цифрового контента в денежном выражении, млн долл., 2010–2016 гг.

Дистрибуторы контента, а также операторы связи и крупные медиахолдинги активно развивают видеосектор и создают собственные интернет-ресурсы для монетизации потребления видеоконтента. В настоящий момент преобладает бесплатная модель предоставления видеоконтента, которая максимизирует рост целевой аудитории и привлечение рекламных бюджетов в данный сегмент. Столь быстро растущая популярность цифрового видеоконтента обусловливает постоянное развитие на телевизионном рынке интернет-сегмента, что становится принципиальной задачей для крупнейших медиахолдингов и небольших компаний в условиях жесточайшей конкуренции. По мнению автора, своевременная интеграция в цифровой сегмент видеоконтента становится удачным решением и в перспективе принесет большие выгоды и преимущества как для владельцев контента, так и для его потребителей.

Интернет, прямой маркетинг и цифровые каналы способствуют улучшению контакта владельцев СМИ с рынком потребителей, что дает толчок владельцам телевизионных каналов к адаптации к новым условиям, увеличению объема вещания в интернете. Одной из самых распространенных форм потребления телевизионного контента в интернете является скачивание «нелинейного» контента: кинофильмов, телесериалов, телепередач и пр. Самым востребованным типом профессионального контента являются фильмы: их скачивает почти треть интернет-пользователей. Просмотр фильмов в режиме онлайн также довольно распространен в среде пользователей (24%), как и просмотр видеороликов (28%). А вот просмотр онлайн-вещания телеканалов распространен меньше (7%), как и использование ТВ-тюнера, который позволяет смотреть эфир каналов, но не на экране телевизора, а на мониторе компьютера (8%) [10]. Кроме того, увеличение количества digital natives (молодых людей, которые родились в эпоху цифровой революции и с детства потребляют цифровой контент [11]) в объеме целевой аудитории со временем будет только возрастать, что также определяет направленность развития медиа-среды и ключевые зоны развития медиа-индустрии.

Под интернет-вещанием подразумевается распространение в интернете видео- и аудиоинформации. Трансляция может быть как прямой («живое вещание»), так и в записи («видео- или аудио-по-запросу»). Распространение цифрового видео-контента происходит обычно через интернет-каналы – видео-хостинги (например, YouTube.com), интернет-телеканалы (такие как онлайн-версии телеканалов).

По классификации специалистов в области интернет-СМИ, интернет-телевидение подразделяется на сайты телеканалов, которые дублируют вещание канала, интернет-каналы с оригинальным вещанием и интернет-каналы со смешанным вещанием – версионным и оригинальным [4].

Много и сразу

К основным отличиям интернет-телевидения от традиционного телевидения можно отнести следующие характеристики:

Интернет-телевидение имеет значительно большее количество каналов, их численность может доходить до нескольких миллионов источников видеоинформации, в то время как среднее количество каналов телевизионного вещания, доступного телезрителям московского региона составляет порядка 30.

Активное участие потребителей в создании контента. На данный момент любой пользователь интернета может открыть свой канал видео вещания и стать производителем контента. Таким образом, зрители становятся участниками процесса производства программы.

Неограниченный объем доступной информации. Функция видео по запросу открывает возможность доступа к информации любой давности, когда-либо загруженной в интернет. Согласно данным фокус-групп [10], основным мотивом обращения к интернету как к альтернативному каналу телепросмотра является гораздо бόльшая свобода контента. При этом Интернет «выигрывает» перед традиционным телевидением, поскольку в нем быстрее появляются различные новинки – премьерные фильмы, новые зарубежные сериалы и популярные шоу.

Высокая степень конвергентности. Интернет-ресурсы сочетают в себе мультимедийные возможности в рамках одного средства массовой информации, таким образом, увеличивается длительность контакта с одним интернет-ресурсом, т.к. в его рамках аккумулирован весь спектр информации, необходимой потребителю. Некоторые интернет-СМИ используют возможности интернета в качестве дополнения к своим информационным сервисам. Например, наряду с интернет-вещанием в рамки интернет-СМИ может быть интегрирован корпоративный интернет-магазин, архив музыкальных композиций, форум, видеочат и т.д.

Персонализация вещания. Если интернет-СМИ имеет функцию регистрации, ее можно использовать как инструмент анализа своей целевой аудитории и персонализации отображаемого контента сайта и сетки вещания для каждого пользователя. Например, если пользователь оставил в анкете данные о своих интересах – автомобили, спорт, кино, то на сайте ему будет предложен специальный канал, посвященный автомобильному спорту, а рекламные блоки будет заполнены киноафишей.

Низкая себестоимость вещания. Организация интернет-вещания существенно низкозатратнее, чем организация вещания традиционного ТВ, в котором обязательно наличие дорогостоящего оборудования, аренды канала вещания и т.д.

Интерактивность. На данный момент происходит процесс трансформации телезрителя в телепользователя [4], т.е. индивида, который получает гораздо большую свободу в решении, «что» и на каком канале смотреть, «когда» и «как» смотреть потреблять видео-контент.

Вывод

С развитием технологий и дальнейшим распространением интернет-вещания можно предположить, что будут возникать новые отличия интернет-вещания от телевидения. Однако одновременно с этим традиционное телевидение вносит коррективы в свои устои и старается приблизить свой функционал к интернет-вещанию для сокращения оттока целевой аудитории, что, по мнению автора, требует дальнейшего анализа и создания методологии анализа совместного маркетингового эффекта от потребления видео-контента в традиционном телевещании и сети Интернет.


Источники:

1. Почепцов Г. Г. Теория коммуникаций. – М.: Ваклер, 2001.
2. Гарматин А.А. Теоретические основы и принципы организации телевизионного интернет-вещания: диссертация кандидата филол. наук. – Тольятти, 2005.
3. Яшенкова Н.А. Развитие системы маркетинга услуг интерактивного телевидения: на примере компаний операторов связи: диссертация кандидата экон. наук. – М., 2013.
4. Интернет-вещание в системе СМИ: особенности и принципы функционирования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main?textid=321&level1=main&level2=articles (дата обращения: 16.05.2014).
4. Яндекс. Каталог СМИ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://yaca.yandex.ru/yca/cat/Media/ (дата обращения: 16.05.2014).
5. Коротков А.В., Карякина К.А. Интернет в системе мировых информационных процессов. Учебное пособие для студентов. – М.: МГУ, 2006.
6. Для чего люди используют интернет? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fom.ru/SMI-i-internet/11088 (дата обращения: 16.05.2014).
7. Данные TNS Gallup Media, исследование Marketing Index для Mediacom Ltd – M.: 2013.
8. Рынок цифрового контента в России и в мире, октябрь 2013 [Электронный ресурс] // J’son & Partners Consulting. – Режим доступа: http://adindex.ru/publication/analitics/100380/2013/10/30/103696.phtml (дата обращения: 16.05.2014).
9. Теория и практика медиарекламных исследований (к 15-летию Аналитического центра «Видео Интернешнл») / Аналитический центр «Видео Интернешнл»; Отв. ред. В.П.Коломиец; Науч. ред. С.В. Веселов, И.А. Полуэхтова – М: ООО «НИПКЦ Восход – А», 2011.
10. Prensky M. Digital Natives, Digital Immigrants // On the Horizon. NCB University Press, Vol. 9 No. 5, October 2001.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 20:04:26