Интеллектуальная собственность как объект экономических отношений

Полавская Н.В.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 8 (92), Август 2014

Цитировать:
Полавская Н.В. Интеллектуальная собственность как объект экономических отношений // Креативная экономика. – 2014. – Том 8. – № 8. – С. 22-32.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=30103967
Цитирований: 6 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В статье рассмотрены роли и свойства интеллектуальной собственности в контексте отношений, объектом которых она является. Цепочка отношений начинается с создания интеллектуальной собственности как идеального объекта, продолжается фиксацией этого объекта в качестве нематериального актива, затем его реализацией как интеллектуального товара и заканчивается потреблением полезного эффекта, созданного пользователем интеллектуальной собственности.

Ключевые слова: интеллектуальная собственность, идеальный объект, нематериальный актив, интеллектуальный товар, нематериальный ресурс



Со второй половины XX в. обозначились две основные тенденции, касающиеся интеллектуальной собственности. Первая – усиление защиты интеллектуальной собственности компаниями, вторая – рост количества рыночных операций с интеллектуальной собственностью.

Тим Джексон описывает эти тенденции в книге «Intel Inside»: «К 1974 г. компании <…> стали более ревностно относиться к сотрудникам и к своей интеллектуальной собственности. Судебные разбирательства стали обычным явлением, а компании начали использовать патенты, чтобы получать значительные роялти от своих конкурентов или заключать широкомасштабные соглашения о перекрестном лицензировании. <…> патенты, торговые секреты и прочие формы интеллектуальной собственности стали использоваться компаниями, как коммерческое оружие» [4].

О понятии «интеллектуальная собственность»

На усиление защиты интеллектуальной собственности повлияли развитие информационных технологий, возрастающая самостоятельность человеческого капитала и ужесточение борьбы компаний за конкурентные преимущества. Эти факторы значительно повысили риск того, что результаты интеллектуального труда окажутся за пределами компании и будут использованы третьими лицами, которые не инвестировали ресурсы в их разработку.

Рост рыночных операций с интеллектуальной собственностью специалисты в основном связывают с общей коммодификацией и растущей склонностью компаний к экстернализации части функций. Коммодификацией (от англ. commodity – предмет потребления) сторонники теории общества потребления и развитого капитализма называют процесс того, что все большее число различных видов человеческой деятельности обретает денежную стоимость и фактически становится товарами, покупаемыми и продаваемыми на рынке.

Результаты интеллектуальной деятельности не являются исключением и все чаще предлагаются в качестве товара на рынке. Спрос на этот товар определяется склонностью компаний к экстернализации. Она проявляется, в частности, в росте аутсорсинга и производства по контракту [15]. Эти тенденции свидетельствуют о готовности современной компании отказываться от самостоятельного воспроизведения части бизнес-процессов, а также преодолении синдрома «изобретено не здесь». Компании предпочитают приобретать интеллектуальную собственность в случаях, когда это менее затратно, чем проводить самостоятельные разработки, или при отсутствии собственных специалистов нужного профиля.

Интерес к проблеме интеллектуальной собственности растет как со стороны бизнеса, так и со стороны научного сообщества. Понятие интеллектуальной собственности является сложным и неоднозначным. В международной терминологии интеллектуальная собственность звучит как intellectual property. В.А. Дозорцев называет термин «интеллектуальная собственность» плодом неправильного перевода. Английское «property» дословно переводится как имущество без указания на отношения собственности, для которых используется другой термин «ownership» [10].

В результате понятие «интеллектуальная собственность» трактуется двояко: с одной стороны, как «творения человеческого разума», т.е. объекты, а с другой стороны, как отношения по поводу этих объектов. В Гражданском Кодексе РФ объекты называются «результатами интеллектуальной деятельности». В научной и деловой среде нет единой точки зрения на понятие интеллектуальная собственность. Дискуссии возникают в отношении интеллектуальной собственности, и как объекта, и как отношений.

В экономике интеллектуальная собственность может быть объектом разных отношений, в которых выполняет разные роли. На каждой стадии отношений интеллектуальной собственности от ее создания до использования ключевое значение имеет субъект, который обладает по отношению к ней набором («пучком») тех или иных правомочий. В зависимости от характера этих правомочий, субъект вступает в рыночные отношения, которые определяют дальнейшую судьбу интеллектуальной собственности, т.е. ее переход на следующую стадию преобразования. Ряд трансформаций роли интеллектуальной собственности представлен в табл. 1.

Таблица 1
Трансформация роли интеллектуальной собственности
Субъект
Роль объекта интеллектуальной собственности
Автор / Создатель
Идеальный объект
Правообладатель
Нематериальный актив
Коммерциализатор
Интеллектуальный товар
Пользователь
Нематериальный ресурс
Потребитель продукта
Полезный эффект / Удовлетворение потребности

Первая стадия – это создание идеального объекта, например, концепции, механизма, решения бизнес задачи, произведения искусства, программного обеспечения, технологии производства и т.д.

Творения человеческого разума относятся к нематериальному миру. «Интеллект порождает идеи, – пишет А.В. Птушенко, д.ю.н, д.э.н., к.т.н. – Идея – это зафиксированное в каком-либо коде представление об устройстве объекта, о сути процесса, о причинах и следствиях явлений – все то, что позволяет передать объективное сообщение об объекте либо реализовать его неким объективным способом» [12].

Специалист предлагает в качестве интеллектуальной собственности рассматривать любую обладающую новизной, нетривиальностью и реализуемостью идею. Так, в произведениях искусства и научных работах надо защищать не форму, а идею, в программах для ЭВМ – не код, а алгоритм. Идея, по мнению А.В. Птушенко, является самым ценным и выгодным товаром.

О том, что в основе интеллектуальной собственности лежит идея, а точнее комплекс идей (идеальный объект), пишет Том Палмер: «Права интеллектуальной собственности – это права на идеальные объекты, отделенные от материальных носителей, в которых они воплощены» [11].

Правообладатель

В информационном обществе приоритетное значение приобретает проблема регулирования информации как таковой, не «привязанной» к специфике своего материального носителя и форме ее представления [3]. Таким образом, интеллектуальной собственностью является идеальный объект, который «сконструирован» усилиями человеческого интеллекта и, может быть, уже воплощен в материальном мире.

При создании идеального объекта автор автоматически наделяется личными неимущественными правами, т.е. правом авторства и правом на вознаграждение. Эти права зафиксированы в 27 статье Всеобщей декларации прав человека: «Каждый человек имеет право на защиту его моральных и материальных интересов, являющихся результатом научных, литературных или художественных трудов, автором которых он является» [13].

Во втором типе отношений интеллектуальной собственности (см. табл. 1) субъектом является правообладатель. Возможно, что создатель и правообладатель – одно и то же лицо, но в коммерческом обороте, как правило, это два разных субъекта. В случае если объект относится к произведениям искусства, правомочия правообладателя регулируются смежными правами.

Правообладателем может быть издатель, публикатор, исполнитель, продюсер и т.д. В случае если объект является изобретением, полезной моделью, промышленным образцом, товарным знаком, фирменным наименованием, ноу-хау, правомочия правообладателя регулируются институтом промышленной собственности. Промышленная собственность предполагает, что исключительными правами на объект обладает организация. Она принимает решение о дальнейшей правовой фиксации результата интеллектуальной деятельности – либо посредством патентования, либо регистрации товарного знака, либо сохранения во внутренней документации в режиме коммерческой тайны.

Правообладатель принимает решение о дальнейшем способе использования интеллектуальной собственности. Для него интеллектуальная собственность является активом, который должен принести будущие выгоды. Актив (asset) – ресурс, контролируемый фирмой, являющийся результатом предшествующих событий (например, приобретение или создание) и способный производить будущие экономические выгоды (поступление денежных средств или других активов) [14].

Интеллектуальная собственность как актив

Как актив интеллектуальная собственность внутри фирмы обладает следующими свойствами: она защищена соответствующим законом, отделена от человека, зафиксирована на каком-то носителе и является залогом конкурентного преимущества и инновационности компании. В итоге под интеллектуальной собственностью для компании можно понимать явные задокументированные знания, защищенные законодательно, которые способны приносить доход посредством их самостоятельного использования или коммерциализации.

Все больше специалистов разрабатывают теории управления знаниями, интеллектуальным капиталом, человеческим капиталом в организации и склоняются к тому, что именно нематериальные составляющие становятся основными «генераторами» дохода в условиях инновационной экономики.

На стадии, когда объект интеллектуальной собственности выступает в роли нематериального актива в организации, принимается решение либо о самостоятельном использовании объекта, либо о его коммерциализации.

На следующей стадии отношений по поводу интеллектуальной собственности субъектом является коммерциализатор. Как правило, эту роль выполняет правообладатель. Либо правообладатель может передать интеллектуальную собственность другому субъекту на правах доверительного управления, в рамках агентского соглашения или иными способами. Отношения, возникающие в процессе коммерциализации, регулируются законами рынка и контрактными условиями. Интеллектуальная собственность, становясь объектом делового оборота, выступает в роли интеллектуального товара. Интеллектуальный товар – продукт интеллектуальной деятельности, который удовлетворяет потребность, предлагается рынку, обладает стоимостью и формируется в процессе коммерциалимзации [8].

Интеллектуальный товар должен иметь потенциал реализации на рынке. Этот потенциал подразумевает, что, во-первых, объект имеет форму, которая позволяет его отчуждать и передавать новому владельцу или пользователю; во-вторых, на него есть спрос на рынке, т.е. объект принесет приобретателю доход в процессе эксплуатации; в-третьих, объект можно оценить, чтобы присвоить ему стоимость реализации. В.И. Мухин называет комплекс этих свойств «оборотоспособностью». Товар оборотоспособен, когда он обладает исключительностью, отчуждаемостью и универсальностью для оценки [8].

Способы отчуждения интеллектуального товара

Поэтапным развитием потенциала объекта коммерциализации занимается субъект-коммерциализатор (предприниматель). Он выбирает способ реализации товара – либо отчуждение прав на него, либо предоставлением во временное пользование. Основными способами отчуждения интеллектуального товара являются:

1) продажа прав на объект третьей стороне;

2) оказание инжиниринговых и консалтинговых услуг (например, если объектом интеллектуальной собственности является ноу-хау);

3) создание спин-офф/спин-аут компании, вкладом в капитал которой является интеллектуальная собственность;

4) продажа компании, в активах которой значительную доля занимает интеллектуальная собственность;

5) совместная деятельность с вложением интеллектуальной собственности.

Основные способы предоставления объекта во временное пользование:

1) лицензионный договор;

2) опционное соглашение, как правило, на пробный период использования объекта интеллектуальной собственности;

3) коммерческая концессия (франчайзинг) на комплекс объектов интеллектуальной собственности под определенной торговой маркой.

В результате коммерциализации интеллектуальная собственность попадает либо к другому правообладателю в случае отчуждения, либо к пользователю, который, по выражению Джереми Рифкина, получил право доступа [2]. Для него интеллектуальная собственность становится ресурсом, который используется в производительной деятельности наравне с трудом, оборудованием, природными ресурсами. Если в отчетности правообладателя интеллектуальная собственность отражена в категории нематериальных активов, то у пользователя она отражена в категории расходов [1].

Защита интеллектуальной собственности

Объекты интеллектуальной собственности не подвержены физическому износу, зато риск морального износа у них выше, чем у объектов материального мира. С другой стороны, зачастую новые результаты интеллектуального труда складываются с результатами, уже имеющимися у компании, и демонстрируют «возрастающий эффект масштаба» [7].

Завершающей стадией трансформации роли интеллектуальной собственности является потребление созданного ею полезного эффекта. Например, удовлетворение потребностей конечных покупателей путем использования товара, созданного пользователем интеллектуальной собственности.

Отдельного внимания требует способ защиты объектов интеллектуальной собственности. Определение способа правовой защиты является одним из основных критериев отнесения объекта к интеллектуальной собственности. В силу своего происхождения «идеальные объекты» не имеют вещественной формы, поэтому намного более мобильны, чем объекты материального мира. Также их сложнее идентифицировать, легче скопировать и возможно использовать неограниченному кругу лиц. В связи со специфическими свойствами объекты интеллектуальной собственности нуждаются в особой правовой защите. Она определяет границы результатов интеллектуальной деятельности, защищает и позволяет передавать их. Она делает права интеллектуальной собственности «видимыми» и обоснованными [6]. «Хочешь иметь хороших соседей – построй хорошие заборы» [1]. Образно выражаясь, защита интеллектуальной собственности и «строит» подобные «заборы».

Сегодня компании стараются максимально защитить свою интеллектуальную собственность, чтобы завоевать конкурентные преимущества и получать дополнительные доходы от коммерциализации.

Специфика основных видов интеллектуальной собственности и их защиты описана в международных соглашениях и законодательстве каждой страны. Защита интеллектуальной собственности определяет облик интеллектуального товара и особенности его коммерциализации и использования.

Принято выделять следующие законодательные формы защиты интеллектуальной собственности в порядке убывания силы правовой охраны: патентная защита, защита средств индивидуализации, защита авторских прав, защита секретов производства (ноу-хау).

Выбирая способ защиты интеллектуальной собственности, правообладатель или коммерциализатор исходит из следующих основных предпосылок: определенные законодательством условия отнесения объекта к тому или иному способу защиты, общие затраты на процедуру защиты, предполагаемый способ использования объекта. Основные объекты интеллектуальной собственности и способы их защиты приведены в табл. 2.

Таблица 2
Основные объекты интеллектуальной собственности и способы их защиты
Сфера / Интеллектуальный ресурс
Объекты интеллектуальной собственности
Способы защиты
Наука
Изобретения, полезные модели, промышленные образцы
Патент
Творчество
Произведения искусства, литературы, фонограммы и пр.
Авторское право, смежные права
Информация
Базы данных, программные средства, консультационные услуги
Патент, авторское право, договор о конфиденциальности
Бизнес-задачи
Программные средства, ноу-хау, консультационные услуги, товарные знаки, фирменные наименования
Патент, режим коммерческой тайны, права на средства индивидуализации, договор о конфиденциальности
Знания
Консультационные услуги, аутсорсинговые услуги (например, услуги «решателей», описанные Г. Чесбро)
Договор о соблюдении конфиденциальности, индивидуально составленные соглашения
Кроме юридически установленных, существуют «естественные» способы защиты интеллектуальной собственности от имитации. Они возникают за счет уникальности интеллектуального капитала организации. Конкуренты не станут имитировать объект интеллектуальной собственности, если не понимают, как это сделать, или знают, что имитация требует больших затрат.

Ситуация «Мы знаем, что делать, но не знаем как» [9] возможна, когда для создания объекта интеллектуальной собственности необходимы определенные накопленные явные и неявные знания, набор специфических ресурсов, доступ к ограниченным ресурсам и т.д., т.е. уникальный интеллектуальный капитал. Как правило, конкурентам не хватает информации для имитации, а стоимость приобретения, анализа и применения информации о ресурсе, который надо сымитировать, превышает выгоды от его имитации [9]. Больших затрат также требует воссоздание условий для имитации, подбор ресурсов, в т.ч. человеческих.

Выводы

1. Как объект экономических отношений интеллектуальная собственность предстает в разных ролях, выполняя разные функции для субъектов экономических отношений. Она проходит стадии идеального объекта, нематериального актива, интеллектуального товара и интеллектуального ресурса. Также к интеллектуальной собственности относят способы защиты результатов интеллектуального труда, которые помогают отделить объект интеллектуальной собственности от прочих объектов нематериального мира.

2. Отношения по поводу интеллектуальной собственности определены нечетко из-за их относительной новизны и специфических свойств объекта (нематериальное происхождение, невозможность передачи без дублирования и пр.). Поэтому субъектам отношений по поводу интеллектуальной собственности важно понимать цели и задачи, стоящие перед ними, особенности объекта и интересы контрагента. Такое понимание позволит наиболее грамотно строить стратегию защиты и максимизации дохода от использования и коммерциализации интеллектуальной собственности.

[1] Это справедливо для российских стандартов отчетности и IFRS. Согласно стандартам US GAAP, лицензии входят в категорию активов.


Источники:

1.Frost R. The Mending Wall, in North of Boston. 2nd ed. NY., 1915.
2.Rifkin J. The Age of Access: The New Culture of Hypercapitalism where all of Life is a Paid-For Experience. 2001.
3.Войниканис Е.А., Якушев М.В. Информация. Собственность. Интернет: Традиции и новеллы в современном праве. – М., 2004.
4.Джексон Т. Intel Inside. История корпорации, совершившей технологическую революцию XX века. – М., 2013.
5.Карпова Н.Н. Интеллектуальная собственность и ВТО // Российское предпринимательство. – 2012. – № 2 (200). – c. 16–26. – http://www.creativeconomy.ru/articles/22773/.
6.Кинселла С. Против интеллектуальной собственности. – М., 2001.
7.Лев Б. Нематериальные активы, управление, измерение, отчетность. – М., 2003.
8.Мухин В.И. Управление интеллектуальной собственностью. – М., 2007.
9.Руус Й., Пайк С., Фернстрём Л. Интеллектуальный капитал: практика управления. –Спб, 2008.
10.Дозорцев В.А. Интеллектуальные права. Понятие, система, задачи кодификации. Сборник статей. – М., 2005.
11.Palmer T. Are Patents and Copyrights Morally Justified? The Philosophy of Property Rights and Ideal Objects. // Harvard Journal of Law & Public Policy. № 3.
12.Птушенко А.В. Системная концепция интеллектуального права // Интеллектуальная собственность. – 2009. – №4.
13.Всеобщая декларация прав человека [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr (дата обращения: 18.05.2014).
14.Стандарты IFRS, IAS 38 Intangible assets [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.iasplus.com/en/standards/ias/ias38 (дата обращения: 18.05.2014).
15. Хейвуд Дж.Б. Аутсорсинг: в поисках конкурентных преимуществ. – М, Спб, Киев, 2002. – С.44.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 18:53:04