Концепция инночеловека в системе стратегического менеджмента инновационного предприятия

Зубеева Е.В.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 7 (91), Июль 2014

Цитировать:
Зубеева Е.В. Концепция инночеловека в системе стратегического менеджмента инновационного предприятия // Креативная экономика. – 2014. – Том 8. – № 7. – С. 131-137.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=21753008
Цитирований: 1 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Представлено современное понимание термина «инночеловек». Инночеловек рассмотрен в системе стратегического менеджмента инновационного предприятия. Определены основные ипостаси инночеловека как инноруководителя, инноисполнителя и инноконкурента.

Ключевые слова: маркетинг, менеджмент, конкурентоспособность, человеческий капитал, интеллектуальный капитал, креативность, модель м портера, инночеловек, «Инновационная Россия–2020», инноруководитель, инноисполнитель, инноконкурент

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Понятие «инночеловек» впервые было использовано в проекте Минэкономразвития России «Инновационная Россия – 2020». Данный проект имеет целью создание предпосылок и условий для совершения российским рынком инновационного рывка, который подразумевает интенсификацию высокотехнологичного сектора в общей доле ВВП страны [5]. Инновационный сценарий проекта отражен на рисунке 1.

Рис. 1. Инновационный сценарий развития России

Человек превращается в инночеловека

Реализация проекта «Инновационная Россия–2020» предполагает три основных направления работы:

1) иннорепрессии – активные финансовые вливания в инновационные проекты, продукты, поддержание инновационного производства в части облегчения налогового бремени, предоставления грантов, формирование малых инновационных предприятий (МИП) как экспериментальной базы для крупномасштабного производства [1];

2) инновертикаль – схема контроля над исполнением стратегии, которая предполагает формирование новых инновационных подразделений, отвечающих за каждую конкретную сферу инновационного развития, в рамках российских предприятий. Помимо этого, инновертикаль подразумевает создание и функционирование «инновационного лифта» – сети государственных институтов развития, поддерживающих инновационные проекты [2];

3) инночеловек – человек, ориентирующий свою деятельность на инновационное производство, формирование и внедрение идей, проектов, планов креативного характера [4].

Однако данная трактовка понятия «инночеловек» достаточно однобока и не отражает его стратегического содержания в концепции современного инновационного предприятия. Отметим, что «инночеловек» – это один из важнейших элементов стратегического менеджмента предприятия. Для того чтобы ответить на вопрос о месте и назначении инночеловека, рассмотрим систему стратегического менеджмента современного инновационного предприятия (см. рис. 2).

Рис. 2. Система стратегического менеджмента предприятия

На самом верхнем уровне системы стратегического менеджмента, как видно из рисунка 2, стоит решение наиболее важных задач перспективного планирования. При любой организационной структуре управления данным направлением руководит высший менеджмент предприятия (руководитель, совет директоров и т.д.). Сегодня особое значение приобретает статус инноруководителя.

Под инноруководителем следует понимать лицо или группу лиц, являющихся представителями высшего звена руководства, использующих в своей деятельности инновационные приемы формирования миссии, видения, целей предприятия, а также работы с коллективом. Так, например, инноруководитель в качестве миссии компании определяет не простое лидерство на рынке, достигнутое путем снижения издержек или гибкой стратегии ценообразования, а формирование социальных благ для инноисполнителя как наиболее важного результата человекоориентированного производства.

За текущее планирование отвечает следующее звено управленческой иерархии – инноисполнитель. В отличие от простых линейных менеджеров, инноисполнитель – это лицо или группа лиц, предлагающих инновационные решения для стандартных проблем. Инноисполнитель, подобно инноруководителю, ставит во главу угла не интересы сугубо предприятия (такие как получение краткосрочной прибыли от сезонного производства и т.п.), а расширение возможности использования создаваемого социального блага (материального или нематериального).

Таким образом, отвечая на вопрос «как делать?», инноисполнитель, прежде всего, проведет опрос среди коллег, потребителей и конкурентов.

Наиболее важным звеном работы инноисполнителя является понимание того, насколько важен способ решения имеющейся проблемы для коллег, имеющихся потребителей, конкурентов, перспективных потребителей, перспективных конкурентов. При поиске новых способов решения на помощь инноисполнителю приходят технологии креативного маркетинга – творческое исполнение имеющейся технологии; формирование новой потребности в старом продукте; инновационный способ продвижения и использования продукта. Такая организация работы предприятия предполагает и некоторое изменение содержания стандартных функций менеджмента. Так, например, обычное планирование приобретает статус инновационного планирования, отвечающего за инновационные идеи производства, продвижения, организации труда. План становится своего рода алгоритмом, который учитывает все возможные исходы той или иной стратегии.

Гамма «новой экономики»

Следует отметить, что центром рыночной экономики является конкурентная борьба, предполагающая завоевание лидерских позиций по различным критериям – ценовым и неценовым (качество продукции, доля рынка, приверженность потребителя и т.д.). Структуру конкуренции на рынках товаров народного потребления и промышленного назначения описывает небезызвестная модель профессора Гарвардской бизнес-школы Майкла Портера [3]. Согласно его модели, предприятие находится под воздействием пяти конкурентных сил, преодоление которых предопределяет мероприятия конкурентной стратегии.

Современная рыночная ситуация диктует необходимость новой модели поведения конкурентов и формирования инноконкурента, т.е. конкурента, использующего новые приемы конкурентной борьбы и создания конкурентных преимуществ при ведении бизнеса. Рассмотрим структуру инноконкурентов в соответствии с моделью М. Портера (см. рис. 3).

Рис. 3. Структура инноконкурентов

Наиболее простая форма инноконкурента – действующий иннопродавец. Это существующее предприятие, производящее аналогичную продукцию или предоставляющее аналогичные услуги. Среди инновационных приемов конкурентной борьбы такие инноконкуренты используют нестандартные «уловки». Сегодня наибольшее распространение среди них получают «черный PR», стратегия «копирования» и технологии бенчмаркинга. Действия существующих иннопродавцов зачастую можно предугадать и провести соответствующие мероприятия по нивелированию их негативного воздействия, т.к. эта форма инноконкурентов уже действует на рынке и реализует какую-то известную стратегию.

Гораздо сложней обстоит дело с потенциальным инноконкурентом, который только готовится нанести конкурентный удар действующему производству. Наиболее опасны потенциальные инноконкуренты, которые становятся таковыми в связи с диверсификацией производства. Как правило, это сильные игроки рынка, которые либо осваивают новые рынки, либо уходят со старых рынков ввиду их насыщения и даже перенасыщения. В любом случае такие инноконкуренты имеют отработанные схемы завоевания заметных позиций на рынке. Менее опасны предприятия–«новички», которые только выходят на рынок. Их основной задачей является поиск рыночной ниши, завоевание доверия к торговой марке. Все эти рыночные процессы требуют длительного времени, в течение которого можно изучить их стратегию и предпринимать какие-либо ответные действия.

Источниками возникновения инносубститутов могут быть как существующие заменители продукции, так и новые. Инновационный характер таких заменителей заключается в том, что инносубституты рассчитаны на повышение требований потребителя к данной продукции и формирование нового спроса в связи с более высокой потребительной стоимостью этих заменителей. Потребительная стоимость может быть повышена за счет двух характеристик: более глубокое удовлетворение спроса за счет совершенствования товарных качеств продукта; новое представление продукции в части маркетинговых приемов (упаковка, дизайн). Если использование маркетинговых приемов при создании инносубститута «переманит» только часть покупателей, то совершенствование товарных качеств сформирует новый спрос и разбудит скрытые потребности.

Иннопоставщик и иннопокупатель – наиболее сложные формы конкурентных сил. Наиболее характерными они являются для рынка В2В, а также для длинных производственных цепочек, когда, например, поставщик одновременно является и покупателем одного вида сырья, и продавцом другого вида сырья. Достаточно опасными инновационными приемами иннопоставщика и иннопокупателя является использование PULL-стратегий, или стратегий «втягивания».

Благодаря данной стратегии участник рынка обеспечивает лояльное отношение к предлагаемому виду продукции (сырья) всех остальных участников канала распределения. Одновременно являясь продавцом и покупателем, такой участник рынка может «забрать» часть производственной цепочки или объединиться с лояльным к нему впереди или позади следующим звеном. Чем длиннее коммуникационная сбытовая цепочка, тем больше вероятность формирования такой конкурентной силы, как иннопоставщик. Что касается иннопокупателя, то он также может выступить как «диктатор рынка».

Известно, что потребитель стоит в центре маркетинговой системы, но на современном рынке производитель все еще может диктовать свои условия и продавать то, что производится. Иннопокупатель же может выступить в виде объединения группы покупателей (например, на рынке, характеризуемом малым числом покупателей), формирующих свои собственные требования к желаемой продукции. Если продавцу удастся договориться с иннопокупателем, то такая форма отношений может приобрести вид рынка монопсонии.

Вывод

Таким образом, инночеловек находит свое отражение во всех сферах стратегического менеджмента инновационного предприятия. Пока нельзя дать однозначного определения данному термину, т.к. с развитием стратегического подхода к управлению рыночными процессами будут появляться все новые и новые формы «инночеловека». Но ясно, что все эти формы будут объединены одним главным свойством – они выбирают инновационный подход к любому виду деятельности: руководство, производство, формирование конкурентной стратегии, формирование спроса, формирование предложения. То есть на сегодняшний день инночеловек – это собирательный образ креативного деятеля в различных областях, ответственного за становление инновационного пути развития экономики.


Источники:

1. Галетов И.Д., Черкасов М.Н. Инновационные проекты в современных условиях // Проблемы современной экономики, 2014.– № 17. – Новосибирск.
2. Киндюкова С.С., Черкасов М.Н. Государственная поддержка инновационной деятельности РФ // Экономика и современный менеджмент: теория и практика, 2014. – № 34.
3. Портер М. Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей конкурентов. – Альпина Паблишер, 2011.
4. Мыльник В.В., Мыльник А.В. Информация как основа формирования инновационных идей и знаний // Научные труды Вольного экономического общества России, 2012. – Т. 166.
5. Проект «ИННОВАЦИОННАЯ РОССИЯ–2020».

Страница обновлена: 22.01.2024 в 20:13:01