Управление стоимостью бизнеса на основе оценки неидентифицируемых нематериальных активов

Яч И., Седларж Й., Зайцев А.А., Зайцев А.В.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 7 (91), Июль 2014

Цитировать:
Яч И., Седларж Й., Зайцев А.А., Зайцев А.В. Управление стоимостью бизнеса на основе оценки неидентифицируемых нематериальных активов // Креативная экономика. – 2014. – Том 8. – № 7. – С. 28-39.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=21752999
Цитирований: 3 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Авторами формализовано определение и показана значимость неидентифицируемых нематериальных активов в формировании стоимости бизнеса. Рассмотрен механизм образования и повышения эффективности использования подобного класса активов. Обоснована и продемонстрирована целесообразность отнесения инвестиций на создание неидентифицируемых нематериальных активов к категории капитальных затрат. Предложены оригинальные методы оценки рыночной стоимости этих активов на примере концепции бережливого производства. Представлен анализ результатов реализации предложенного подхода к оценке на примере действующего бизнеса предприятия Hartmann–Rico, a.s. (г. Брно, Чехия) немецкого транснационального концерна Paul Hartmann AG. Исследования проводились в течение 6 лет, начиная с 2008 года.

Ключевые слова: инновационный менеджмент, инвестиции, интеллектуальный капитал, стоимость бизнеса, рыночная стоимость, управленческие технологии, оценка стоимости, концепция бережливого производства, капитальные затраты, неидентифицируемые нематериальные активы, текущие затраты

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



В мировой системе хозяйствования начала ХХ в. экономическая мощь строилась на материальных активах, поэтому в тот период рынок ценных бумаг высокой доходности был представлен производственными компаниями, фабриками, мануфактурами и железными дорогами. Спустя сто лет отличительной чертой современной экономики стало наличие в предпринимательском секторе высокотехнологичного бизнеса, основанного на создании и использовании различных объектов интеллектуальной собственности.

Марка держит цену

В настоящее время характерным является то обстоятельство, что компании, функционирующие в сфере высоких технологий, осуществляют свою деятельность в условиях нестабильности и неопределенности конкурентной среды, которая подвержена воздействиям процессов глобализации. Поэтому сегодня самыми успешными становятся экономические субъекты, у которых формирование значительной доли их стоимости приходится на нематериальные активы.

Подобная ориентация бизнеса на рост стоимости наряду с модернизацией производства и переходом экономики на инновационные пути развития нацелила менеджмент на разработку и внедрение технологических инноваций (новых продуктов и технологий их производства). Вместе с тем такой подход ведет к созданию новых направлений в области организации производственного процесса и совершенствования управления бизнесом, т.е. к формированию у компании совокупности организационно-управленческих инноваций.

Увеличение рыночной стоимости у большого количества компаний (как публично котируемых акционерных обществ, так и других форм предпринимательских структур) основывается на нематериальных активах. В частности, фирмы, производящие товары народного потребления, опираются на бренд и торговую марку. Передовые разработки фармацевтических компаний могут быть защищены патентами, а высокотехнологичные предприятия хранят секреты производства и кодифицируют знания персонала. В этой связи, с одной стороны, рыночная стоимость является экономической мерой значимости нематериальных активов, а с другой – эти активы представляют главный фактор формирования ценности компании на конкурентном рынке.

Однако все эти субъекты в процессе инновационной деятельности также стремятся применять различные управленческие технологии с целью повышения величины своей рыночной стоимости. Например, создают и внедряют концепцию бережливого производства (Lean Production), стратегию кайдзен, систему канбан, технологию «производство точно в срок» (Just in Time Management), реинжиниринг бизнес-процессов (Business Process Reengineering), концепцию «всеобщее управление качеством» (Total Quality Management) и т.д. Таким образом, наряду с применением технологических инноваций создание и внедрение различных управленческих технологий приводит к образованию принципиально новых элементов нематериальных активов. Они совершенствуют структуру интеллектуального капитала компании и относятся к так называемому классу неидентифицируемых нематериальных активов.

Этот класс активов представляет инструмент современного менеджмента, посредством которого создается противодействие влиянию различных факторов на снижение эффективности деятельности компании. В частности, использование концепции бережливого производства дает возможность наилучшим образом обеспечить выявление источников и мест возникновения скрытых потерь, а также их идентификацию и устранение [2].

В инновационной экономике управление затратами на разработку, производство, продвижение и реализацию нового продукта (т.е. расчет целевой себестоимости) увязывают с сопоставлением его рыночной цены и достижением запланированного показателя прибыли.

Подобный подход к ценообразованию предполагает, во-первых, проведение тщательного анализа рынка с целью установления востребованности продукта, его цены и объема реализации.

Во-вторых, определение уровня прибыли на основе совокупности показателей функциональных стратегий компании. Таким образом фиксируются целевые затраты для достижения параметров общей конкурентной стратегии. Именно поэтому одним из направлений современного менеджмента, позволяющего дополнительно выявить источники скрытых потерь ресурсов и обеспечить в целом их экономию, является применение передовых технологий управления бизнес-процессами. Это важно, поскольку скрытые потери не учтены в стратегии и отрицательно влияют как на формирование прибыли, так и на динамику роста рыночной стоимости.

Затраты сейчас – успех в будущем!

Решая задачу управления стоимостью высокотехнологичного бизнеса необходимо принимать во внимание, что существенная составляющая стоимости формируется за счет активов, которые в процессе инновационной деятельности физически никак себя не обнаруживают – класс неидентифицируемых нематериальных активов. Если для инвесторов данная часть стоимости является ускользающей с позиции ожидания конечных результатов бизнеса, то для бухгалтерского учета это абсолютно невидимая составляющая. Следовательно, менеджмент должен не только свободно ориентироваться в особенностях бухгалтерского учета, но и владеть подходами к оценке высокотехнологичного бизнеса.

Однако при реализации концепции стоимостного управления менеджменту необходимо учитывать, что решению задачи повышения эффективности бизнеса всегда предшествует оценка его рыночной стоимости, поскольку управлять можно только тем, что поддается количественному измерению. Оценивая стоимость инновационного бизнеса, компания может использовать как стандартные методы, так и разрабатывать на основе синтеза различных подходов собственные оригинальные методы [3–6].

В области высоких технологий учет и оценка имеют существенные отличия по сравнению с производственными предприятиями. Главным отличием является то, как компании будут соотносить инвестиционные (капитальные) и текущие затраты в условиях инновационной деятельности. Очевидно, что по-разному. Наращивая материальные активы, производственные предприятия будут относить эти инвестиции к капитальным затратам (долгосрочное использование), а ресурсы для обеспечения производственной деятельности (оплата труда, формирование запаса сырья и материалов) соответственно на текущие затраты.

Поскольку бухгалтерский учет осуществляется на строгом принципе разделения капитальных и текущих затрат, то у компаний, деятельность которых основывается на использовании нематериальных активов, возникает противоречие в соотношении этих затрат. Инновационная деятельность требует от высокотехнологичных компаний, научно-производственных предприятий или фармацевтических фирм не только больших затрат ресурса времени, но и значительных инвестиций в НИОКР, рекламу, обеспечивающую укрепление бренда или поддержание торговой марки, развитие клиентской базы, создание и внедрение различных управленческих технологий и т.д.

С точки зрения бухгалтерского учета подобные инвестиции имеют непредсказуемые конечные результаты и не поддаются количественной оценке, поэтому, как правило, в практике их относят на текущие расходы по аналогии с производственными предприятиями. Однако, несмотря на неопределенность результатов, необходимо относить эти расходы к категории капитальных затрат. В противном случае возможна ситуация, при которой в финансовой отчетности отражаются заниженные показатели прибыли и капитальных затрат. С позиции стратегического управления понижение этих показателей связано с увеличением целевой себестоимости, что в свою очередь приводит к снижению роста стоимости бизнеса.

Сбережение всегда оправдано

Одним из критериев отнесения инвестиций на создание нематериальных активов к категории капитальных затрат является многолетнее извлечение доходности для компании. Это означает, что они должны использоваться не один год и как следствие с обязательным установлением для них срока амортизации. Таким образом, чтобы перераспределить текущие и капитальные затраты, необходимо сформировать документальное экспертное подтверждение многолетнего эффекта использования для вновь созданных нематериальных активов.

Компании, обладающие неидентифицируемыми нематериальными активами, способны активно вступать в жесткую конкурентную борьбу. Содействует этому тот факт, что в своей стратегии они используют системы предупреждения рисков, минимизации расходов, выявления скрытых потерь и т.д. Рассмотрим на примере применения концепции бережливого производства (КБП) механизм образования и повышения эффективности использования неидентифицируемых нематериальных активов высокотехнологичного предприятия (см. рис. 1).

Рис. 1. Механизм повышения эффективности использования неидентифицируемых нематериальных активов

В практической деятельности текущие и инвестиционные расходы возникают уже в первый год применения управленческих технологий. Инвестиционные расходы на разработку подходов к внедрению концепции бережливого производства связаны с необходимостью финансирования затрат на аппаратное обеспечение информационных технологий, подготовку и переподготовку кадров, оплату консалтинговых услуг и т.д. В конечном итоге капитализация этих расходов и приводит к созданию в структуре неидентифицируемых нематериальных активов нового элемента, обусловленного внедрением на предприятии информационного и методического обеспечения концепции бережливого производства.

Правильный подход повышает доход

В момент образования нового элемента и в процессе его оценки соответствующие текущие расходы также, как и инвестиционные расходы, могут трансформироваться в капитальные затраты при выполнении условия, что эффект от внедрения актива действительно многолетний. Эффективность затраченных ресурсов на создание неидентифицируемых нематериальных активов достигается за счет снижения расходов реализации бизнеса в структуре целевой себестоимости, минимизации величины оборотного капитала до значения, при котором предприятие сохраняет требуемый уровень финансовой устойчивости, и ряда других факторов.

Таким образом, оценку рыночной стоимости неидентифицируемых активов необходимо производить не только по затратам на их создание и применение, но и в рамках определения результатов от использования актива. Это предполагает расчет динамических (дисконтированных) показателей, среди которых основную роль играет чистый дисконтированный доход или чистая приведенная стоимость (Net Present Value – NPV). Для решения такой задачи предлагается воспользоваться методами доходного подхода, поскольку, применяя современные управленческие технологии, компания получает дополнительные доходы.

Следовательно, при оценке инновационного бизнеса наиболее целесообразно применять подобные методы, вследствие того, что основной сферой их использования является оценка стоимости действующего бизнеса. Этот подход объединяет совокупность экономико-математических методов, основанных на определении ожидаемых доходов от использования объекта оценки в прогнозном периоде. Экономический смысл доходного подхода заключается в прогнозировании будущих доходов, получение которых предполагается в рамках оцениваемого бизнеса. С использованием операции дисконтирования эти доходы приводятся к текущей стоимости. В этом случае стоимость приносящего доход бизнеса – величина чистого дисконтированного дохода, т.е. стоимость действующего предприятия, будет представлять собой сумму текущих стоимостей, рассчитанных на интервале прогнозного периода.

Поэтому определение прироста стоимости бизнеса, образующегося в результате использования концепции бережливого производства, предложено провести с помощью метода доходного подхода. Выбираются два варианта деятельности предприятия. Первый вариант выступает как базовый и представляет собой способ реализации технологического процесса без использования концепции бережливого производства. Использование концепции бережливого производства рассматривается в качестве второго варианта. Затем сопоставляются экономические показатели двух вариантов и рассчитывается величина прироста стоимости бизнеса (рыночная стоимость неидентифицируемого нематериального актива) [1, 7].

Ниже предлагаем рассмотреть на практическом примере результаты расчетов подхода к управлению стоимостью бизнеса на основе оценки неидентифицируемых нематериальных активов. Сначала продемонстрируем экономическую целесообразность отнесения инвестиционных расходов создания и использования неидентифицируемых нематериальных активов (инновационных управленческих технологий) на капитальные затраты. То есть дадим ответ на вопрос как отреагирует процесс формирования стоимости бизнеса в зависимости от того, будут ли подобные расходы относиться на капитальные затраты либо на текущие затраты.

На рисунке 2 представлены графики изменения прироста стоимости бизнеса и прибыли при сопоставлении результатов экономико-математических расчетов двух вариантов (отнесение на капитальные и на текущие затраты). Поскольку инвестиции в нематериальный актив осуществлялись с 2008 г. по 2012 г., то, соответственно, прирост прибыли формировался по годам пропорционально абсолютным величинам изъятия этих расходов из текущих затрат и отнесения их на капитальные затраты.

Начиная с 2013 г. не происходит дополнительного прироста прибыли исключительно из-за завершения инвестиций в нематериальные активы и отнесения их на капитальные затраты. Однако общее наращивание прибыли в компании одинаково в обоих вариантах вплоть до 2017 г., поэтому величины их прироста равны и как следствие результирующая кривая «Прирост прибыли» находится на нулевой отметке.

Источник: составлено автором.

Рис. 2. Изменение прироста стоимости бизнеса и прибыли при сравнении отнесения расходов по внедрению нематериального актива на капитальные или на текущие затраты (2008–2012 – фактические данные, 2013 – 2017 – прогнозный период)

Именно в этом как для менеджмента, так и для бухгалтерского учета компании заключается «невидимость» существования различных конечных результатов стоимости бизнеса при отнесении таких инвестиций к разным категориям затрат. Доказательством данного положения является изображенный на рисунке 2 график «Прирост стоимости бизнеса», имеющий положительную динамику повышения стоимости бизнеса за счет выделения затрат на внедрение концепции бережливого производства из состава текущих в капитальные затраты. Для предложенного подхода устойчивый рост стоимости начинается с 2009 г. вплоть до прогнозного периода (2013–2017 гг.).

Интеллектуальный элемент

Далее проанализируем результаты реализации предложенного подхода в оценке неидентифицируемых нематериальных активов на примере внедрения концепции бережливого производства. Внедрение новой управленческой технологии при исполнении конкурентной стратегии всегда сопряжено с созданием элемента интеллектуального капитала. На рисунке 3 представлено сравнение базового варианта (без использования концепции бережливого производства) и варианта с использованием концепции. Изображенные графики показывают, что новый элемент интеллектуального капитала позволил обеспечить прирост стоимости бизнеса. Исходя из предложенного метода оценки и на основании полученных расчетов, можно констатировать, что рыночная стоимость вновь созданного нематериального актива (концепции бережливого производства) составляет 3,0 млн евро на конец фактического периода (2008–2012) и соответственно 5,9 млн евро на конец прогнозного периода (2013–2017).

Источник: составлено автором.

Рис. 3. Динамика прироста стоимости бизнеса при сравнении варианта без использования концепции бережливого производства и варианта с использованием концепции (2008–2012 – фактические данные, 2013–2017 – прогнозный период)

Вывод

В практической деятельности раскрыть уникальное влияние неидентифицируемых нематериальных активов на рост рыночной стоимости бизнеса, а впоследствии провести оценку представляет значительную сложность. Это связано с тем, что в решении подобной задачи их стоимость и роль неочевидны. Поэтому авторами предложены оригинальные методы оценки стоимости неидентифицируемых нематериальных активов (т.е. их участия в формировании стоимости бизнеса) на примере такой управленческой технологии, как концепция бережливого производства. Данная методика была апробирована на предприятии Hartmann–Rico, a.s. (г. Брно, Чехия) немецкого транснационального концерна Paul Hartmann AG. Исследования проводились в течение 6 лет, начиная с 2008 г.

На рассмотренном практическом примере продемонстрированный метод оценки позволил решить данную поставленную задачу. Динамика роста стоимости действующего бизнеса предприятия Hartmann–Rico, a.s. и прогнозные расчеты по сравнению с реально достигнутыми показателями имеют практически одинаковую направленность и достаточно близки с параметрами, полученными по состоянию на 31.12.2012 г. [7].


Источники:

1. Баранов В.В., Зайцев А.В., Мурадов А.В., Седларж Й. Концепция бережливого производства как неидентифицируемый нематериальный актив и её влияние на рыночную стоимость предприятия // Российское предпринимательство, 2010. – № 6 (1).
2. Вумек Джеймс П., Джонс Дэниел Т. Бережливое производство: Как избавиться от потерь и добиться процветания вашей компании / Пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.
3. Дамодаран А. Инвестиционная оценка. Инструменты и методы оценки любых активов. / Пер. с англ. – 7-е изд. – М. Альпина Паблишер, 2011.
4. Зайцев А.В. Управление инновационными изменениями и оценка эффективности их реализации на высокотехнологичных предприятиях. – М.: МГТУ им. А.Н. Косыгина, 2012.
5. Коупленд Т., Колер Т., Мурин Дж. Стоимость компаний: оценка и управление / Пер с англ. – М.: Олимп-Бизнес, 2002.
6. Эванс Фрэнк Ч., Бишоп Дэвид М. Оценка компаний при слияниях и поглощениях: Создание стоимости в частных компаниях / Пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2004.
7. Sedlar Josef, Zaytsev Andrey, Zaytsev Alexander. Methods for evaluating unidentifiable intangible assets of a high-technology business. Proceedings of the 2nd Business System Laboratory International Symposium «Systems Thinking for a Sustainable Economy. Advancements in Economic and Managerial Theory and Practice». January 23-24, 2014. – Rome, Italy: Universitas Mercatorum, 2014.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:12:06